Interested Article - Для тех, кто свалился с Луны
- 2020-06-28
- 1
«Для тех, кто свалился с Луны» — шестой студийный альбом группы «Алиса» .
Запись альбома проходила в Москве на ВПТО Видеофильм в 1992 году. В 1993 году «Для тех, кто свалился с Луны» был издан на лейбле Moroz Records , а в 1997 году благодаря фирме «Extraphone» вышел второй вариант в новом оформлении с бонус-треком «Ямщик» (слова Владимира Высоцкого ). Кроме того, Moroz Records выпустил на кассетах видео концерт под названием «Для тех, кто свалился с Луны», на котором исполнялись в основном песни из одноимённого альбома.
«Для тех, кто свалился с Луны» не был этапным альбомом . Он имеет мистический оттенок и сделан в духе бродячего балагана . Эпиграфом к альбому стали слова из романа Германа Гессе «Степной волк» : «Только для сумасшедших, плата за вход — разум». Константин Кинчев в одном из интервью сказал, что «Для тех, кто свалился с Луны» написан для людей не от мира сего .
История создания
Запись «Для тех, кто свалился с Луны» проходила в Москве в студии ВПТО «Видеофильм» под руководством звукорежиссёра Андрея Худякова. Работа началась в феврале 1992 года и могла продолжаться очень долгое время, но в конце осени в студии стали возникать трения, и Андрей Худяков попытался ускорить процесс записи, благодаря чему, вскоре всё было сделано .
В отличие от «Шабаша» аранжировки песен «Для тех, кто свалился с Луны» создавались непосредственно в студии. Во время записи «Алиса» впервые использовала семплерные пачки, из которых потом собиралось многоголосье . Клавишник Андрей Королёв почти всю сессию записи провёл в аппаратной и многое из того, что он там сделал, присутствует на плёнке . «Для тех, кто свалился с Луны» — последний альбом «Алисы», который не проходил мастеринг .
«Для тех, кто свалился с Луны» — последний альбом, в записи которого принимал участие гитарист Игорь Чумычкин . Через несколько месяцев после выхода альбома он выбросился из окна своей квартиры в Москве.
В передаче о концерте «Для тех, кто свалился с Луны» Константин Кинчев сказал, что однажды в полнолуние он шёл на репетицию и начал стремительно падать с этой Луны, а упал так, что повредил себе ребро. После этого он добавил, что в полнолуние начинают проявляться все негативные стороны человеческого характера, бесы начинают свою игру, и если с ними заигрываешься, то неминуемо получаешь по шапке.
Список композиций
Слова и музыка всех песен — Константин Кинчев.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Театр» | 3:48 |
2. | «Для тех, кто свалился с Луны» | 5:52 |
3. | «Республика» | 7:43 |
4. | «Камикадзе» | 4:49 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
5. | «Кибитка» | 6:51 |
6. | «Смутные дни» | 3:51 |
7. | «Плач» | 6:05 |
8. | «Пасынок звёзд» | 8:07 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
9. | «Ямщик» (Идёт между «Кибитка» и «Смутные дни») |
- «Театр» была написана в Москве (Тёплый стан) зимой 1985 года . Звукорежиссёр Андрей Худяков сказал, что песня специально сделана в механистичном стиле, чтобы достичь образа музыкальной шкатулки, с которой начинается всё дальнейшее действо . Другая аранжировка композиции вошла в альбом «Jazz» . Акустический вариант «Театра» можно услышать на сборниках «Акустика 2» и «Акустика 4».
- «Для тех, кто свалился с луны» была написана летом 1985 года в Москве в районе метро «Щёлковская» на улице Парковой в доме № 48 . Акустический вариант песни можно услышать на сборнике «Акустика 4».
- «Республика» была написана в декабре 1984 года в Москве (Тёплый стан) . В альбоме перед «Республикой» звучит диалог, слова которого трудно разобрать, Константин Кинчев сказал, этот разговор — маленькая тайна группы, о которой хотелось бы забыть, добавив, что это «рабочий момент» и записано не специально . Ранее Константин Кинчев объяснил название песни: «„Республика Объединенных этажей“ — это дом 184 корпус 2 по проспекту Мира, в народе именуемый как „дом на курьих ногах“. В этом доме я жил с 70-го по 80-й год. Там до сих пор живут мои друзья детства, я бываю там, но не часто» . Акустический вариант песни можно услышать на сборнике «Акустика 4».
- «Камикадзе» была написана летом 1989 года в Подмосковье . На концерте во Франции в 1991 году «Алиса» исполнила песню в совершенно другой аранжировке.
- «Кибитка» была написана весной 1991 года на улице Народного ополчения . Электронный ремикс композиции вошёл в альбом «Геополитика» . Также существует концертный вариант песни, исполненный вместе с группой «Бригада С» .
- «Смутные дни» была написана летом 1991 года на улице Народного ополчения . В книге «Алиса. 100 страниц» написано, что «а альбоме нет ни одной жёсткой или тяжёлой композиции — разве что закованная в зафузованные рифы темповая вещичка „Смутные дни“» . В 2003 году вышла на концертном диске «Мы Вместе 20 лет LIVE». Исполняя песню на концертах, Константин Кинчев после строчки «Каждый из нас верен земле» добавляет: «Своей земле!».
-
«Плач»
была написана весной 1991 года на улице Народного ополчения
. Считается, что Константин Кинчев посвятил её
Дмитрию Ревякину
— лидеру группы «
Калинов мост
»
.
Во время концерта, проходившего в 1992 году в Иерусалиме Константин Кинчев перед песней «Плач» сделал вступление:
«Укрепляйтесь духом ребята, потому что следующая эпоха — это эпоха Духа Святого, а всё находится в вас: Христос оставлял нам Царство Небесное именно в нас, то есть укрепляйтесь духом и помните всем сердцем ту душу, ту женщину… имя ей — Россия. А она сейчас плачет, но плачет светлыми слезами».
- «Пасынок звёзд» была написана весной 1990 года на улице Народного ополчения . В записи можно услышать православный хор, с которым группа познакомилась во время поездки в Иерусалим. Позже хор принял участие в песне «То ли про Любовь, то ли про Беду» из альбома «Чёрная метка» .
-
В 1996-м году вышел в свет сборник
, в который вошли песни Владимира Высоцкого, исполненные русскими рок-группами. В проекте приняли участие «Алиса»,
Юрий Шевчук
,
Калинов мост
,
Вячеслав Бутусов
,
Настя
,
Чиж & Co
,
Ва-БанкЪ
,
Чайф
,
Чёрный Обелиск
,
СерьГа
, НЭП, Трилистник, Спокойной ночи и
Tequilajazzz
.
Константин Кинчев рассказывал, что петь песни Высоцкого — гиблое дело, так как он обладает мощнейшим набором обертонов . Поэтому лидер «Алисы» выбрал стихотворение «Ямщик» и написал под него музыку. Одно слово стихотворения было изменено, так как Константин Кинчев записывал песню на память и случайно ошибся (вместо слов «незнакомой степи» Кинчев спел «непролазной степи»).
Для альбома также записывалась композиция «Танцевать», однако она не была включена в него, потому что Кинчева не устроил сам электрический вариант.
Участники записи
- Константин Кинчев — вокал ;
- Андрей Шаталин — гитара ;
- Игорь Чумычкин — гитара , бэк-вокал ;
- Андрей Королёв — клавишные , бэк-вокал ;
- — бас-гитара , бэк-вокал ;
- Михаил Нефёдов — ударные ;
- Никита Зайцев — скрипка (5);
- Певчие православных церквей (8).
Обложка альбома
На официальном сайте группы указано, что автор обложки — Андрей Столыпин . Сам художник в интервью газете «Шабаш» говорил, что не имеет к ней никакого отношения . Известно, что он начинал работать над оформлением и Константин Кинчев одобрил эти эскизы, но после художник покинул группу .
Автором окончательной версии оформления альбома является московский художник Константин Гончаров .
Обложка выполнена в « билибинском » стиле. Вдоль сторон квадрата обложки написано пожелание:
Тем, кому полнолуние наполняет сердца тоской о потерянной Родине и гонит из сонных домов в ночь, чистую, трепетную, вечно юную ночь. Вам цветы — не от мира сего. Вам, упавшие с луны братья и сестры, обращаю я слово своё! Я проведу вас тропою тайны, где на лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви седые колдуны; где берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек; где раз в году, налитой соком, лопается красным всполохом цветок папоротника; где ветер, разгоряченный бешеной пляской, срывает с хороводов одежды и делает танец простым и свободным; где любовь — это только воздух, воздух — верхушки деревьев, да сабли рек где-то там далеко-далеко внизу; где ты — это я. Я — это ты. Там, и только там, — мы вместе!
Была снята неофициальная передача о выпуске альбома, в которой Константин Кинчев рассказал, что этой цитатой начинались все концерты-презентации этого альбома, а сам альбом посвящён «тем, кто чувствует свою связь с потерянной Родиной, то есть ощущает себя на земле эмигрантом и готовится к дальнейшему путешествию, которое не прекращалось никогда».
Издания
В 1993 году Moroz Records выпустил «Для тех, кто свалился с Луны» на виниле. Альбом стал последним произведением группы, изданным на этом носителе .
Также в 1993 году «Для тех, кто свалился с Луны» был издан на лейбле Moroz Records на компакт дисках и компакт кассетах. Основной тираж был изготовлен в Австрии на заводе DADC . К альбому прилагался буклет на 4 страницы.
Через несколько лет права на издание перешли к фирме Extraphone и в 1997 году на свет появилось новое издание альбома . Основной тираж был изготовлен в Чехии на заводе GZ. К альбому прилагался буклет на 12 страниц. Оформление обложки отличалось от «морозовского» варианта издания 1993 года. Главным отличием стало то, что Extraphone в качестве бонуса включил в «Для тех, кто свалился с Луны» песню «Ямщик», но при этом урезал три песни (Плач, Пасынок Звёзд и Кибитка) в общей сложности на 2,5 минуты.
В июне 2009 года Real Records выпустил переиздание всех студийных альбомов «Алисы» с бонусами, в которое вошёл и «Для тех, кто свалился с Луны».
В 2014 году «Для тех, кто свалился с луны» переиздан Bomba Music на грампластинке, тираж напечатан в Германии.
Критика
В интервью газете «РК-презент» Константин Кинчев сказал, что из названия можно легко понять философию альбома: он написан для людей не от мира сего:
«А эпиграфом ко всей работе мы взяли слова Германа Гессе: „Только для сумасшедших! Плата за вход — разум“. Поэтому сразу предупреждаю, чтобы родители всячески препятствовали своим детям и не разрешали им покупать нашу пластинку. Потому что, не дай Бог, съедет крыша. Так что те родители, которые заботятся о будущем своих чад, должны не допустить, чтобы их дети услышали наш альбом. Помните: „Плата за вход — разум“».
В книге «Алиса. 100 страниц» «Для тех, кто свалился с Луны» охарактеризован как «изящный и тонкий, словно музыкальная шкатулка из антикварного магазина» . Также в книге указано, что впервые после «Энергии» в альбоме «Алисы» появилось несколько смысловых пластов, а также элементы театра с воображаемыми декорациями и костюмами . Автор считает, что на диске представлена широкая музыкальная палитра: от фольклора до поп-роковых интонаций .
Андрей Бурлака в своей рок-энциклопедии подчеркнул, что альбом вызвал бурные востоpги «алисаманов», но гоpаздо более остоpожные оценки pок-пpессы .
Примечания
- Официальный сайт. Рубрика вопросы. 26.11.2001 — Какой смысл вы вкладываете в понятие «этапный альбом»?…
- . Алиса . Дата обращения: 20 июня 2009. 21 февраля 2012 года.
- ↑ Пётр Каменченко. // РК-презент : г. — 1993.
- ↑ . Алиса . Дата обращения: 20 июня 2009. Архивировано из 11 апреля 2008 года.
- ↑ . Песни . Дата обращения: 20 июня 2009. 28 января 2012 года.
- Официальный сайт. Рубрика вопросы. 30.10.2002 — Борзыкин… 92-й год… Проходки
- . Вопросы К. Кинчеву
- ↑ Троегубов В., Челищева Н. Алиса 100 страниц. — М. : НОТА-Р, 2003. — 96 с.
- Ответы на конкурс . Дата обращения: 20 июня 2009. 20 октября 2008 года.
- . Секрет вечной молодости от Алисы . Дата обращения: 20 июня 2009. Архивировано из 21 января 2012 года.
- ↑ С. Рязанов. // Троицкий вариант : г. — 2001. 29 июня 2006 года.
- ↑ // Шабаш. — 1993. 4 марта 2016 года.
- .
- . Раритет-CD. Дата обращения: 20 июня 2009. 23 января 2012 года.
- . Раритет-CD. Дата обращения: 20 июня 2009. 23 января 2012 года.
- Андрей Бурлака. // Rock-n-roll.ru. 7 апреля 2023 года.
Ссылки
- — проект «Рок-песни: толкование» (история, интервью, комментарии)
- с участием К. Кинчева, посвящённый выходу альбома «Для тех, кто свалился с Луны»
- 2020-06-28
- 1