Interested Article - They Don’t Care About Us
- 2021-02-01
- 1
«They Don’t Care About Us» (с англ. — «Им наплевать на нас») — песня американского автора-исполнителя Майкла Джексона , четвёртый сингл из его девятого студийного альбома HIStory: Past, Present and Future, Book I . Была выпущена на лейбле Epic Records 31 марта 1996 года. Эта песня-протест сочетает в себе элементы ритм-н-блюза , хип-хопа и хард-рока . В тексте музыкант демонстрирует, что расизм и расовое неравенство продолжают своё существование, а также критикует американские ценности и идеологию.
Ещё до выхода нового альбома Джексона критики неверно истолковали смысл нескольких строк композиции, результатом стали обвинения певца в антисемитизме . Поднятая шумиха сказалась на популярности «They Don’t Care About Us» в США: радиостанции неохотно брали трек в ротацию, телеканалы подвергали цензуре или вообще отказывались показывать видеоклипы. Песня стала лишь 30-й в Billboard Hot 100 . Однако в европейских хит-парадах композиция занимала строчки в первой десятке. Она получила золотые и платиновые сертификации в нескольких странах мира.
С режиссёром Спайком Ли Джексон снял два видеоклипа на песню. Съёмки первого из них прошли в Бразилии , телевизионная премьера ролика состоялась в марте 1996 года, причём MTV и VH1 подвергли ролик цензуре. Поскольку певец остался недоволен первым видеоклипом, было принято решение смонтировать ещё одну версию из кадров, снятых в одной из тюрем Нью-Йорка , и архивных съёмок, демонстрирующих избиения арестованных полицией людей, геноцид и голод . Данную версию ролика американские телеканалы наотрез отказались брать в ротацию, посчитав её слишком провокационной — телевизионная премьера в США так и не состоялась.
«They Don’t Care About Us» не потеряла своей актуальности как песня-протест, её нередко исполняют митингующие борцы за гражданские права в разных странах мира.
История создания и особенности композиции
Над этой композицией Джексон работал ещё в период записи альбома Dangerous . «Это была одна из первых песен, которую я услышал, присоединившись к команде Майкла. Но для пластинки она ещё не предназначалась», — вспоминал . На ранних стадиях работы в основе песни был стук метронома , постепенно Джексон вместе со звукоинженерами накладывали на него всё больше различных перкуссионных звуков. В результате один только бридж композиции состоит из более чем трёхсот дорожек с записанными ударными . «They Don’t Care About Us» представляет собой композицию умеренно-медленного темпа, написанную в тональности ре минор .
Текст песни демонстрирует, что расизм и расовое неравенство продолжают своё существование. Джексон поёт о том, что его ненавидят, он избит и порабощён . Музыкант описывает ситуацию в США и мире, где неимущие и пользующиеся меньшими правами люди не воспринимаются всерьёз и ассоциируются исключительно с преступностью и тюрьмой . Он рассказывает о жестоком обращении полиции с этими людьми, как во времена движения за гражданские права чернокожих в США . «Певец обвиняет правительство Штатов в „закапывании головы в песок“, когда дело касается расовых проблем, а также в создании ложного имиджа идеального государства, в котором все люди имеют равные права», — писал рецензент .
Релиз
Выпуск сингла
«They Don’t Care About Us» была выпущена в качестве четвёртого сингла из альбома Майкла Джексона HIStory: Past, Present and Future, Book I 31 марта 1996 года. Песня заняла высокие позиции в европейских чартах, она возглавила хит-парады Венгрии , Германии , Италии и , четвёртую строчку композиция заняла в чарте Великобритании . В американских хит-парадах песня не добилась большого успеха и оказалась лишь на 30-м месте Billboard Hot 100 .
Реакция критиков и общественности
Возникшая вокруг текста песни шумиха отразилась на популярности трека, после выпуска сингла радиостанции неохотно брали её в ротацию, телеканалы подвергали цензуре или вообще отказывались показывать видеоклипы .
«Им наплевать на нас („They Don’t Care About Us“), на тех, к кому относятся несправедливо, на тех, кого унижают, на тех, кого называют „ниггер“, на тех, кого называют словом „жид“, (использование которого в песне было неправильно понято). Когда я был маленьким, у нас были евреи-юристы, евреи-бухгалтера, и мы все жили бок о бок. Они называли друг друга словом „жид“. Однажды я спросил, что оно означает, и они сказали, что это такое же обидное слово для евреев, как слово „ниггер“ для чернокожих. Я всегда знал, что когда человека хотят унизить, его называют либо ниггером, либо жидом. Вот о чем я говорил в песне. Меня просто неправильно поняли. Я никогда не стал бы обзывать кого бы то ни было подобным образом».
Ещё до выхода альбома критики обвинили Джексона в антисемитизме за строки в «They Don’t Care About Us»: «Jew me» (с англ. — «Назови меня евреем») и «Kike me» (с англ. — «Обзови меня жидом») . Кроме того, певец навлёк на себя гнев средств массовой информации, критикуя в тексте американские ценности и идеологию . Журналист New York Times впоследствии сделал вывод о лицемерии всех песен Джексона социальной направленности, эта точка зрения быстро прижилась среди критиков . После релиза альбома поддержала выпад против музыканта и еврейская общественность . В одном из интервью певец ответил на вопрос о песне: «Текст композиции не имеет отношения к антисемитизму, я не расист». Джексон также отметил, что в его окружении много друзей евреев, таких как Дэвид Геффен и Стивен Спилберг . В официальном заявлении музыкант объяснил: «Это песня о боли от несправедливости, способ обратить внимание на социальные и политические проблемы. Это голос атакованных, угнетённых людей» . Певец впоследствии перезаписал спорные строки композиции на более нейтральные, именно эта альтернативная версия песни выпускалась на более поздних тиражах альбома и сингла . По мнению критика это одна из самых сильных композиций в альбоме HIStory . «Если журналистам не импонирует качественный вокал и изобретательные аранжировки Джексона в «They Don’t Care About Us», они просто намеренно сопротивляются, — писал Уайт. — Гитарное соло в ней — лучший хард-рок в карьере певца» . «Из текста этой песни Джексона очевидно: это один из его хитов, стирающих расовые и классовые барьеры», — писал другой рецензент .
Видеоклипы
Бразильская версия
Джексон позвонил режиссёру Спайку Ли , чтобы поработать с ним над одним из видеоклипов для альбома HIStory: Past, Present and Future, Book I и предложил Ли выбрать песню. Режиссёр вспоминал, что, прослушав альбом, он выбрал « Stranger in Moscow », однако певец ответил: «Нет, ты не хочешь снимать на неё клип, ты хочешь снять „They Don’t Care About Us“» . Было принято решение снять ролик в Бразилии . Съёмки прошли в одной из фавел Рио-де-Жанейро — в Доне Марте , а также известном квартале Салвадора — . Бразилия известна множеством фавел, однако именно нищие трущобы Доны Марты вплотную соседствуют c роскошью: совсем рядом располагаются исторический район Ботафого и известный пляж Копакабана . Губернатор Рио не хотел давать согласие на съёмки, считая, что видеоклип, снятый в трущобах, может повредить имиджу города . Бразильские власти долго не хотели выдавать певцу визу . В съёмках приняла участие группа афробразильских барабанщиков , аранжировка песни для ролика была изменена так, чтобы наложить живое звучание их инструментов . В начале видеоклипа за кадром раздаётся женский голос: «Michael, eles não ligam pra gente!» (с порт. — «Майкл, им наплевать на нас!») . В ролике музыкант исполняет композицию, гуляя по трущобам, контактируя с местными жителями и танцуя под аккомпанемент барабанов .
22 марта 1996 года состоялась премьера ролика на телевидении. Телеканалы MTV и VH1 взяли видеоклип в ротацию, подвергнув его цензуре . Ролик вошёл в сборники видеоклипов певца HIStory on Film, Volume II и Michael Jackson’s Vision .
Тюремная версия
Музыкант остался недоволен первым роликом — видео не в полной мере передавало дух песни . Вместе с режиссёром Джексон принял решение смонтировать второй видеоклип из кадров, снятых в одной из тюрем Нью-Йорка . По сюжету нового видео заключённый в тюрьму певец бунтует вместе со своими сокамерниками и требует справедливости. Кадры сопровождаются архивными съёмками, демонстрирующими избиения арестованных полицией людей, геноцид и голод .
Телевизионная премьера этого видеоклипа в США так и не состоялась, американские телеканалы сочли его слишком провокационным и наотрез отказались брать его в ротацию . Эта версия ролика вошла в бонусный диск сборника видеоклипов Джексона Michael Jackson’s Vision .
Влияние
После съёмок бразильской версии видеоклипа местные власти обратили внимание на плачевное положение фавелы Дона Марта: эти трущобы были известны большим количеством наркодилеров . «Всё стало меняться после приезда Майкла Джексона. Теперь это безопасная фавела, здесь получили развитие социальные проекты, больше никаких наркотиков. Но всё началось именно благодаря Майклу Джексону», — рассказала пресс-секретарь по туризму в Рио-де-Жанейро . В 2010 году на месте съёмок ролика был установлен памятник музыканту .
В середине 2010-х гг. в связи со скачком расовой напряжённости в США , песня и тюремная версия видеоклипа на неё приковали к себе огромное внимание, и спустя 20 лет после релиза «They Don’t Care About Us» не потеряла своей актуальности как песня-протест. Её нередко исполняют митингующие борцы за гражданские права, а в социальных сетях получил распространение хештег #TheyDontCareAboutUs .
В 2015 году Фаррелл Уильямс снял свой видеоклип на песню « Freedom » под очевидным визуальным влиянием тюремной версии ролика Майкла Джексона .
Список композиций сингла
- 7" (номер в каталоге Epic Records — 34 78264)
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «They Don’t Care About Us» (Single Version) | 4:43 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
2. | « Rock with You » (Frankie Knuckles Radio Mix) | 3:47 |
- CD (номер в каталоге Epic Records — 662950 1)
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «They Don’t Care About Us» (LP Version) | 4:10 |
2. | «They Don’t Care About Us» (Love To Infinity's Walk In The Park Radio Mix) | 4:46 |
Участники записи
- Майкл Джексон — текст, музыка, вокал , бэк-вокал , аранжировка струнных
- Брэд Баксер, Чак Уайлд, Джефф Бова, Джейсон Майлс — клавишные , программирование
- Тревор Рабин, Роб Хоффман — гитара
- Аннет Сандерс — дирижёр детского хора Лос-Анджелеса
Позиции в чартах и сертификации
Позиции в чартах
|
Сертификации
|
Примечания
- ↑ , p. 243.
- ↑ .
- , p. 242.
- ↑ , p. 242—243.
- ↑ , p. 153.
- (англ.) . musicnotes.com. Дата обращения: 17 июля 2016. 3 марта 2016 года.
- , p. 38.
- , p. 407.
- , p. 408.
- ↑ (нем.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 24 апреля 2014 года.
- ↑ (англ.) . Official Charts Company . Дата обращения: 8 марта 2016. 4 июня 2015 года.
- ↑ (англ.) . Billboard (8 июня 1996). Дата обращения: 28 июня 2016. 16 марта 2016 года.
- ↑ Andersen, D.B. (англ.) . perceptive.kinja.com (17 декабря 2014). Дата обращения: 2 июля 2016. 23 февраля 2016 года.
- , p. 121.
- ↑ , p. 244.
- Weinraub, Benard. (англ.) . New York Times (15 июля 1995). Дата обращения: 4 июля 2016. 3 марта 2016 года.
- ↑ Mackie, Drew. (англ.) . People (16 июня 2015). Дата обращения: 4 июля 2016. 4 марта 2016 года.
- , p. 410.
- (англ.) . Time (29 июня 2009). Дата обращения: 29 июня 2016. 20 февраля 2016 года.
- ↑ , p. 172.
- , p. 135.
- ↑ (англ.) . (3 мая 2016). Дата обращения: 29 июня 2016. 5 мая 2016 года.
- (англ.) . Discogs . Дата обращения: 11 июля 2016. 26 ноября 2016 года.
- ↑ (англ.) . Discogs. Дата обращения: 17 июля 2016. 24 октября 2017 года.
- , p. 139.
- Leila Cobo. (англ.) // Billboard : журнал. — 2009. — Vol. 121 , no. 27 . — P. 18 . — ISSN .
- Clarke, Felicity. (англ.) . (22 июня 2010). Дата обращения: 2 июля 2016. 14 марта 2016 года.
- Anderson, D.B. (англ.) . The Baltimore Sun (9 декабря 2014). Дата обращения: 9 июля 2016. 21 апреля 2015 года.
- Morley, Nicole. (англ.) . (9 июля 2016). Дата обращения: 9 июля 2016. 9 июля 2016 года.
- (англ.) . CBS News (11 декабря 2014). Дата обращения: 9 июля 2016. 8 сентября 2015 года.
- Marie, Léa. (англ.) . (15 августа 2017). Дата обращения: 22 августа 2017. 22 августа 2017 года.
- (исп.) . BuenaVibra.es (6 сентября 2020). Дата обращения: 10 сентября 2020. 10 сентября 2020 года.
- (фр.) . staragora.com (23 июля 2015). Дата обращения: 22 августа 2017. 4 августа 2017 года.
- ↑ (англ.) . Discogs . Дата обращения: 1 июня 2016. 26 октября 2016 года.
- (англ.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 7 марта 2016 года.
- (нем.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 30 января 2016 года.
- (фр.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 8 марта 2016 года.
- (нидерл.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 7 марта 2016 года.
- (англ.) . IRMA . — Необходимо задать параметр «Search by Artist» как «Michael Jackson», а параметр «Search by Song Title» — как «They Don’t Care About Us». Дата обращения: 8 марта 2016. 3 июня 2009 года.
- (нидерл.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 3 марта 2016 года.
- (англ.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано из 6 марта 2016 года.
- (англ.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 3 марта 2016 года.
- (польск.) . Дата обращения: 8 марта 2016. 3 марта 2016 года.
- (англ.) . Billboard (15 июня 1996). Дата обращения: 28 июня 2016. 18 марта 2015 года.
- (англ.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 5 марта 2016 года.
- (фр.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 9 марта 2016 года.
- (нем.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 14 марта 2016 года.
- (англ.) . Hung Medien. Дата обращения: 8 марта 2016. 9 мая 2016 года.
- (нидерл.) . Ultratop . Дата обращения: 5 сентября 2021. 28 октября 2020 года.
- (англ.) . BPI (3 сентября 2021). Дата обращения: 5 сентября 2021. 3 сентября 2021 года.
- (датск.) . IFPI (14 августа 2014). Дата обращения: 26 августа 2018. 26 августа 2018 года.
- (норв.) . IFPI . Дата обращения: 11 декабря 2020. Архивировано 5 ноября 2012 года.
- (англ.) . RIAA (23 августа 2018). Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- (фр.) . SNEP . Дата обращения: 5 июля 2020. 5 июля 2020 года.
- (нем.) . BVMI . Дата обращения: 9 марта 2016. 4 марта 2016 года.
- (нем.) . IFPI. — Необходимо задать параметр «Titel» как «Earth Song». Дата обращения: 5 сентября 2021. 5 сентября 2021 года.
Литература
- Халстед К., Кадман К. Майкл Джексон. Энциклопедия творчества. — ИП Зайцева Е. В., 2013. — 308 с. — ISBN 978-5-9902359-1-5 .
- Вогель Дж. Майкл Джексон: Человек в музыке. — Энас-книга, 2013. — 352 с. — ISBN 978-5-91921-185-3 .
- White A. . — Resistance Works, WDC, 2009. — 117 с. — ISBN 9780984215904 .
- Halstead C., Cadman C. . — Authors On Line Ltd, 2003. — 270 с. — ISBN 9780755200917 .
- Cloud P. T. . — WestBow Press, 2013. — 126 с. — ISBN 9781490810799 .
- Fongot Kini-Yen K. . — Langaa RPCIG, 2015. — 934 с. — ISBN 9789956762767 .
- Boteach S. . — Vanguard Press, 2009. — 320 с. — ISBN 9780786751563 .
- Freire-Medeiros B. . — Routledge, 2014. — 224 с. — ISBN 9781136893513 .
- Moré Í. . — University of Arizona Press, 2011. — 192 с. — ISBN 9780816508396 .
Ссылки
- на сайте Discogs
- 2021-02-01
- 1