Interested Article - Широкоугольный объектив

Широкоуго́льный объекти́в объектив , фокусное расстояние которого короче « нормального ». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно . В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки . Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными . В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием , так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Один и тот же сюжет, снятый с разных расстояний широкоугольным, нормальным и длиннофокусным объективами

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат « Супер-35 ». Для кинокамер формата « Супер-16 » широкоугольным считается объектив короче 25 мм . Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм . Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Схема ретрофокусного широкоугольного объектива для однообъективных зеркальных фотоаппаратов . H’ задняя главная плоскость ; f’ заднее фокусное расстояние

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии , позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии . Однако, подчёркнутая перспектива , даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов . Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости , позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние . В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами .

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке . Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний . Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю .

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной и свободной от дисторсии. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором , обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок . Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора . Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив , состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента . Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году . Позднее им был разработан «Angenieux Retrofocus» 35/2,5 для малоформатных фотоаппаратов, ставший образцом многочисленных подражаний .

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора . Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой .

См. также

Примечания

  1. Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. , с. 14.
  2. , с. 78.
  3. , с. 42.
  4. , с. 56.
  5. , с. 62.
  6. , с. 19.
  7. , с. 84.
  8. Костя Какуша. . Статьи . Про Фото. Дата обращения: 5 июня 2014. 26 февраля 2020 года.
  9. , с. 369.
  10. , с. 17.
  11. , с. 81.
  12. . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из 15 ноября 2013 года.
  13. , с. 152.
  14. Allan Weitz. (англ.) . B&H Photo Video. Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  15. , с. 17.
  16. , с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов . Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский . Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М. : "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Ершов К. Г. / С. М. Проворнов. — Л. : «Машиностроение», 1988. — С. 76—114. — 272 с. — 10 000 экз. ISBN 5-217-00276-0 .
  • Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9 . — С. 14—30 . — ISSN .
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы // « Советское фото » : журнал. — 1988. — № 4 . — С. 42, 43 . — ISSN .
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М. : «Мир», 1986. — 280 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л. : «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
Источник —

Same as Широкоугольный объектив