Interested Article - Тангиева-Бирзниеце, Елена Александровна

Елена Александровна Тангиева-Бирзниеце (также Тангиева-Бирзниек , в латвийских источниках часто Хелена Тангиева-Бирзниеце , латыш. Helēna Tangijeva-Birzniece , урождённая Бек-Мелик-Тангиева ; 13 (26) апреля 1907 , Павловск 31 июля 1965 , Рига ) — латвийская балерина и балетмейстер армянского происхождения , педагог Михаила Барышникова . Народная артистка Латвийской ССР (1956).

Биография

Родилась в дворянской семье, дочь Александра Сергеевича Бек-Мелик-Тангиева, начальника железнодорожной станции Павловск . В 1912 году потеряла мать.

В 1914 году начала заниматься в частной балетной школе Ивана и Александра Чекрыгиных. В 1916 году поступила в Императорское Петроградское театральное училище в балетный класс Ольги Преображенской . После небольшого перерыва в 1920 году продолжила образование в выделившемся теперь отдельно хореографическом училище под руководством Агриппины Вагановой .

Окончив курс, в 1924—1927 годах выступала в балете Государственного академического театра оперы и балета , танцуя эпизодические партии в классическом репертуаре: Гюльнара в « Корсаре » А. Адана , кошечка в « Спящей красавице » П. И. Чайковского и т. д. Одновременно по совету Фёдора Лопухова продолжала образование в хореографическом училище, осваивая профессию балетмейстера.

В 1927 году вышла замуж за генерального консула Латвии в Ленинграде . Несмотря на то, что до 1930 года он продолжал занимать свой пост в Ленинграде, Тангиева-Бирзниеце немедленно перебралась в Ригу, где до 1937 года была солисткой балетной труппы Латвийской оперы . Дебютировала в роли Пьеретты в «Арлекинаде» Рикардо Дриго (1927), уже в следующем году получила первую крупную партию — Сванильды в « Коппелии » Лео Делиба . Далее последовали более двух десятков партий, в том числе Одетта-Одиллия в « Лебедином озере » Чайковского (1931) и заглавная партия в « Красном маке » Рейнгольда Глиэра (1934). В 1935 году стала первой исполнительницей партии Айны в балете Яниса Мединьша «Победа любви». Гастролировала в Брюсселе, Антверпене, Берлине, Хельсинки и Стокгольме. В 1936 году дебютировала в Латвийской опере как балетмейстер, осуществив новую постановку «Корсара». В 1928—1944 годах возглавляла в Риге частную балетную школу (среди её учениц были Анна Приеде и Татьяна Сута ). Одновременно в 1932—1937 годах преподавала в балетной школе оперного театра, в 1940—1941 годах — её художественный руководитель.

В 1944 году попыталась бежать через Вентспилс в Швецию со своим возлюбленным, дипломатом Вилисом Олавсом . В лодку, которая должна была довезти их до стоявшего на рейде города корабля, во время отправления попала бомба , Тангиевой-Бирзниеце удалось спастись, а Олавс утонул в реке Вента .

Вернувшись в Ригу, в 1945—1952 и 1956—1965 годах занимала должность главного балетмейстера Латвийской оперы (в перерыве, в 1952—1956 годах, главный балетмейстер Государственного театра музыкальной комедии ). Готовила возобновления многих балетов классического репертуара на рижской сцене. В 1947 году поставила первый современный балет — «Лайму» Анатолия Лепина , с участием таких исполнителей, как Анна Приеде, , Арвид Озолиньш . Перенесла на рижскую сцену ряд постановок своих советских коллег, в том числе Ростислава Захарова Бахчисарайский фонтан » Бориса Асафьева ), Вахтанга Чабукиани Лауренсия » Александра Крейна ), Бориса Фенстера («Юность» Михаила Чулаки ). Кроме того, вместе с Тангиева-Бирзниеце занималась хореографической обработкой латышских народных танцев.

Одновременно с этим в 1945—1965 годах преподавала в Рижском хореографическом училище . Как об одном из своих педагогов, сыгравших в его судьбе важную роль, упоминает о Тангиевой-Берзниеце Михаил Барышников:

Это именно Тангиева мне сказала: если вырастешь, то станешь. Она не надеялась, но очень хотела. Так-то вот. Она всё видела. Замечала, когда у меня что-то получалось. Например, хорошо станцевал в « Щелкунчике », и она мне за кулисами даёт шоколадку… Я был на седьмом небе. А когда я уехал в Ленинград, она приезжала смотреть на мой класс. Занятия в школе начинались рано, в восемь тридцать, сугробы были до ушей, а она всё равно приходила .

Награды и память

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1956), лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1960).

Творчество Тангиевой-Бирзниеце включено в Латвийский культурный канон . В Риге на доме № 4 по улице Виландес , где балерина жила в 1945—1965 годах, установлена мемориальная доска .

Примечания

  1. Театральная энциклопедия / под ред. С. С. Мокульский М. : Большая российская энциклопедия , 1960.
  2. Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5. — С. 49.
  3. Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917—1987: Словарь-​справочник. — Л. : Советский композитор, 1988. — С. 189.
  4. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  5. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  6. 100 Latvijas sievietes kultūrā un politikā / Sast. Ausma Cimdiņa . — Rīga: Latvijas Universitāte, 2008. — Lp. 448.
  7. Igors Freimanis. Dzīves piruete: Atmin̦u kolāža. — Rīga: Daugava, 2002. — Lp. 200.
  8. от 25 мая 2021 на Wayback Machine // Latvijas sabiedriskie mediji , 12.04.2018.
  9. Jānis Liepin̦š. Mani pacienti: Ārsta nemedicīniskas piezīmes. — Rīga: Preses nams, 1998. — Lp. 119.
  10. Felikss Krusa. Latvijas namdaris Vilis Olavs: tautas sardzē baltās un nebaltās dienās. — Rīga: Valters un Rapa, 2001. — Lp. 158.
  11. О. Хрусталёва. Неоговорённая территория Михаила Барышникова // «Домовой», 1998, № 1.
  12. от 8 мая 2021 на Wayback Machine на сайте Латвийского культурного канона
  13. Ашот Григорян, Дорога в Латвию , издательство Эдитус, Москва, 2022, 110 с., стр. 98, ISBN 978-50-014-9797-4

Ссылки

Источник —

Same as Тангиева-Бирзниеце, Елена Александровна