Interested Article - Струнке, Никлавс
- 2020-08-29
- 2
Никлавс Струнке ( латыш. Niklāvs Strunke ; 6 октября 1894 , Гостынин , Царство Польское , ныне Польша — 13 октября 1966 , Рим ) — латышский художник, автор картины « » (1927), включённой в культурный канон Латвии .
Родился в семье унтер-офицера. Жил в Польше, затем в 1903—1909 годах в Вольмаре , где окончил прогимназию и начал заниматься живописью под руководством . После этого переехал с семьёй в Санкт-Петербург. В 1909—1911 годах учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Ивана Билибина и Николая Рериха . Кроме того, в 1910 году посещал мастерскую Яна Ционглинского , а в 1911—1913 годах занимался в студии Михаила Бернштейна . Затем на год вернулся в Ригу и продолжил обучение в Художественной студии Юлия Мадерниека , начал работать как иллюстратор латышских сказок. После этого снова в Петрограде, возобновил занятия у Бернштейна и Леонида Шервуда .
В 1915 году поступил добровольцем в Шестой полк латышских стрелков для участия в Первой мировой войне . После 1917 года какое-то время находился в Валке и Цесисе , затем снова в Петрограде, откуда по чужим документам выехал в Вильну. В 1919 году после получения Латвией независимости обосновался в Риге и жил в Латвии до 1944 года. Первоначально вошёл в группу художников-экспрессионистов вместе с Екабом Казаком , Романом Сутой , Ото Скулме , Валдемаром Тоне и Конрадом Убансом . Проводил значительное время в поездках по Италии; познакомился с Филиппо Томмазо Маринетти и авторами его круга, Маринетти включил Струнке в свой манифест «Мировой футуризм» (1924). Итальянские симпатии Струнке даже вызвали к жизни предположение, что именно он ввёл в употребление в Латвии итальянское приветствие «Чао!» . В 1923 году провёл также некоторое время в Берлине, участвовал в выставках Ноябрьской группы .
В межвоенной Латвии Струнке интенсивно работал как книжный график, особенно много сотрудничая с издательством . Среди примерно 700 созданных им обложек книги Александра Чака , Вилиса Плудониса , Анны Бригадере и других видных латышских писателей. Сотрудничая как сценограф с рижскими театрами (в общей сложности около 40 постановок), оформил ряд спектаклей по пьесам Райниса . Создавал также рисунки для продукции рижской фарфоровой фабрики Якоба Карла Ессена. Публиковал статьи и эссе об искусстве под псевдонимом Палменский Клавс ( латыш. Palmenu Klavs ). В 1933 году был удостоен Ордена Трёх звёзд IV степени.
В 1944 году бежал в Швецию и до конца жизни делил своё время между Швецией и Италией. Персональные выставки Струнке проходили в Карлстаде (1945), Мальмё (1947), Лунде (1948), Стокгольме (1952 и 1962).
Примечания
- Niklàvs Strunke // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #139045317 // (нем.) — 2012—2016.
- (англ.) — Library of Congress .
- от 8 мая 2021 на Wayback Machine на сайте Латвийского культурного канона
- от 25 мая 2021 на Wayback Machine // Delfi , 4.07.2018.
- от 25 мая 2021 на Wayback Machine // Латвийский национальный художественный музей , сентябрь 2018 года.
Литература
- Dzintra Andrušaite. Niklāvs Strunke. Versija par Palmēnu Klāvu. — Rīga: Valters un Rapa, 2002. — 227 lpp. ISBN 9984-595-71-4
- Niklāvs Strunke. / Sast. Laima Slava. — Rīga: Neputns, 2021. — 824 lpp.: il. ISBN 978-9934-601-12-5
- 2020-08-29
- 2