Interested Article - Обычный формат фильма

Размеры и расположение изображения и фонограммы на фильме обычного формата

Обы́чный форма́т , классический формат , академический кадр кинематографическая система , использующая стандартную перфорированную 35-мм киноплёнку с классическим соотношением сторон 1,37:1 получаемого на экране изображения и одноканальной оптической фонограммой (или пространством для неё) между изображением и перфорацией с одной стороны . Обычный формат для съёмки и демонстрации кинофильма использует сферическую ( аксиально-симметричную ) оптику и стандартную частоту 24 кадра в секунду .

В СССР на 35-мм киноплёнке выпускались фильмы трёх разновидностей: «обычного формата», « кашетированные » и «широкоэкранные» , о чём делалась соответствующая надпись на коробке с фильмокопией и зарядных ракордах . Поэтому название «обычный формат» в кинематографическом обиходе заменило более правильное «классический».

Техническое описание

Размеры и расположение изображения на киноплёнке для обычного формата регламентированы нормативными документами SMPTE и российскими стандартами. При киносъёмке пространство, предназначенное для совмещённой фонограммы на фильмокопии, остается пустым. Поэтому размеры кадра негатива и позитива не различаются, а кадровое окно кинопроектора лишь незначительно меньше размера исходного изображения, чтобы исключить появление каймы при проекции. Кадровое окно киносъёмочного аппарата обычного формата имеет размеры 16,0×21,95 мм по ГОСТ 24229—80 , а полезный проецируемый на экран кадр — 15,29×20,96 мм. Поэтому классический формат может быть как производственным , так и прокатным , то есть с негатива обычного формата возможна контактная печать совмещённых фильмокопий в таком же формате . Объектив киносъёмочных аппаратов обычного формата смещён относительно оси симметрии киноплёнки вследствие несимметричного расположения кадра.

Формат имеет академическое соотношение сторон 1,375:1, узаконенное 15 марта 1932 года Американской академией киноискусства и использует шаг кадра в четыре перфорации , считающийся стандартным . Обычно соотношение сторон «классического» кадра сокращают до 1,37:1, что также отражено в иногда употребляемом названии «Формат 137». Некоторые источники указывают значение 1,33:1, что неверно, поскольку это соотношение сторон относится к аналоговому телевидению стандартной чёткости и кадру немого кинематографа с другими размерами изображения, которое занимало всю ширину киноплёнки между перфорациями, не оставляя места под фонограмму. Кроме того, по сравнению с «немым кадром» обычный формат имеет более широкий межкадровый промежуток.

Стандартизация обычного формата стала результатом соглашения ведущих киностудий, заменив почти квадратный кадр 1,16:1 первых систем звукового кинематографа « Мувитон » ( англ. Movietone ) . После этого немой кадр 1,33:1 использовался гораздо позднее в качестве производственного формата « Супер-35 ».

Фильмокопии обычного формата

Фильмокопии обычного формата могут печататься как контактным способом с такого же негатива, так и оптическим способом с негативов других форматов, причем соотношение сторон кадра у оригинального изображения может быть отличным от классического. В обычном формате при помощи оптических кинокопировальных машин могут быть напечатаны в том числе и фильмы, снятые в форматах с широким экраном — широкоэкранные и широкоформатные . При этом часть изображения теряется из-за несоответствия форматов. Поэтому при перепечатывании на обычный формат применяются специальные приспособления для изменения области выкопировки при пансканировании широкоэкранного кадра. Обычно этот процесс происходит при изготовлении совмещённого дубльнегатива .

Практика перевода широкоэкранных и широкоформатных фильмов в обычный формат была повсеместной, поскольку киноустановок , оборудованных кинопроекторами обычного формата, во всем мире было подавляющее большинство. По этой же причине до изобретения техники пансканирования компанией Panavision некоторые продюсеры широкоэкранных фильмов выпускали их в двух версиях, для чего проводили съёмки одновременно двумя киносъёмочными аппаратами, один из которых был обычного формата . Кроме того, перевод формата был необходим для полноэкранной демонстрации по телевидению . С негатива обычного формата возможна оптическая печать узкоплёночных фильмокопий 16 мм и 8 мм, обладающих близким соотношением сторон кадра.

Распространённость

За всю историю кинематографа обычный формат стал самым долгоживущим из всех существующих . Подавляющее большинство кинокартин снято в этом формате благодаря распространенности съёмочного и проекционного оборудования. Именно в обычном формате снималась практически вся кинохроника , научно-популярные фильмы и мультипликация . Классический формат был стандартом для большей части технических киносъёмок. Технология скрытого кашетирования также предполагала изготовление негатива обычного формата, который впоследствии использовался целиком для мастеринга оптических видеодисков . Однако, на сегодняшний день обычный формат применяется только при печати прокатных фильмокопий для малобюджетных кинотеатров. Киносъёмочная аппаратура обычного формата давно не производится, уступив место аппаратуре, рассчитанной на более универсальный формат « Супер-35 », пригодной также для съёмки в классическом формате после замены кадровой рамки.
Наступление цифровых технологий кинопроизводства приводит к вытеснению киноплёнки из кинематографа. Лишь часть копий современных фильмов выпускается на киноплёнке и печатаются они по большей части в кашетированных форматах.

Источники

  1. , с. 27.
  2. . Kodak . Дата обращения: 10 мая 2012. 11 августа 2012 года.
  3. . Cinema-museum.net. Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано из 11 августа 2012 года.
  4. . Gostedu.ru (1 января 1982). Дата обращения: 10 мая 2012. 3 апреля 2013 года.
  5. . Complexdoc.ru (1 января 1980). Дата обращения: 10 мая 2012. 11 августа 2012 года.
  6. , с. 10.
  7. , с. 43.
  8. Леонид Коновалов. . Кинофотопроцессы . Леонид Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 26 сентября 2012. Архивировано из 24 апреля 2012 года.
  9. , с. 10.
  10. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 7 сентября 2014. 3 сентября 2014 года.
  11. , с. 34.

Литература

  • Е. М. Голдовский . Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 8, 9.
  • Б. Н. Коноплёв . Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Николай Майоров. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — № 3 . — С. 30—36 . 5 марта 2016 года.
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. — № 1 (31) . — С. 38—44 . — ISSN .

Ссылки

  • Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский. // «625» : журнал. — 2004. — № 4 . — ISSN . 10 октября 2007 года.
Источник —

Same as Обычный формат фильма