Лидеры кинопроката России
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинопрока́т — массовый показ фильмов (кинопоказ) в сети кинотеатров . Тот же термин используется и для обозначения системы кинотеатров.
Считается, что кинематограф возник как вид искусства только с появлением платных киносеансов в декабре 1895 года, когда в Париже братья Люмьер создали первый кинотеатр на бульваре Капуцинок .
Распространение кино в большинстве стран, в том числе и в России , начиналось с кинопроката, демонстрировавшего фильмы, сделанные в других странах. Очень быстро в дополнение к переоборудованным театрам и кафе стали открываться специализированные кинотеатры, образовались киносети . В этой области лидировали США , где уже к 1908 году появилось 3000 кинотеатров ( англ. nickelodeon , от слов англ. nickel ( пятицентовая монета ) и « одеон » (греческий театр). Это быстрое становление кинопрокатной сети привело к развитию американской киноиндустрии и созданию Голливуда в конце 1910-х годов.
В России в 1913 году было 1412 кинотеатров, из них 67 в Москве и 137 в Санкт-Петербурге . За время Октябрьской революции и Гражданской войны количество кинотеатров сократилось вдвое, но в СССР стало быстро увеличиваться, в основном за счёт кинопередвижек :
Кинопрокат испытал три периода потенциально массового оттока зрителей из кинотеатров:
Кинопрокат борется с тенденцией индивидуального просмотра, совершенствуя кинотеатры и улучшая технологию. Заметным событием стало появление многозальных кинотеатров. Однако, уже в середине 1980-х годов доходы кинематографических компаний от продажи видеокассет в США превзошли кассовые сборы в американских кинотеатрах.
В 2010 году, по данным MPAA , мировые кассовые сборы составили рекордно высокие 31,8 млрд долларов .
Кинопрокату в США в последнее время удалось удерживать посещаемость на уровне более 1 миллиарда посещений в год; кассовые сборы за 2010 год (вместе с Канадой ) составили около 11 миллиардов долларов . Основную массу выручки в США приносят новые фильмы.
Экономика кинопроката в СССР сильно отличалась от американского варианта, из-за большой доли дохода от продажи билетов на старые («повторные») фильмы (до 60 % в конце 1980-х годов). Цены на билеты в СССР были очень низкими — 30–40 копеек; резкий рост цен начался в 1990-е годы.
В 1960-е годы кинопосещаемость в СССР была высокой (на уровне Индии ). В год продавалось свыше 4,5 миллиардов билетов — 20 билетов на одного жителя страны. Из-за развития телевидения и утраты интереса к кино к 1987 посещаемость в расчёте на одного жителя упала до 12—13 раз в год. При этом общее количество зрителей в 1987 году составило 3,8 миллиарда, из них новые фильмы собрали 1,6 миллиарда посетителей, кассовые сборы были около 1 миллиарда рублей.
Разрушение экономики во время и после распада СССР и резко возросшая доступность фильмов на видеокассетах привели к падению числа кинотеатров на 30 % уже в 1991—1992 годах, положение ухудшалось в последующие годы. Положение многочисленных однозальных кинотеатров в « спальных районах » городов стало катастрофическим (даже в советское время из 4865 постоянных кинотеатров лишь около 800 были неубыточными).
Динамика продажи билетов отразила крах российской системы кинопроката:
К середине 1990-х годов посещаемость среднего сеанса составляла 10—20 человек, « кассовые » зарубежные фильмы собирали в зале 300—500 зрителей. Лишь редкие фильмы могли собрать более миллиона зрителей, даже на « Титаник » было продано лишь около трёх миллионов билетов, на « Сибирский цирюльник » (1998) около полутора миллионов.
По данным «Кинобизнеса» , посещаемость стала расти с конца 2000-х годов:
В 2010 году российский объём рынка киноиндустрии был 1,5 млрд долларов, Россия занимала пятое место в регионе ЕБВА . В 2011 году средняя цена билета составляла 7,04 доллара .
По данным « Невафильм Research» на март 2011 года в России было 875 кинотеатров с 2445 залами. У десяти крупнейших операторов сетей кинотеатров сосредоточено 187 кинотеатров с 944 залами. Крупнейшие операторы — , Киномакс , , Синема парк , Формула Кино , , .
В июле 2015 года была зафиксирована рекордная посещаемость за последние пять лет, составив 21,88 миллиона проданных билетов. Так, кассовые сборы в июле составили 5,21 миллиарда рублей, что почти на 35 % больше сборов июня и на 19,9 % превысило общую кассу июля прошлого года .
Как правило (2010-е), кинотеатры оставляют себе половину сборов, 10—15 % берёт дистрибьютор , оставшиеся 35—40 % достаются создателям картины .