Interested Article - Кинематограф Италии

Логотип кинокомпании Cines, образованной в 1906 году в Риме

Италья́нский кинемато́граф киноискусство и киноиндустрия Италии .

История

Раннее кино

« Ад » (1911) — первый итальянский полнометражный фильм

21 апреля 1895 года в Турине публике показан кинетоскоп Эдисона , который стал первым кинематографическим аппаратом на территории Италии. Вскоре последовал приход « Синематографа » братьев Люмьер , открытого в Риме 12 марта 1896 года. За ними появились , Уильяма Поля и витаскоп Эдисона. Итальянское изобретение, «Кинетограф Альберини » не получило развития из-за отсутствия финансирования и производственных возможностей.

Среди фильмов, сделанных итальянскими пионерами-операторами, как правило, либо работавшими в компании Люмьер, либо снимавшими на самодельную камеру, были спортивные новости, церемонии, памятники и панорамы. В Милане были отсняты «Ванны Дианы» ( итал. Bagni di Diana ), «Пожарная бригада» ( итал. I pompieri ), «Прибытие поезда на Миланский вокзал» ( итал. Arrivo del treno nella stazione di Milano ) и другие плёнки. К 1897 году эра Люмьер во многом завершилась в пользу водевильных театров, кафе-концертов и ярмарок, проходивших в северных городах Италии. Продолжая традиции передвижных выступлений XVIII века, зрителям показывали мир через популярные снимки, «волшебные фонари», панорамы, диорамы , стереографические фото и объясняли в комментариях их смысл. Ярмарочный период отмечен доминированием французских фирм « Pathé-Frères », « Gaumont » и компании Жоржа Мельеса . Тогда же фильмы приобрели большую продолжительность, а театральные сети — международное управление.

« Камо грядеши? » (1913) — первый блокбастер в истории кинематографа

Первым художественным фильмом стал фильм режиссёра Филотео Альберини «Взятие Рима» ( итал. La presa di Roma ), снятый в 1905 году.

В период с 1904 по 1907 год построились первые кинотеатры, привлекающие широкие массы — рабочий класс и женщин; в Риме и Турине основывались кинофабрики. С 1905 по 1910 год, из-за отсутствия какой бы то ни было централизации, производство осуществлялось в 500 студиях.

Авангардные направления литературы веризм и футуризм опробовали новый вид искусства. Футуристы искали в кино источник вдохновения для поэзии , театра , живописи и фотографии и находили его автономным искусством, формально антиреалистическим, динамичным, обладающим большой визуальной силой. Известный критик Ричотто Канудо опубликовал эссе по теории кино «Триумф кинематографа» (1908), а затем «Манифест седьмого искусства» (1911). Среди авангардного кино выделяются «Хроматическая музыка» ( итал. Musica cromatica , 1912) и «Футуристическая жизнь» ( итал. Vita futurista , 1916).

С 1908 года в моду входят исторические фильмы об Античности , Ренессансе и Рисорджименто , как, например, — «Последние дни Помпеи» ( итал. Gli ultimi giorni di Pompei , 1908) и «Нерон» ( итал. Nerone , 1909), а также сюжеты основанные на французских и итальянских романах XIX века. Многие французские режиссёры переезжают работать в Италию. Под влиянием французских травелогов появляются итальянские.

Следующим этапом становятся комические серии, в которых снимается немало бывших клоунов и акробатов.

В период с 1909 по 1910 год главные итальянские компании (Cines, Film d’arte italiana, Ambrosio, Itala, Pasquali и Milano) еженедельно объявляли о своих новинках. Их кинофильмы продавались по всей Европе и в США.

Кадр из футуристического фильма « » А. Д. Брагальи

Дальнейшее время в развитии итальянского кинематографа рассматривается как «золотой век». С 1911 года до Первой мировой войны произошли революционные изменения в самих киностудиях и в способе показа фильмов. Были построены кинопаласы на 1000—1500 мест, кинематограф нацелился на средний класс. В киноиндустрию пришли финансисты, адвокаты и аристократия. Фильм перестал быть чисто коммерческим делом и превратился в культурное явление. Международного успеха достигли художественные картины 1911 года: «Инферно» ( итал. L’inferno ), «Освобождённый Иерусалим» ( итал. La Gerusalemme liberata ) и «Падение Трои» ( итал. La caduta di Troia ). Длительность фильмов и их качество (« Камо грядеши? », « Кабирия ») поставили Италию на одну ступень с законодателями индустрии — Францией и Данией. Гегемония американского кино приходит в Европу во время Первой мировой войны в 1916 году .

В 1914 году государство ввело цензуру и различные налоги для кинопромышленности.

Крупнейшими режиссёрами ( авторами ) раннего кино были Джованни Пастроне , Джузеппе де Лигуоро, Луиджи Маджи , , Марио Казерини , Бальдассаре Негрони , , , , Нино Мартольо . Звездой немого кино стал актёр Эрмете Дзаккони , а дивами Лида Борелли и Элеонора Дузе .

Конкуренция со стороны американских кинопроизводителей и организационно-финансовые неудачи привели к постепенному сокращению кинопроизводства в Италии. Если в 1920 году снималось около 220 фильмов, то в 1921—100, в 1922 — 50, а к 1928 году — порядка десяти. Приход фашистов к власти в 1922 году поначалу никак не изменил эту тенденцию. Провозглашённая государством автаркия не привела к уменьшению показа иностранного кино .

Период фашизма

Чинечитта — кинематографическая студия в Риме.

Придя к власти, Бенито Муссолини объявил кино «самым сильным оружием государства». Однако, в отличие от немецкого нацизма , идеология захватила кино не полностью. Благодаря министру культуры Луиджи Фредди кинопроизводство пользовалось значительной автономией, а цензура практически ограничивалась документальными и образовательными лентами. В 1923 году появился Институт кинообразования (итал.) , в задачи которого входило в первую очередь производство новостей, восхваляющих лидера, прогресс Италии, рост промышленности и урожай пшеницы. К идеологической хронике относятся «Муссолиния», «В свете Рима» ( итал. Nella luce di Roma ). Независимое кино продолжило прерванные войной традиции в картинах «Сирано де Бержерак» (1924) и « Мачисте в аду » ( итал. Maciste all’inferno , 1926), которые однако не достигли ожидаемого успеха. Крупнейший фашистский фильм «Солнце» ( итал. Sole , 1929) режиссёра Алессандро Блазетти получил признание критики, но зрителей собрал мало. В основе как этого, так и других фильмов данного периода лежало воспевание простой фермерской жизни и критика капитализма , основанного на займах у землевладельцев .

« Старая гвардия » (1935) Алессандро Блазетти — пример фильма пропаганды фашизма

Крупной фигурой 30-х годов был владелец кинокомпании «Pittaluga Cine», промышленник Стефано Питталуга, который продюсировал 90 % всех фильмов. Он способствовал введению протекционистских мер на кинорынке, принятых в 1933 году против доминирования американского кино. Годом ранее открылся первый Венецианский кинофестиваль . Государство, в лице министра культуры Луиджи Фредди, осуществляло поддержку фильмов, не противоречащих государственной идеологии, и способствовало развитию эскапистского киножанра. C 1936 года началось кино белых телефонов или сентиментальных историй со счастливым концом. Был основан Экспериментальный центр кинематографии , стали выходить журналы о кино: Bianco e Nero , Cinema . К концу 30-х годов во всех кинотеатрах Италии был введён звук. Первым итальянским звуковым фильмом стала « Песня любви », (1930) . В 1937 году основана студия « Чинечитта », оплот кинопромышленности Италии. В эти же годы создано множество комедий, включая диалектные .

Наиболее известны фильмы 30-х « 1860 », « » (реж. Алессандро Блазетти); « », « », « », (реж. Марио Камерини ); « », « » (реж. Гвидо Бриньоне ). В начале второй мировой войны кино приобрело новые темы, вдохновлённые театром Новеченто и частично литературой американского реализма . Фактически это кино подготовило почву для послевоенного неореализма . Кроме Блазетти с его « (итал.) », Де Сика режиссирует фильм « Дети смотрят на нас »; делает первые шаги Антониони ; Сольдати снимает картину « (итал.) », а Висконти — « Одержимость », которая значительно контрастировала с фашистскими лентами. В месяцы правления Республики Сало производство находилось под немецкой цензурой. Ещё одним направлением кино с 1935 года была тема победных вторжений в Африку .

Неореализм

Кадр из фильма « Рим — открытый город » режиссёра Роберто Росселлини , который считается эталоном и отправной точкой в развитии итальянского неореализма .

Течение «нового реализма», возникшее в послевоенный период с 1945 по начало 1950-х годов , ставило задачу культурного и социального обновления, и наряду с Французской новой волной оказало сильное влияние на развитие кинематографа всего XX века. В 1949 году появляется Национальный киноархив ( итал. Cineteca Nazionale ) .

Эстетические принципы неореализма изложил кинотеоретик Дзаваттини в «Некоторых мыслях о кино» (1951) и других работах. Вслед пришёл период «розового неореализма» (« », « Хлеб, любовь и фантазия », « Красивые, но бедные ») , отчасти вызванный сменой политического климата. Он всё больше склоняется к легкому жанру (как в комедиях Марио Моничелли, например, — « Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны »), иронии и шутовству. Кино становится более рыночным, хотя и режиссёры не теряют собственного почерка. Благодаря славе в этом жанре, актрисы Джина Лоллобриджида , Сильвана Мангано , Сильвана Пампанини и Софи Лорен дали рождение итальянской системе звёзд , отличной от Голливуда .

Наследие неореализма начало развиваться в двух направлениях: в « комедии по-итальянски » и в авторском кино , представленном двумя поколениями режиссёров . В отличие от учителей первого поколения ( Висконти , Де Сика , Антониони , Феллини ), работы второй волны были более идеологизированы (« Перед революцией », « », « Евангелие от Матфея », « », « Ночной портье », « Отец-хозяин », « ») .

1960-е годы

Софи Лорен в фильме « Чочара » (1960) Витторио де Сика

К началу 60-х итальянские картины, благодаря снижению импорта из США, увеличили свою долю на рынке и стали выходить в международный прокат. Среди них были фильмы ужасов — так называемые джалло Девушка, которая слишком много знала »), комедии (« Развод по-итальянски ») и мифологические эпопеи — пеплумы Подвиги Геракла »), многие из фильмов были совместного производства (« Генерал делла Ровере » реж. Роберто Росселлини ).

В 1962 году Дино Де Лаурентис выстроил несколько студий недалеко от Рима. Италия стала самой крупной киноплощадкой в Западной Европе.

Анита Экберг в известной сцене с фонтаном из фильма « Сладкая жизнь » (1960) Федерико Феллини

Наиболее заметные режиссёры, пришедшие к новому десятилетию, — Феллини (« Сладкая жизнь », « Восемь с половиной »), Антониони (« Приключение ») и Висконти (« Рокко и его братья ») , однако расширение кинопроизводства открыло новые имена. Неореализм принимается молодыми левыми для социальной критики в кино: (« Умберто Д. », « Кулаки в кармане »). Драматические перемены, связанные с индустриализацией и переездом фермеров в город, особенно на севере Италии, отразились в картине « Время остановилось » реж. Эрманно Ольми . Жанр « Синема верите » находит воплощение в фильмах « Битва за Алжир » и в дебютных картинах Пазолини Аккатоне », « Мама Рома »), где режиссёр смешивает площадной язык и музыку Баха . Затрагиваются новые темы, исчезают прежние табу : тема Итальянского Сопротивления (« », 1959; « Товарищи », 1963, реж. Марио Моничелли ), темы мафии и спекуляции (« », 1962; « Руки над городом », 1963, реж. Франческо Рози ).

Студенческие волнения 1968 года в Европе и последующая «горячая осень» итальянских профсоюзов отразились на кинематографе. В него пришли политика и дебаты (« Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений » реж. Элио Петри ; « Сакко и Ванцетти » реж. Джулиано Монтальдо ) . Начали свою творческую биографию лидеры «бунтарского кино» (или «кино контестации») Марко Беллоккьо и Сальваторе Сампери . В их фильмах главную роль часто исполнял актёр Лу Кастель , активный участник леворадикального движения.

Итальянское кино 1960-х связано с именем режиссёра Серджо Леоне и появлением жанра спагетти-вестерна , который продолжил традиции американских вестернов , достигших особого колорита в « Долларовой трилогии », благодаря актёру Клинту Иствуду и композитору Эннио Морриконе . Другие режиссёры жанра — Серджо Соллима , Серджо Корбуччи и Франко Джиральди .

1970-е годы

Начиная с 1969 года в Италии начался период известный как « Свинцовые времена » ( итал. Anni di piombo ), длившийся до начала 1980-х. Возник связанный с терроризмом жанр полицейских фильмов ( итал. poliziesco ). В этом жанре были сняты картины « » (1972); « Сиятельные трупы » (1976); отчасти он проявился в комедиях по-итальянски : « » (1973); « Хотим полковников » (1973); « Дорогой Микеле » (1976) и др. .

Витторио Гассман , Нино Манфреди и в фильме « Мы так любили друг друга » (1974) Этторе Скола

Премию « Оскар » получает фильм « Сад Финци-Контини » (1971) .

Культовый статус обретают комедии « Мои друзья » (1975) и « Мелкий-мелкий буржуа » (1977). В 1974 году Феллини снимает оскароносный « Амаркорд », а через год — « Казанова », Антониони приглашает для обсуждения социальных перемен в свои фильмы иностранных актёров (« Забриски-пойнт », « Профессия: репортёр »). Киноработы Пазолини отмечены борьбой с конформизмом и консьюмеризмом . Среди них « Декамерон » (1971), который интерпретируется как (итал.) за постоянный режиссёрский выбор актёрского состава ( Франко Читти и Нинетто Даволи ), а также скандальный фильм « Сало, или 120 дней Содома » (1975), вызвавший споры и цензурные ограничения. Громкого успеха достигли картины « Последнее танго в Париже » Бертолуччи (1972) и « Двадцатый век » (1976). Взявший Золотую пальмовую ветвь фильм « Рабочий класс идёт в рай » Элио Петри затрагивает «трудные» темы полицейской и судебной систем и развивает широкое направление «социального кино» ( итал. film impegnati ). Режиссёр Дино Ризи раскрывает народные пороки через комедии (« Именем итальянского народа », 1971) и психологические драмы (« Запах женщины », 1974), (« Потерянная душа », 1976), в которых блистает актёр Витторио Гассман . Роли Уго Тоньяцци наиболее выразительны в комедиях по-итальянски. Грубый гротеск не обходит кинематограф в фильме Этторе Скола Отвратительные, грязные, злые », 1976). Затем режиссёр выпускает « Необычный день » (1977), собравший множество призов и номинаций, где главные роли сыграли Марчелло Мастрояни и Софи Лорен . Самыми успешными фильмами ужасов стали « Птица с хрустальным оперением » (1970) и « Кроваво-красное » (1975) режиссёра Дарио Ардженто . Успехом у публики пользовались джалло Франческо Барилли «Аромат дамы в чёрном» (1974) и «Пансионат страха» (1977).

В 1970-е годы кинопроизводители работали в основном на экспорт. Существовало два своеобразных способа создания фильмов: при первом способе продюсеры заказывали сценаристам так называемые «treatments» (небольшие заявки на сценарий с описанием общего сюжета). По получении сценариев отбирали самые, на их взгляд, стоящие и интересные, а затем поручали художникам нарисовать плакаты по мотивам полученного сценария. Далее продюсеры съезжались на ежегодный международный кинорынок , который проходил в Милане. С помощью нарисованных плакатов продюсеры пытались продать пока ещё не снятые фильмы. В случае заинтересованности покупателя продюсер сообщал о том, что фильм находится в процессе съёмок и просил предоставления определённой предоплаты, получив которую, продюсер заказывал у сценариста полноценный сценарий на соответствующий treatment. Подобным образом ставилось более половины сценариев в Италии .

Другой способ был более прост — сценарист писал по собственной инициативе, после написания сценария он отправлял его различным продюсерам в надежде, что те заинтересуются им и купят.

Период спада 1980—1990-х годов

Роберто Бениньи и Николетта Браски на Каннском кинофестивале 1998 года

К середине восьмидесятых кинопроизводство сократилось до 90 фильмов в год, а распространение массового телевидения, несмотря на финансовую поддержку правительства, привело к закрытию кинотеатров . В частности в 1985 году работало почти 5000 кинотеатров, в 1998 году их число сократилось до 2600. Доля рынка итальянского кино в Италии в середине 1970-х составляла 60 %, но к 1993 году она упала до 13 %. Часть режиссёров, актёров, техников, гримёров и операторов эмигрировали из страны . Начался затяжной спад кинематографа, продолжавшийся до начала века . На этом фоне Феллини снял последний фильм « Голос луны » (1990), Бертолуччи переключился на международные проекты, братья Тавиани продолжают историко-идеологическое кинопроизводство, Этторе Скола снимает картину « » (1986), Пупи Авати выделяется комедиями: «Школьная прогулка» (1983) и «Рождественский подарок» (1986) .

В 1983 году вышел первый фильм в жанре (итал.) или рождественских фильмов (« »).

Три картины получили премию « Оскар »: « Новый кинотеатр «Парадизо» » (1988) Джузеппе Торнаторе , « Средиземное море » (1991) Габриэле Сальватореса и « Жизнь прекрасна » (1997) Роберто Бениньи . Последний фильм также отмечен на Каннском фестивале , где успеха кроме него достигли « Похититель детей » (1992, реж. Джанни Амелио ) и « » (1993, реж. Нанни Моретти ). В Венеции завоевала приз картина « » (1998, Джанни Амелио ). Множество призов завоевала совместная картина « Почтальон » (1994, реж. Майкл Рэдфорд ). Несмотря на фестивальные успехи, только 14 % итальянских фильмов были коммерчески оправданы, большинство картин вообще не подвергалось дистрибуции, либо показывалось лишь в десятке городов .

Девяностые годы отмечены выходом первых фильмов о мигрантах и мультикультурализме , темы которые поднимают режиссёры в последующие два десятилетия. Среди них дебютная лента Микеле Плачидо «Pummarò» (1990); « Ламерика » (1994, реж. Джанни Амелио ); «L’articolo due» (1994, реж. ); «Terra di mezzo» (1996), «Гости» (1998) реж. ); «Vesna va veloce» (1997, реж. ); « Осаждённые » (1998, реж. Бернардо Бертолуччи ) .

Жанр комедии приобрёл к концу 1990-х черты « кабаре », свойственные успешным телепроектам, и проявился в картинах, хотя и несколько страдающих от схематизма: « » (1997) и « » ( итал. Così è la vita , 1998), снятых комической тройкой .

В 1996 году основана школа кино, известная как «Институт Феллини» .

XXI век

Декорации 65-го Венецианского международного кинофестиваля , 2008 год.

С конца девяностых до 2011 года кинематограф переживает значительное оживление. Число кинозрителей увеличилось с 10 до 40 млн в год. Доля национального кинематографа на экранах достигла 37 %, что стало наивысшим показателем в Европе. Государственные ассигнования сократились с 60 до 12 % . Отмечены фестивальными призами ленты « » (2001, реж. Джузеппе Пиччони ), « Комната сына » (2001, реж. Нанни Моретти ), « » (2002, реж. Микеле Плачидо ), « » (2005, реж. ), « Материк » (реж. Эмануэле Криалезе ), « Цезарь должен умереть » (реж. братья Тавиани ), « » (реж. Даниэле Чипри).

В новом тысячелетии снято большинство самых кассовых итальянских фильмов (см. ). Исторического максимума по сборам среди итальянского кино достиг фильм « » (2011, реж. Дженнаро Нунцианте). Другие кинохиты: « » (2000, реж. Альдо, Джакомо и Джованни), « Рождество на Ниле » (2002, реж. Нери Пиаренти), « Добро пожаловать на юг » (2010, реж. Лука Миньеро), « » (2012, реж. Лука Миньеро).

Значимые фигуры

Режиссёры

Актёры и актрисы

Совместные фильмы с СССР

См. также

Примечания

  1. P. Bertetto. (итал.) . Introduzione alla storia del cinema . Дата обращения: 22 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
  2. A history of Italian cinema. Peter Bondanella. — 2009. ISBN 978-0-8264-1785-5
  3. Maria Grazia Mazzocchi. (итал.) . STORIA in network. Дата обращения: 21 июля 2012. 5 августа 2012 года.
  4. . Кинохроники прошлого столетия. Дата обращения: 27 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
  5. Разные авторы ставят год окончания с 1952 по 1955
  6. (итал.) . Дата обращения: 21 июля 2012. 5 августа 2012 года.
  7. Graziano Marraffa. (итал.) . ActiveItaly. Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  8. (итал.) . Markrage. Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  9. Anna Carla Russo. (итал.) (2007). Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  10. (англ.) . Filmreference.com. Дата обращения: 22 октября 2012. 24 апреля 2013 года.
  11. (итал.) . Cinziaricci (14 апреля 2006). Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  12. The history of Italian cinema. Gian Piero Brunetta. 2003. p. 175. — ISBN 978-0-691-11989-2
  13. (итал.) . Cinema del Silencio. Revista del cinema.. Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  14. Anna Carla Russo. (итал.) (2007). Дата обращения: 4 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  15. Alan O’Leary. (англ.) . Journal of European Studies . University of Leeds. Дата обращения: 21 августа 2012. 17 октября 2012 года.
  16. (итал.) . Ufficio Studi. Дата обращения: 22 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
  17. Claudia Nuzzarello. (итал.) . Viva Cinema (21 октября 2011). Дата обращения: 22 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
  18. Сергей Меренков. (20 февраля 2006). Дата обращения: 16 сентября 2012. 18 октября 2012 года.
  19. Gherardo Fabretti. (итал.) . Storia del cinema del XX secolo. USA, Europa e autori italiani . Дата обращения: 17 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  20. (англ.) . Filmreference.com . Дата обращения: 22 октября 2012. 24 апреля 2013 года.
  21. (фр.) . Encyclopædia Universalis . Дата обращения: 22 октября 2012. 23 октября 2012 года.
  22. Sonia Cincinelli. (итал.) . Cinemafrica. Дата обращения: 21 октября 2012. 23 октября 2012 года.
  23. Luca Persiani. (итал.) . Film.it (21 декабря 2000). Дата обращения: 21 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
  24. (итал.) . Дата обращения: 21 июля 2012. 5 августа 2012 года.
  25. Richardo Tozzi. (итал.) . La Stampa (13 октября 2012). Дата обращения: 21 октября 2012. 23 октября 2012 года.

Литература

Ссылки

  • от 12 декабря 2012 на Wayback Machine
  • . Corriere dela serra. 2008. из оригинала 30 ноября 2019 . Дата обращения: 27 мая 2013 .
Источник —

Same as Кинематограф Италии