Interested Article - Сплэттер
- 2020-04-14
- 1
Сплэ́ттер (от англ. splatter — «разбрызгивание», подразумеваются брызги крови) — поджанр фильмов ужасов , в котором акцент делается на предельно натуралистичной демонстрации насилия и увечий.
Характеристика
Термин изначально был придуман Джорджем Ромеро для фильма « Рассвет мертвецов ». По его же определению, сплэттер — фильм, в котором кровь и отрезанные части тела занимали 80 % экранного времени . Комбинация графического и сексуального насилия в ряде фильмов поджанра привело к появлению поджанра, называемого «пыточное порно» ( англ. ) или «горно», от англ. gore (кровь) и porn (порнография) .
Сплэттер-фильмы, согласно писателю , «скромное веселье в бутафорской крови как форма искусства» . Там, где классические хорроры пугают зрителя неизвестностью, сверхъестественным, темнотой и так далее, сплэттеры вызывают страх демонстрацией физического уничтожения тела. Также делается акцент на визуальные эффекты, стиль и технику, в том числе гиперактивную операторскую работу. Если прочие фильмы ужасов имеют направленность на восстановление социального порядка и моральных норм с обязательной победой добра над злом, то сплэттер-фильмы процветают в бессмысленности сюжета и отсутствии порядка. Арнцен утверждает, что «спектакль насилия заменяет любые притязания к структуре повествования, потому что кровь прочно вплетена в текстуру фильма» . Кроме того, для сплэттеров характерно фрагментированное повествование и режиссура, например, «маниакальный монтаж движений субъективной камеры […] нарезка охоты на охотника, зловещие противопоставления и контрасты».
Появление жанра
Сплэттер ведёт своё происхождение от французского театра Гран-Гиньоль , для которого характерны реалистичные сцены насилия. В 1908 году Гран-Гиньоль впервые появился в Англии . Первое появление крови и реалистичного увечья человеческого тела можно увидеть в фильме Дэвида Гриффита « Нетерпимость » (1916), в сцена, где копьё медленно пронзает обнажённый живот солдата. Несколько последующих фильмов Гриффита и его современника Сесила Б. Демиля также демонстрировали реалистичное насилие.
Современная эра
В конце 1950-х и начале 1960-х годов публике были вновь представлены фильмы с демонстрацией насилия. Вышли в прокат « Психо » Альфреда Хичкока (1960) и знаменитые фильмы киностудии Hammer — « Проклятие » (1957) и « Дракула » (1958). Возможно, самым яростным фильмом этой эпохи был (1960) Нобуо Накагавы , который включал многочисленные сцены размозжения и расчленения.
В начале 1960-х сплэттер стал популярен благодаря фильмам Хершела Льюиса . Стремясь поддерживать выгодную нишу, Льюис обратился к тому, что в основном в кино редко упоминалось: сцены висцеральной, явной крови. В 1963 году он снял « Кровавый пир » (1963), который считается первым сплэттером . В дальнейшем вышли ещё два фильмы « Две тысячи маньяков » (1964) и « » (1965).
Популярность сплэттеров в 1970-х годах вызвала негативную реакцию блюстителей закона. Парламентарии США Роджер Эберт и Британии Грэм Брайт возглавили движение за цензуру фильмов. В Великобритании был разработан Закон о видеозаписях, системе цензуры и сертификации для домашнего видео , что привело к прямому запрету многих сплэттеров, которые в британской прессе считались «видео-гадостью» .
Некоторые режиссёры сплэттеров продолжали выпускать свои хиты. Питер Джексон начал свою карьеру в Новой Зеландии, сняв фильмы-сплэттеры « В плохом вкусе » (1987) и « Живая мертвечина » (1992). В таких сплэттерах, как « Живая мертвечина » насилие является настолько чрезмерным, что создаёт комический эффект. Такие комедийные фильмы получили термин «сплэтстик» (от англ. slapstick — буффонада ) — физиологическая комедия со сценами насилия. Сплэстик приобрёл популярность в Японии, где вышли такие фильмы, как « », « Токийская полиция крови » и « Девочка-пулемёт ».
В сплэттерах впервые использовались приёмы, перешедшие затем в фильмы других жанров. Например, фильм 1999 года « Ведьма из Блэр: Курсовая с того света » популяризировал жанр « найденная плёнка » ( англ. found footage ), который впервые был применён в сплэттере « Ад каннибалов » (1980) .
Возрождение
В 2003—2009 годах был снят ряд фильмов, удачно объединивших элементы жанров сплэттер и слэшер . Критик ввёл новый термин — «пыточное порно» ( англ. torture porn ) , который смакует сцены насилия, крови, наготы, пыток, увечий и садизма, и применил его для описания фильма Элая Рота « Хостел » (2005). С тех пор этот термин применяется для таких фильмов, как « Пила » (хотя его создатели не согласны с данной классификацией) , « Изгнанные дьяволом » (2005), « Волчья яма » (2005), « Трахни меня » (2000) и « Убийца Ити » (2001) . Разница между этими фильмами и более ранними сплэттерами заключается в том, что они зачастую имеют кинотеатральный прокат, получили широкое распространение и имеют сравнительно высокие бюджеты .
В середине 2000-х сплэттеры получили развитие благодаря так называемому кинодвижению . Такие фильмы, как « Мученицы » (2008), « Граница » (2007) и « Месть нерождённому » (2007) приобрели известность во всём мире за чрезвычайную жестокость .
Поджанр пыточного порно оказался прибыльным. Фильм « Пила », при бюджете $1,2 млн, собрал в прокате более $100 млн по всему миру. А «Хостел», который стоил менее $5 млн в производстве, собрал более $80 млн . Студия Lionsgate , снявшая эти фильмы, получила значительную прибыль . Финансовый успех привёл к выпуску подобных фильмов: « Туристас », « Хостел 2 », « За гранью страха » и « Похищение » . В 2009 году серия фильмов «Пила» стала самой прибыльной франшизой фильмов ужасов всех времён . Несмотря на финансовые успехи, ярлык пыточного порно на фильме воспринимается как уничижительный. Некоторые из таких фильмов имели громкие непристойные рекламные кампании: рекламные щиты и плакаты, используемые в маркетинге «Хостела 2» и «Похищения», критиковались за реалистичную графику, что привело к их снятию во многих местах .
К 2009 году в США наметилась тенденция снимать ремейки ранних фильмов ужасов: « Рассвет мертвецов » (2004), « Ужас Амитивилля » (2005), « Дом восковых фигур » (2005), « Чёрное Рождество » (2006), « Хэллоуин 2007 » (2007), « Мой кровавый Валентин » (2009), « Пятница, 13-е » (2009), « Человек-волк » (2010), « Безумцы » (2010) и « Кошмар на улице Вязов » (2010) . Некоторые из этих ремейков, такие как « Техасская резня бензопилой » (2003), « У холмов есть глаза » (2006) (и продолжение 2007 года ), « Забавные игры » (2008), « Последний дом слева » (2009) и « Я плюю на ваши могилы » (2010) назывались в пресс-обзорах «пыточным порно» .
В конце десятилетия самыми заметными релизами «пыточного порно» стали « Человеческая многоножка » (2009) и « Сербский фильм » (2010), хотя и не столь финансово успешные, как «Пила» или «Хостел» . «Сербский фильм» и « Человеческая многоножка 2 » (2011) обратили внимание прессы графическим изображением принудительного фекального потребления и некрофилии . Оба фильма подверглись цензуре . Другие фильмы, такие, как « Гротеск » и « Кроличьи игры », и вовсе были запрещены BBFC .
Впоследствии пыточное порно все чаще ориентировалось на выход на носителях или по модели распространения VOD , без кинотеатрального проката. Например, « Хостел 3 » (2011) был выпущен прямо на DVD, в отличие от предыдущих фильмов в серии. Фильм получил меньше отрицательного внимания в прессе. Таким же образом вышли фильмы « Что бы вы сделали… » (2012), « » (2012) и « Коллекционер 2 » (2012).
Режиссёр Элай Рот стремился защитить поджанр . Автор ужасов Стивен Кинг также выступил с защитой «Хостела 2» и поджанра пыточного порно . Влиятельный режиссёр фильмов ужасов Джордж Ромеро заявил, что не снимает пыточного порно и что в них не хватает метафоры .
Влияние
Успех пыточного порно и его бум в середине 2000-х привёл к объединению жанров. Это стало очевидным благодаря выпуску множества триллеров, в частности, фильмов 2007 года « Я знаю, кто убил меня » и 2008 года « Не оставляющий следа » . Британский фильм « Камера пыток » (2007) и его американский «коллега» « Шрам 3D » продолжали развитие гибридной формы «пыточного порно». В меньшей степени, но влияние жанра заметно в таких фильмах, как « Версия » (2007), « Законопослушный гражданин » (2009) и « Немыслимое » (2010) .
Элементы жанра также использовались в эпизодах многих популярных американских телевизионных шоу, в том числе в сериалах « Мыслить как преступник », « Декстер », « Сверхъестественное », « Слепая зона » и « Американская история ужасов ». Рэпер Эминем использовал элементы жанра в музыкальном видео для сингла « 3 a.m. » . Фильм « Антихрист », показанный впервые на Каннском кинофестивале в 2009 году , был раскритикован из-за сцен крайнего насилия и откровенного секса .
В 2013 году Стивен Джонс опубликовал исследование жанра в книге «Пыточное порно: Популярные ужасы после „Пилы“» ( англ. Torture Porn: Popular Horror after Saw ).
См. также
Примечания
- McCarty, John. (1984). Splatter Movies: Breaking the Last Taboo of the Screen . St. Martin’s Press. New York, NY.
- Boucher, Geoff ( , 2007 ). « от 8 июня 2007 на Wayback Machine ». Los Angeles Times . Retrieved on , 2007 .
- ↑ Michael A. Arnzen. // Journal of Popular Film and Television. — 1994-01-01. — Т. 21 , вып. 4 . — С. 176–184 . — ISSN . — doi : .
- McCarty, John. Splatter Movies: Breaking the Last Taboo of the Screen (англ.) . — New York City , New York: , 1984.
- Bankard, Bob. "Making 'Blood Feast' ". Philly Burbs .
- Newman, Kim . Nightmare Movies (неопр.) . — London: Bloomsbury Publishing , 2011. , стр.276
- Deodato, Ruggero. Interview with Sage Stallone; Bob Murawski. «Cult-Con 2000», Cannibal Holocaust DVD commentary, Tarrytown, New York. 12 November 2000.
- Jones, Steve. (неопр.) . — Basingstoke: Palgrave-Macmillan , 2013.
- Edelstein, David (February 6, 2006). « 11 октября 2007 года. ». New York Magazine . Retrieved on June 11, 2007.
- . Дата обращения: 7 июля 2018. 11 октября 2007 года.
- Дата обращения: 7 июля 2018. 7 июля 2018 года.
- Skenazy, Lenore (May 28, 2007). «It’s Torture! It’s Porn! What’s Not to Like? Plenty, Actually». Advertising Age.
- . Дата обращения: 25 августа 2007. Архивировано из 25 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 7 июля 2018. 27 июня 2018 года.
- Fletcher, Phoebe (2009) ‘Apocalyptic Machines: Terror and Anti-Production in the Post-9/11 Splatter Film’, in Leanne Franklin and Ravenel Richardson (eds) The Many Forms of Fear, Horror and Terror (Oxford: Inter-Disciplinary Press).
- Schneller, Johanna (2008) ‘The Torture Merchants’ Not-so-Funny Game’, The Globe and Mail , March 22.
- Hulse, Ed (2007) ‘Directing New Brands of Horror’, Video Business, March 12.
- Puig, Claudia (2009) ‘"Last House" is Condemnable’, USA Today , March 13.
- Phelan, Laurence ‘New Films’, The Independent , January 22.
- Sobolewski, Helene (2011) «Depraved Horror Movie Banned» The Advertiser (Australia) December 2.
- Kermode, Mark (2010) «A Confederacy Of Dunces: Jonah Hex’s Mix Of The Civil War And Comic Book Is Plain Confusing», The Observer (England), December 26.
- 2020-04-14
- 1