Христианство в Ираке
- 1 year ago
- 0
- 0
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» — независимая некоммерческая организация в сфере культуры и медиакультуры , её продвижением в России и обсуждением проблем, а также поиском медиатехнологий и использованием их в культуре. МедиаАртЛаб формирует аудиовизуальный архив, который включает видео-арт , документальное , интерактивное и экспериментальное кино, музыкальные арт-клипы , ТВ -арт, различные медийные проекты, видеоакционизм, компьютерную графику , , CD-ROM art и другое. Центр организует всероссийские и международные проекты и мероприятия, занимается образовательной деятельностью, устраивает популярные лекции, с 2012 по 2015 год при центре работала открытая школа .
, а также сообщество режиссёров, художников, искусствоведов и других медиа-активистов . Центр занимается определением понятияУчредитель и директор центра — куратор , историк искусств , преподаватель Ольга Шишко , которая с 2012 по 2015 год была заместителем генерального директора Музейно-выставочного объединения « Манеж », а с 2016 года стала заведующей отделом кино и медиа-искусства ГМИИ имени Пушкина .
МедиаАртЛаб открылся в 1995 году как лаборатория видео-арта и медийного искусства, или медиаискусства . Одной из задач лаборатории было формирование в России понятия «медиакультура» . В 1998—1999 годах искусствовед Ольга Шишко и медиахудожник Алексей Исаев создали отдел МедиаАртЛаб на базе секции искусства новых технологий Центра современного искусства , учрежденного в Москве фондом Джорджа Сороса . Отдел Шишко и Исаева занимался всеми интернет-проектами центра .
Уже в 2000 году они учредили в столице собственный Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» . В то время в сфере медиаискусства помимо центра работал Государственный центр современного искусства . В начале своей деятельности МедиаАртЛаб сотрудничал с Домом журналиста . В 2001 году в Домжуре открылся МедиаАртКлуб и проводился показ современного авторского неигрового кино .
С самого начала работы МедиаАртЛаб организует «Медиа Форум», который является официальной программой Московского международного кинофестиваля . Задача форума — «проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии» . В 2000 году «Медиа Форум» открывался программой Центра Жоржа Помпиду , тогда же показали австралийское трэш-кино и видео-арт 1990-х, собранный Гёте-институтом , видео-арт из коллекции Монтевидео и коллекцию работ лауреатов Международного конкурса «Видео-арт» . На следующий год МедиаАртЛаб проводил форум при сотрудничестве с Генеральной дирекцией международных кинофестивалей «Интерфест» . Международная конференция второго форума «Access to Excess / Доступ ко вседоступному» проводилась в Доме журналистов, где обсуждались проблемы архивации и презентации произведений медиаискусства .
В 2010 году в рамках форума в Музее современного искусства и в « Гараже » был организован интернациональный проект « », посвящённую постсоветскому развитию «стран народной демократии» . В 2012-м основным проектом «Медиа Форума» было «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» . В 2014-м форум отказался от выставочной части, была организована конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино », где показали медиаспектакль « Смерть Тарелкина », созданного школой «Манеж/МедиаАртЛаб» в сотрудничестве с Центром танца и перформанса «ЦЕХ» и балетом «Москва» . В июне 2015-го Манеж, МедиаАртЛаб и галерея «Триумф» в рамках форума устроили специальный показ проектов в летнем кинотеатре Музеона .
Аудиовизуальный архив центра изначально был доступен в Домжуре по предварительной записи, база данных в виде интернет-архива была разработана сотрудниками центра. На тот момент база содержала 1500 произведений . В 2005 году центр провёл временную экспозицию «Музей медиа» на «Fабрике» , а в октябре 2007-го презентовал Музей экранной культуры «Медиа Музей», организованный сообществом режиссёров и художников . В собрании музея находились не только классические и современные объекты, собранные за десять лет существования центра, но и интерактивные, в том числе трёхмерные модели ключевых произведений медиаискусства. На тот момент собрание включало более 2 тыс. работ и почти на 2/3 состояло из произведений иностранных художников, например, Вито Аккончи , Брюса Наумана и Билла Виола , современные отечественные художники были представлены работами Аристарха Чернышёва и Алексея Шульгина , Виктора Алимпиева , группы «Синий суп». Часть объектов по договору можно было экспонировать или использовать только в учебных целях, потому что они не являлись собственностью центра .
Отсутствие собственного помещения музея объяснялось тем, что проект будет демонстрироваться в разных городах России. Открытие медиамузея планировалось на территории около 500 м² « Винзавода » на деньги конкурсного гранта « Меняющийся музей в меняющемся мире » . Там же на этой площади должны были выставляться авторские работы и инсталляции. Предполагалось, что к медиатеке будет открыта образовательная программа, и посетители смогут создавать собственные ролики, но открытие так и не состоялось .
Музейным сотрудникам важно сделать шаг к посетителю. Музей должен зажить и как театр, и как зона эксперимента. Современные музеи — это ведь не только выставочное пространство. Сейчас это зона синтеза всех искусств. Нельзя делить искусство на арт-выставки и на хранение древностей. — Ольга Шишко
В 2012 году Центр культуры и искусств «МедиаАртЛаб» разместился на верхнем этаже Манежа на площади 650 м², взял название Музей экранной культуры «МедиаАртЛаб» и стал первой публично доступной коллекцией медиаискусства в России . В залах медиатеки было установлено дорогостоящее оборудование и настроена проекция видео на все поверхности, включая стены и потолок .
Школа «МедиаАртЛаб» была запущена при Музее экранной культуры в Манеже в 2012 году и проработала до 2015-го . Обучение в школе было бесплатным и длилось два года , финансовую поддержку оказывал Фонд Михаила Прохорова . Школа была рассчитана на современных художников и кураторов, там преподавали особенности медиаискусства, паблик-арта и других направлений. Первый подготовленный курс 2013/14 сезона назывался «Визуальный эксперимент». Среди преподавателей были Ольга Шишко, арт-директор Манежа Марина Лошак , куратор Иосиф Бакштейн , художник Андрей Великанов , также для чтения лекция приглашались западные специалисты. Занятия проходили три раза в неделю, часть лекций была открыта для свободного посещения всем желающим .
Выпускной работой школы являлись медиапроекты . В 2015 году студенты школы представили работы на выставке «Помехи в порядке вещей» в МВЦ « Рабочий и колхозница » . В том же году мультимедийный перформанс «Смерть Тарелкина», созданный выпускниками школы Евгенией Долининой, Верой Коняшовой, Романом Кутновым, Александром Лещевым, Глебом Нечаевым, Мариной Рагозиной и Марией Сокол, победил в номинации «Новая генерация» премии « Инновация » . В сентябре 2015-го в рамках VI Московской биеннале молодого искусства выпускница школы «МедиаАртЛаб» Алёна Шаповалова участвовала в проекте «Паноптикум», который проводился во Дворце культуры МГТУ имени Баумана .
За время работы школы учащиеся реализовали несколько проектов: выставки «Медиавирусы», «Вместо глаз увеличительные стекла», «Постиджитал. Разные границы», персональные выставки студентов в цикле «Большие надежды», проекты в рамках фестиваля «Ночь новых медиа» в Никола-Ленивце и на Международном симпозиуме «Pro&Contra Медиакультуры» .
В 2013 году Марина Лошак ушла с поста руководителя Манежа и стала директором ГМИИ имени Пушкина . С её приходом в музее стали чаще размещаться выставки современного искусства . ГМИИ заявлял о намерении расширяться и продюсировать проекты современных художников, в том числе работающих в области медиа-арта. Тогда же было озвучено предложение МедиаАртЛаб присоединиться к музею .
Мы смотрим в будущее, а без медиаискусства невозможно обойтись сегодня. Зная репутацию этих людей, их очень серьезный музейный подход ко всему, что происходит, мы рассчитываем на сотрудничество. — Марина Лошак
В декабре 2015-го МедиаАртЛаб переехал в ГМИИ имени Пушкина, он остался под руководством Ольги Шишко, которая ушла с поста заместителя гендиректора МВО «Манеж». Сотрудничество открылось выставкой «Впечатления 2.0» — показ четырёх инсталляций в главном здании музея .
В «Манеже» в последнее время всё меньше возможностей для современного искусства. У нас большой архив. Надеюсь, когда-нибудь мы получим собственную площадку. — Ольга Шишко
Открытая школа центра изначально разместилась на территории флигеля усадьбы Голицыных . Шишко руководит отделом кино- и медиаискусства, она стала куратором нового музейного направления «Пушкинский XXI» , и в рамках этого партнёрства МедиаАртЛаб организовал в доме Голицыных проекты «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» и «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром», который был номинирован на премию «Инновация» . После переезда МедиаАртЛаб продолжают образовательную деятельность, например, в 2016-м прошёл цикл лекций «Искусство и история движущегося образа. ХХ—XXI века» .
В 2002 году МедиаАртЛаб при финансовой поддержке фонда Потанина предоставлял материалы для партнёрского проекта «Живая архитектура» в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме . А на 22-летии петербургского арт-центра «Пушкинская, 10» в 2011-м центр привёз московскую видеопрограмму «Transitland» .
В 2010-м передвижная мультимедийная экспозиция «Наука—Технология—Искусство» центра «МедиаАртЛаб» победила в конкурсе проектов «Научный музей в XXI веке», который проводил фонд «Династия» Дмитрия Зимина . Директором по развитию центра в это время (2008—2012) была Наталья Фукс — куратор, основатель арт-практики ARTYPICAL. После работы в центре она стала руководителем программы Polytech.Science.Art в Политехническом музее , а в 2017—2018 годах занимала пост заместителя директора и руководителя сектора мультимедийных программ ГЦСИ .
В 2013 году МедиаАртЛаб совместно с Гёте-институтом провели выставку «Размышляя о смерти», посвящённую табуированной в обществе теме. Кураторы представили мировую культурную традицию освещения смерти и тенденции последнего десятилетия к показу в медиа насильственного лишения жизни . В мае того же года в рамках столичного венского фестиваля sound: frame центр МедиаАртЛаб организовал выставку «collective» и вечеринку Vienna Art Night .
В 2014-м рамках года Великобритании в России МедиАртЛаб при поддержке Минкульта и Британского совета подготовил в Манеже выставку «Золотой век русского авангарда » . Автором программы выступил Питер Гринуэй совместно с Саскией Боддеке, а кураторами — Ольга Шишко и Елена Румянцева. В главном зале Манежа было установлено 18 экранов, куда проецировались «ожившие» произведения русского авангарда . Эта выставка послужила началом долгосрочной образовательной программы «Проекции авангарда», в рамках которой с лекциями выступали аудиовизуальные художники, проводились кинопоказы и архитектурные экскурсии . В 2015-м Шишко и Румянцева получили премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года» за проект «Золотой век русского авангарда» .
МВО «Манеж», центр «МедиаАртЛаб» и галерея «Триумф» за период с декабря 2013-го по декабрь 2014 год организовали около десятка персональных выставок молодых медиахудожников, таких как Елена Коптяева, Анастасия Кузьмина, Алиса Таёжная. Цикл закрылся итоговым проектом «Большие надежды» в Большом зале Манежа .
В октябре 2014 года МедиаАртЛаб участвовал в конференции Центра современной музыки Московской консерватории имени Чайковского . Целью мероприятия было проследить, как менялся ландшафт современного искусства в течение последних 20 лет и как новое искусство повлияло на развитие общества .
В 2015 году центр совместно с Манежем и галереей «Триумф» запустили двухлетний цикл «Отцы и дети», который включал в себя несколько выставок в жанре кино и видео-арта художников разных поколений . Это был последний проект, который центр проводил совместно с Манежем.