Регистровое окно
- 1 year ago
- 0
- 0
«Окно во двор» ( англ. Rear Window , буквально «Заднее окно») — детективный кинофильм Альфреда Хичкока , снятый в 1954 году по одноимённому рассказу Уильяма Айриша . Главные роли исполнили Джеймс Стюарт , Грейс Келли и Телма Риттер .
Ныне считается одним из лучших и самых удачных фильмов Хичкока. Четыре номинации на премию « Оскар », входит в список 250 лучших фильмов по версии IMDb . Американским институтом киноискусства признан одним из величайших детективов и триллеров в истории .
Профессиональный фотограф Эл Би Джеффриc "Джефф" ( Джеймс Стюарт ) шесть недель безвылазно сидит в одной из квартир дома в Гринвич Виллидж после перелома: его нога в гипсе от ступни до бедра. Его навещают сиделка Стелла ( Телма Риттер ), подруга-модель Лиза Фремонт ( Грейс Келли ) и изредка — его друг, полицейский. Окно спальни, в которой герой находится на протяжении всего фильма, выходит во двор. На улице жаркая погода и все окна открыты. Напротив видны комнаты соседей: пары молодожёнов, желающих скрыться и уединиться; композитора-пианиста, живущего в мансарде; женщины «мисс Одиночество» средних лет на первом этаже; пожилой пары, держащей собачку, которую они спускают погулять в корзинке на верёвочке; крупного почтенного мужчины коммивояжёра, ухаживающего за своей больной женой; девушки-балерины «мисс Талия» — светской львицы, которая, по словам подруги Эла Лизы, обладает главным женским умением «жонглировать волками».
От нечего делать Джеф наблюдает за жизнью соседей по двору, для образности давая им свои имена. В результате этих наблюдений он неожиданно приходит к выводу о том, что в квартире коммивояжёра Ларса Торвальдса произошло убийство. Джефу показалось подозрительным что Ларс несколько раз выносил из квартиры чемодан и затем его жена пропала. Поначалу никто не верит ему, но постепенно ему удаётся убедить Лизу и Стеллу в справедливости своих подозрений. Его друг-полицейский не верит ему почти до самого конца, считая это фантазиями скучающего без работы журналиста. Джефф просит свою подругу проникнуть в квартиру Ларса. Она забирается в неё через окно, но хозяин неожиданно возвращается. Лиза спасается только благодаря вызову полиции. Из-за оплошности героев подозреваемый понял, откуда за ним следят, и в конце фильма приходит к Джеффу. Фотограф использует единственное доступное оружие — вспышку, затем завязывается борьба, но противник оказывается слишком силён. В результате Джеффрис выпадает из окна и ломает вторую ногу. Торвальдса в итоге задерживает полиция, и он признаётся в убийстве жены.
Помимо основного детективного сюжета в фильме развивается несколько побочных линий, связанных с жизнью соседей Джеффриса. Композитор, на протяжении картины мучительно сочиняющий нечто лирическое, в конце создаёт замечательную песню «Лиза» (так же зовут героиню фильма). Молодожёны, весь фильм не вылезавшие из спальни, начинают ссориться. К девушке-балерине возвращается жених-солдат, невзрачный парень-очкарик, которого она радостно встречает. Композитор и одинокая дама с первого этажа находят друг друга: его мелодия отвлекает её от попытки самоубийства. В финале Джеффрис сидит перед окном с двумя гипсами: старым и свежим. У него ещё два месяца безделья. Рядом его невеста Лиза делает вид, что читает что-то серьезное, а убедившись, что Эл заснул, открывает модный журнал.
Павильонные декорации, использованные в фильме, на момент создания картины, были самыми большими, построенными на студии Paramount Pictures . Павильон был построен по модели реально существующего в Нью-Йорке двора .
Прообразом для любовных отношений главного героя и его девушки стал роман знаменитого фотографа Роберта Капы и актрисы Ингрид Бергман .
Интерьер квартиры главного героя повторяет обстановку квартиры другого знаменитого американского фотографа Слима Ааронса .
Главный герой пользуется камерой Exakta VX с объективом Kilfitt Fern-Kilar f/5.6 400mm lens. Герой Джеймса Стюарта носит часы марки Tissot .
Это единственный фильм, в котором Грейс Келли можно увидеть с сигаретой.
В киноведении фильм рассматривается как пример склонности Хичкока к использованию ограниченного пространства. Другим известным представителем в творчестве режиссёра такого рода является работа « Верёвка », снятая по пьесе и поставленная в пределах одной комнаты. Здесь, как и в фильме «Окно во двор», сюжет развивается в соответствии с классическим принципом единства места, времени и действия . По наблюдению польского киноведа Болеслава Михалека, такие эксперименты объясняются тем, что Хичкок вообще был предрасположен к постановке и решению сложных технических задач, которые к тому же основываются на использовании «ограниченного материала». Михалек приводит ряд произведений, которые, по его мнению, также являются своего рода техническими опытами, обогатившими искусство и созданными посредством некоторых самоограничений. К их числу он относит фильмы « Приговорённый к смерти бежал » Робера Брессона и « Поезд » Ежи Кавалеровича , Концерт для фортепиано D-dur (для левой руки) с оркестром Мориса Равеля , монопьесу « Человеческий голос » Жана Кокто . С такой постановкой вопроса не совсем была согласна советский киновед Янина Маркулан, отмечавшая, что для Хичкока подобное экспериментаторство не является определяющим: «Его цель всегда конкретна и утилитарна: как, каким образом лучше и сильнее всего можно воздействовать на зрителя, вызвать у него нужную реакцию в нужном месте, эффективнее всего провести сеанс гипноза» .
«Окно во двор» считается одним из классических фильмов мирового кино и стал источником для многих подражаний и цитат.
Под впечатлением от просмотра фильма Хулио Кортасар написал новеллу « Слюни дьявола », которая легла в основу фильма Микеланджело Антониони « Фотоувеличение » .
В 1991 году была снята советская экранизация рассказа — « Окно напротив ». В 1998 году был снят . Режиссёр — . В главных ролях снялись Кристофер Рив и Дэрил Ханна . В 2007 году был снят фильм «Паранойя» по мотивам фильма «Окно во двор».
Фильм спародирован в мультсериале « Симпсоны » в эпизоде « Барт тьмы ». В сериале « Касл » сотая серия «Жизни других» снята по мотивам фильма «Окно во двор».
Сцена ожидания убийцы за закрытой дверью и звонка по телефону, который остаётся без ответа, процитирована в фильме братьев Коэн « Старикам тут не место ». «Окно во двор» оказало сильнейшее влияние на Фрэнсиса Форда Копполу и Брайана Де Пальму , снявших позже триллеры « Разговор » и « Прокол » соответственно, наполненные отсылками к Хичкоку.