Interested Article - Посмертная фотография

Посмертная фотография мужчины средних лет. Тело усажено в позе живого человека (около 1860 года)

Посмертная фотография (реже пост-мортем или постмортем; англ. Post-mortem photography , от лат. post mortem — после смерти) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа . Такие снимки были широко распространены в конце XIX столетия и в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

История

Родители позируют со своей усопшей дочерью

Изобретение дагеротипа в 1839 году сделало портретную съёмку доступной для тех, кто ранее не мог позволить себе живописные портреты. Этот более дешёвый и быстрый метод создания портрета обеспечил среднему классу возможность увековечивать память о своих умерших близких.

Фотографии умерших служили не столько напоминанием о быстротечности жизни, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Распространенным явлением было фотографирование умерших детей и новорождённых. Уровень детской смертности в Викторианскую эпоху был высок, и такие снимки часто были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

Первым в истории снимком этого жанра считается «Автопортрет в виде утопленника», созданный в 1840 году Ипполитом Байаром . С изобретением мокрого коллодионного процесса , пришедшего на смену дагеротипии, появилась возможность отпечатывать несколько фотографий с одного негатива .

Наиболее активно посмертная фотография использовалась в конце XIX века. Посмертная фотография была полностью вытеснена [ чем ?] на протяжении XX века , хотя некоторое продолжение этой традиции прослеживается до сих пор.

Эволюция стиля

Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека .

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполняли как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу . Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносили немного розовой краски в область щёк.

На более поздних посмертных снимках всё чаще умерших изображают в гробах, на снимке при этом запечатлевают всех родственников, знакомых и близких, присутствовавших на похоронах. Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.

Посмертная фотография в художественной системе

В индустрии посмертной фотографии принимали участие многие знаменитые фотографы. Например, созданием портретов умерших занимался Надар — в частности, им была сделана посмертная фотография Виктора Гюго . В своем исследовании о фотографиях Надара Розалинда Краусс обращает внимание на то, что сам факт посмертной фотографии обозначил проблему различия живого и мертвого . При относительном многообразии сюжетов, центральной темой ранней фотографии была именно смерть .

С идеей посмертной фотографии связана и встречная традиция — изображение живых как умерших. Отчасти она была продиктована ограниченными возможностями ранней фотографии и продолжительной выдержкой , которая делала невозможной моментальную съемку и требовала длительного позирования. Смерть была одним из возможных сюжетов, способных объяснить неподвижность модели и неестественный характер её позы. Соотношение живого и мертвого в фотографии является одной из центральных тем и в работе Ролана Барта Camera Lucida .

В культуре

В 2020 году на экраны кинотеатров вышел венгерский фильм ужасов « Посмертно », сюжет которого завязан вокруг создания немецким фотографом в венгерской деревне начала XX века, опустошённой Первой мировой войной и испанским гриппом, посмертных фотографий. Фильм был выдвинут Венгерским институтом кинематографии на соискание награды Оскар в номинации лучший фильм на иностранном языке. Фильм также был представлен на 28 кинофестивалях и получил на них 23 награды .

Также посмертные фотографии фигурируют в фильме «Другие» Алехандро Аменабара с Николь Кидман в главной роли и играют важную роль для сюжета.

См. также

Примечания

  1. . Prophotos.ru. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
  2. . Art Pages. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 17 сентября 2011 года.
  3. А. Вайс. // Журнал «Похоронный дом». — Канада: Похоронный портал, 2005. — Вып. 11—12 . 20 декабря 2008 года.
  4. Krauss R. Tracing Nadar // October. 1978. Vol. 5. P. 29-47
  5. Васильева Е. от 26 ноября 2020 на Wayback Machine . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2012, вып. 4, с. 175—186.
  6. Васильева Е. от 13 января 2017 на Wayback Machine . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2013, вып. 1, с. 82-93.
  7. Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. 223 c. — ISBN 5-88059-035-6
  8. (англ.) . Hungary Today (1 июня 2021). Дата обращения: 2 января 2022. 2 января 2022 года.
  9. (англ.) . Hungary Today (31 декабря 2021). Дата обращения: 2 января 2022. 2 января 2022 года.

Литература

  • Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. 223 c. — ISBN 5-88059-035-6
  • Васильева Е. . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2012, вып. 4, с. 175—186.
  • Васильева Е. . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2013, вып. 1, с. 82-93.
  • Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М. «Ad Marginem», 2014. — ISBN 978-5-91103-191-6
  • Krauss R. Tracing Nadar // October. 1978. Vol. 5. P. 29-47

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Посмертная фотография