Собачий кузу
- 1 year ago
- 0
- 0
«Собачий полдень» ( англ. Dog Day Afternoon ) — американская криминальная драма , снятая режиссёром Сидни Люметом по сценарию Фрэнка Пирсона . Главные роли в фильме исполняют Аль Пачино , Джон Казале , Чарльз Дёрнинг , Крис Сарандон , Пенелопа Аллен, Джеймс Бродерик, Лэнс Хенриксен и Кэрол Кейн . Название фильма соответствует идиоме , означающей «жаркие летние дни» ( калька с латинского «собачьи дни» ( англ. ), что подобно русскому слову « каникулы »).
Фильм вдохновлён статьёй П. Ф. Клуджа и Томаса Мура «Парни в банке» ( англ. The Boys in the Bank ), вышедшей в журнале « LIFE », и рассказывавшей об ограблении бруклинского банка Джоном Войтовичем и Сальваторе Натурале 22 августа 1972 года.
«Собачий полдень» получил положительные оценки критиков и выдвигался на получение ряда наград, в том числе премий « Оскар » и « Золотой глобус », в конечном итоге выиграв «Оскар» за лучший оригинальный сценарий . В 2009 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов США как обладающий «культурным, историческим или эстетическим значением» .
22 августа 1972 года трое грабителей — Сонни Ворцик ( Аль Пачино ), Сальваторе Натурале ( Джон Казале ) и Стиви ( ) — предпринимают попытку ограбления Первого сберегательного банка Бруклина. Их план практически сразу выходит из под контроля — Стиви трусит и сбегает, а Сонни узнаёт, что в хранилище имеется лишь 1100 долларов наличными, поскольку их ограбление происходит вскоре после инкассации. Сонни берёт дорожные чеки и в мусорном ведре сжигает книгу реестра для того, чтобы чеки нельзя было отследить. Однако дым вытягивается наружу, что вызывает подозрения, и вскоре банк оказывается окружён полицией, толпами зевак и тележурналистами.
Детектив-сержант полиции Юджин Моретти ( Чарльз Дёрнинг ) совершает звонок в банк и сообщает Сонни о прибытии полиции. Сонни блефует о намерении убить заложников в случае внезапной атаки, однако Сэл сообщает, что готов убивать, если потребуется. Моретти берёт на себя роль переговорщика, в то время как агент ФБР Шелдон ( ) следит за его действиями. Моретти просит освободить одного из заложников в качестве демонстрации добрых намерений, и Сонни позволяет уйти охраннику банка ( ), у которого начался приступ астмы . Моретти также убеждает Сонни выйти наружу. Прикрываясь Сильвией ( ), главной кассиршей банка, Сонни выходит и начинает переговоры с Моретти. Кульминацией их диалог становится выкрик Сонни «Аттика! Аттика!», ссылающийся на недавний тюремный бунт в «Аттике» . Толпа, в свою очередь, подхватывает его крик, поддерживая Сонни.
Сонни требует предоставить транспортное средство, которое доставит его с Сэлом в аэропорт, где их должен будет ждать самолёт. Сонни также требует доставить в банк пиццу для заложников и привезти его жену. Женой Сонни оказывается Леон Шермер ( Крис Сарандон ) - транс-женщина, которая рассказывает, что причиной ограбления стала необходимость в деньгах для её хирургической коррекции пола . Она также сообщает, что у Сонни есть бывшая жена, Энджи ( ), и дети.
Приближается ночь, и свет в банке отключается по требованию агента Шелдона, взявшего управление операцией на себя. Шелдон отказывается делать Сонни какие-либо уступки, однако, после того, как у банковского управляющего Малвени ( ) начинается приступ диабета, он позволяет пройти в банк доктору ( ). Пока доктор находится в банке, Шелдон убеждает Леон поговорить с Сонни. В ходе беседы выясняется, что Леон пыталась покончить с собой, чтобы уйти от Сонни, поднимавшего на неё руку. Она была госпитализирована в больнице «Белвью», где и была найдена полицией. Леон отказывается присоединиться к Сонни и Сэлу в их побеге. Сонни сообщает полицейским, прослушивающим линию, в том, что Леон непричастна к ограблению.
Сонни соглашается отпустить Малвени, однако тот отказывается уходить, не желая оставлять своих подчинённых. ФБР вновь вызывает Сонни наружу для того, чтобы тот поговорил со своей матерью ( Джудит Малина ). Она просит его сдаться полиции, однако Сонни отказывается. Вернувшись в банк, Сонни диктует одной из девушек своё завещание, оставляя деньги из своей страховки Леон и Энджи.
К банку прибывает лимузин, и Сонни тщательно проверяет его на отсутствие оружия или ловушек. Он выбирает агента Мёрфи ( Лэнс Хенриксен ) в качестве водителя, который доставит его, Сэла и заложников в аэропорт Кеннеди . По ранней договорённости, одну из заложниц освобождают. Сонни садится рядом с водителем, а Сэл позади вместе заложниками. Мёрфи просит Сэла держать его оружие стволом вверх, во избежание случайных выстрелов.
Кортеж из полицейских и лимузина приезжает в аэропорт. В ожидании прибытия самолёта, одну из заложниц, Марию ( ) отпускают, и она даёт Сэлу чётки перед его первым полётом на самолёте. Мёрфи вновь просит Сэла держать дуло вверх, Сэл следует указанию, однако в этот момент агент Шелдон блокирует ружьё Сонни; пользуясь заминкой, агент Мёрфи достаёт скрытый в его подлокотнике револьвер и делает точный выстрел в голову Сэлу. Заложников освобождают, а Сонни арестовывают.
Фильм заканчивается тем, что Сонни наблюдает за тем, как увозят мёртвое тело Сэла. В заключительных титрах сообщается, что Сонни был приговорён к 20 годам тюрьмы, Энджи с детьми получила пособие, а Леон, сменившая своё имя на Элизабет, перенесла операцию.
Фильм основан на статье П. Ф. Клуджа и Томаса Мура «Парни в банке» ( англ. The Boys in the Bank ), вышедшей в журнале « LIFE » в сентябре 1972 года, и придерживается основных фактов совершённого 22 августа 1972 года ограбления .
Джон Войтович, приговорённый в 1973 году к 20 годам заключения, был досрочно освобождён в 1978 году . Будучи в заключении, он написал письмо изданию The New Tork Times , утверждая, что правдой являются лишь 30 % из показанного в фильме, при этом похвалив работы Люмета, Пачино и Сарандона . Войтович получил $7500 ($38 900 по нынешним [ каким? ] меркам), а также 1 % от прибыли фильма за продажу прав на историю, которые отдал Элизабет Иден на операцию по коррекции пола . Иден скончалась в 1987 году от осложнений, вызванных СПИДом . Войтович умер в 2006 году от рака .
Фильм получил положительные отзывы критиков. На интернет-агрегаторе Rotten Tomatoes он имеет рейтинг 95 % на основе 42 рецензий . Metacritic дал фильму 86 баллов из 100 возможных на основе 15 рецензий, что соответствует статусу «всеобщее признание» .
Винсент Кэнби назвал фильм «самым точным и самым ярким нью-йоркским фильмом Сидни Люмета» и похвалил «блестящие характеристики» всего актёрского состава . Роджер Эберт описал персонажа Сонни как «одного из наиболее интересных персонажей современного кино» и дал фильму три с половиной звезды из четырёх . Он позже включил фильм в свой список «великих фильмов», повысив рейтинг до четырёх звёзд . Джин Сискел оценил фильм в четыре звезды из четырёх и поместил его на четвёртое место лучших фильмов 1975 года, назвав «превосходным» . Он похвалил Пачино, актёрская работа которого заставила его «поверить в невероятное» . Гэри Арнольд из « The Washington Post » назвал фильм «триумфальной новой классикой натурализма американского кино» .
Год | Премия | Категория | Номинант(-ы) | Результат |
---|---|---|---|---|
1976 | « Оскар » | Лучший фильм | Мартин Брегман , Мартин Элфэнд | Номинация |
Лучшая режиссура | Сидни Люмет | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Аль Пачино | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Крис Сарандон | Номинация | ||
Лучший оригинальный сценарий | Фрэнк Пирсон | Победа | ||
Лучший монтаж | Диди Аллен | Номинация | ||
« Золотой глобус » | Лучший фильм — драма | Мартин Брегман, Мартин Элфэнд | Номинация | |
Лучшая режиссёрская работа | Сидни Люмет | Номинация | ||
Лучшая мужская роль — драма | Аль Пачино | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана — кинофильм | Джон Казале | Номинация | ||
Чарльз Дёрнинг | Номинация | |||
Лучший дебют актёра | Крис Сарандон | Номинация | ||
Лучший сценарий | Фрэнк Пирсон | Номинация | ||
BAFTA | Лучший фильм | Мартин Брегман, Мартин Элфэнд | Номинация | |
Лучшая режиссура | Сидни Люмет | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Аль Пачино | Победа | ||
Лучший сценарий | Фрэнк Пирсон | Номинация | ||
Лучший монтаж | Диди Аллен | Победа | ||
Лучший звук |
Джек Фицстивенс, Ричард П. Циринционе,
Сэнфорд Ракоу, Стивен Э. Роттер, Джеймс Сабат, Дик Ворисек |
Номинация | ||
« Давид ди Донателло » | Специальная награда за продюсирование | Мартин Брегман, Мартин Элфэнд | Победа | |
Премия Гильдии режиссёров Америки | Лучшая режиссёрская работа в художественном фильме | Сидни Люмет | Номинация | |
1975 | Общество кинокритиков Канзаса | Лучшая мужская роль | Аль Пачино | Победа |
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | Лучший фильм | Мартин Брегман, Мартин Элфэнд | Победа | |
Лучший режиссёр | Сидни Люмет | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Аль Пачино | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | Десять лучших фильмов | Мартин Брегман, Мартин Элфэнд | Победа | |
Лучшая мужская роль второго плана | Чарльз Дёрнинг | Победа | ||
1975 | Круг кинокритиков Нью-Йорка | Лучшая мужская роль | Аль Пачино | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Крис Сарандон | Номинация | ||
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне | Серебряная раковина лучшему актёру | Аль Пачино | Победа | |
1976 | Премия Гильдии сценаристов США | Лучший оригинальный сценарий | Фрэнк Пирсон | Победа |
2001 | 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI | н/д | «Собачий полдень» | 70-е место |
2001 | 100 известных цитат из американских фильмов за 100 лет по версии AFI | н/д | «Аттика! Аттика!» | 86-е место |
2009 | Национальный реестр фильмов | н/д | «Собачий полдень» | Включение |
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)