Михайло Ломоносов (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ричард III» ( англ. Richard III ) — фильм, историческая драма британского режиссёра Лоренса Оливье . Экранизация одноимённой трагедии Уильяма Шекспира , признаваемая многими критиками наиболее масштабной и успешной . Картина удостоена более 10 престижных кинематографических наград, включая премию BAFTA за Лучший фильм и премию Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля .
Фильм, как и пьеса Шекспира, является художественным произведением и далеко не соответствует данным современной исторической науки. Демонизация Ричарда III восходит к традициям времён Тюдоров , пришедших на смену династии Плантагенетов .
Англия, вторая половина XV века. В ходе Войны Алой и Белой розы на трон восходит король Эдуард IV . Его брат Ричард III , активно содействующий ему в этом, тайно завидует успеху Эдуарда и горько скорбит о собственных физических уродствах. Несмотря на это, благодаря лести и мастерству обольщения, он добивается согласия на брак от молодой знатной вдовы леди Анны , даже с учётом того, что та знает о его прямом участии в смертях как её отца, так и предыдущего мужа. Ричард оговаривает в глазах короля, а позже организует убийство среднего из своих братьев — герцога Кларенса . Узнав о его кончине, король Эдуард IV умирает, перед смертью назначив Ричарда лордом-протектором . Тот немедленно устраняет последнее препятствие на пути к престолу: заключает в Тауэр малолетних сыновей скончавшегося монарха — Эдуарда V и Ричарда Йоркского . Ричард III становится королём Англии, однако не находит духовного покоя: его терзают призраки убитых им людей.
Правлению узурпатора противостоит оппозиция во главе с Генрихом Тюдором . Армии сторон сходятся в битве при Босворте . В решающий момент сражения войска Ричарда переходят на сторону противника. Оставленный всеми, он бросается в отчаянную схватку. Под ним гибнет конь. Перед смертью Ричард восклицает: «Коня! Коня! Полцарства за коня!»
Обозреватель «Сhicago Reader» называет картину наиболее точной и классической экранизацией пьесы Шекспира, ставшей одной из наиболее волнующих постановок сюжета о злодействе и предательстве . Газета « The New York Times » (март, 1956 год) считает, что единственная трансляция этого фильма по телевидению США внесла такой вклад в знакомство зрителя этой страны с творчеством Шекспира, какой не был достигнут за всю предыдущую историю кино и ТВ .
После съёмок этого фильма были задуманы ещё несколько масштабных экранизаций произведений Шекспира, начиная с « Макбета », где в главной женской роли должна была сняться Вивьен Ли . Однако смерть главного финансиста и продюсера проекта Александра Корды разрушила эти планы .