Шпион, который меня любил (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шпион, пришедший с холода» ( англ. The Spy Who Came in from the Cold ) — экранизация одноимённого бестселлера Джона Ле Карре , осуществлённая постановщиком Мартином Риттом в 1965 году. Главные роли исполнили Ричард Бёртон и Клэр Блум .
Производство картины затрудняло множество событий: напряжённые отношения между исполнителем главной роли Бёртоном и его супругой, ключевой голливудской звездой того времени Элизабет Тейлор , многочисленные ссоры Бёртона и Ритта.
Лента получила две номинации на премию « Оскар » (за актёрскую работу Бёртона и декорации), премию « Золотой глобус » за актёрскую работу Оскара Вернера , была включена в список десяти лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США .
Западный Берлин , офис отделения МИ-6 «Цирк». Дела агентов под управлением резидента Алека Лимаса ( Ричард Бёртон ) идут из рук вон плохо. После гибели Карла Римека, подчинённого Лимаса, его срочно вызывают в Лондон . Глава МИ-6 «Контроль» ( Сирил Кьюсак ) начинает масштабную секретную операцию по внедрению Лимаса в Главное разведывательное бюро ГДР под видом перебежчика . Для прикрытия Лимаса понижают в должности, он становится раздражённым и подавленным, прикладывается к бутылке. Он увольняется из разведки, и оказывается безработным, испытывает денежные трудности. В библиотеке, где Алек временно подрабатывает, он знакомится с наивной коммунисткой Нэн Перри ( Клэр Блум ), с которой у него завязывается роман.
Лимас инсценирует запой, избивает продавца в лавке возле своего дома и попадает в тюрьму. После освобождения его находят агенты спецслужб ГДР. Они предлагают ему работу в некоем информационном агентстве . Для этого Лимас соглашается выехать на две недели в Нидерланды . Высокопоставленный сотрудник разведки Смайли отслеживает его перемещения. Лимаса допрашивает агент разведки ГДР Питерс ( Сэм Уонамейкер ), который обещает достойную оплату за раскрытие основных секретов резидентуры МИ-6. Лимас рассказывает о схеме финансирования агентов МИ-6 в Европе. В это время Нэнси Перри как активистке партии неожиданно предлагают поездку в Восточную Германию.
Встречи Лимаса с Питерсом переходят из Нидерландов в ГДР, где за британца берётся Фидлер ( Оскар Вернер ), помощник главы восточногерманской разведки Ганса-Дитера Мундта ( Петер ван Эйк ). Он ненавидит Мундта, подозревает его в предательстве и считает что Алек обладает необходимой для этого следствия информацией. Однако Лимас отказывается признать, что разведка могла иметь в Берлине агента и не поставить его, главу берлинского отделения, в известность об этом. Это только подкрепляет подозрения Фидлера. Когда Мундт выясняет, что Фидлер собирает компромат у него за спиной, он приказывает арестовать и Лимаса, и Фидлера. Однако на следующий день Фидлер с помощью представителей высшего руководства ГДР арестовывает Мундта.
Трибунал судит Мундта по обвинениям Фидлера. Лимас выступает в качестве ключевого свидетеля. Однако неожиданно для него в зал трибунала вводят Нэнси. После продолжительного заседания адвокат Мундта ( Иржи Восковец ) с помощью её показаний доказывает, что Алек получил инструкции непосредственно от Смайли. Следовательно, ему был дан приказ внедриться в разведслужбу ГДР, чтобы дискредитировать Мундта, и он действует в качестве британского агента и сейчас. Репутация Мундта восстановлена, а Фидлера ждёт следствие с обвинением в пособничестве врагу.
Лимас, полагая, что провалил миссию, ждёт казни, однако догадывается, что Фидлер был прав, и Мундт действительно работает на МИ-6 за вознаграждение. Ночью Мундт освобождает из своих камер Алека и Нэнси и предоставляет им машину. Он подтверждает, что Фидлер был прав, а вся операция была затеяна для дискредитации Фидлера. Мундт ненавидит Фидлера как еврея, а британской разведке нужно убрать Фидлера, чтобы спасти Мундта.
Алек и Нэнси добираются на автомобиле до Берлинской стены . По пути он рассказывает ей всю схему операции, о сути которой он догадался после трибунала. Нэнси пытается перелезть через Стену, но её убивает предоставленный Мундтом проводник. Лимас видит, что с той стороны Стены его встречает Смайли, но колеблется, не может оставить Нэнси и тоже погибает.
Актёр | Роль |
---|---|
Ричард Бёртон | Алек Лимас |
Клэр Блум | Нэн Перри |
Оскар Вернер | агент Фидлер |
Питер ван Эйк | Ганс-Дитер Мундт |
Иржи Восковец | адвокат Мундта |
Сэм Уонамейкер | агент Питерс |
Сирил Кьюсак | МИ-6 «Контроль» | глава
Джордж Смайли | |
Эш | |
Роберт Харди | Дик Карлтон |
Бернард Ли | Пэтмор |
К 1965 году, когда режиссёр Мартин Ритт принялся за создание своего следующего фильма, в США было продано пять миллионов копий шпионского романа-бестселлера Джона Ле Карре « Шпион, пришедший с холода » . Книга поразила Ритта своим «реалистичным показом шпионских методов с обеих сторон» и вскоре была начата подготовка к съёмкам .
Нетерпеливость Ритта была подогрета тем, что он собирался поставить шпионскую притчу, которая всколыхнёт цепочку романтических шпионских триллеров, так популярных в 1960-х годах: « Доктор Ноу », « Из России с любовью », « Голдфингер » и так далее. Режиссёр решил выступить не только в качестве режиссёра, но и впервые спродюсировать собственный фильм .
На роль Лимаса Ритт решил позвать Пола Ньюмана , только что снявшегося у него в эпической драме « Хад ». Написать сценарий Ритт попросил именитого драматурга Джона Осборна , но тот отказался, заметив, что был привлечён «превосходным мрачным материалом», но его оттолкнуло присутствие смазливого Ньюмана в столь серьёзной роли. Тогда режиссёр заменил Ньюмана Бертом Ланкастером , но тот не смог сыграть Лимаса из-за участия в других проектах. Окончательным вариантом Ритта был британец Ричард Бёртон . Постановщику пришлось тяжело потрудиться, чтобы убедить Paramount Pictures в утверждении Бёртона на роль и принятии его гонорара размером в 750 тысяч долларов .
Ритт вспоминал, что было нелегко сделать из суперзвезды безликого шпиона: «Мы тяжело поработали, чтобы слегка снизить его выдающийся голос, дерзкий характер и романтическую ауру». Режиссёр также был крайне недоволен алкоголизмом Бёртона и ревнивым отношением к нему его супруги, не менее известной Элизабет Тейлор . Зная, что между Бёртоном и его партнёршей Клэр Блум ранее был роман, Тэйлор не допускала между ними на площадке даже дружбы. «Бёртон был под 24-часовым наблюдением. Она контролировала каждое подмигивание» — писал биограф актёра Мелвин Брагг .
Ритт никак не мог сдружиться с Бёртоном, ситуация с ним напоминала ему проблемы с Орсоном Уэллсом на съёмках « Долгого жаркого лета ». Сначала Ритта не устраивало, что Бёртон произносит свои реплики слишком громко, затем его чрезмерное увлечение супругой, присутствовавшей на площадке. Невзирая на все неурядицы, возникавшие в их отношениях, Ритт позже отзывался о Бёртоне как о «необъятной личности» .
Основные съёмки фильма проводились в зимней Ирландии , близ Уиклоу , дабы запечатлеть мрачную атмосферу, которую Ритт так жаждал, для чего решил снимать на чёрно-белую плёнку. «Я хотел дождя или серости в каждой сцене, никакого солнца» — говорил режиссёр . Остальные сцены снимались на Трафальгарской площади , киностудии Ardmore Studios и немецкой общине Гармиш-Партенкирхен .
Дополнительные трудности возникали с финалом фильма — студия настаивала на хэппи-энде , который пошёл бы вразрез с окончанием романа. Помимо этого, некоторые представители студии ругали картину за то, что она была перенасыщена диалогами, ей недоставало развития сюжета. Ритт сумел вырвать у компании тот финал, которого хотел он сам .
Люди хвалили меня за мою проницательность, я заранее учуял бестселлер. Но я никогда не мечтал о том, что это будет такой крупный успех. Думал, может, сделаю приятный, маленький, безуспешный в сборах, но хороший фильм. До сих пор поражаюсь, как его приняли. Мартин Ритт
Фильм стал альтернативой гламурному сериалу о Джеймсе Бонде , создающему искажённое и почти карикатурное представление о разведке .
Ключевой антагонист ленты не Мундт, не Фидлер, а « холодная война » как она есть. Британцы и немцы показаны в ней скорее одинаковыми, нежели разными. В международном шпионском деле нет хороших и плохих парней, только подлость, обвинения, предательства и убийства .
В «Шпионе, пришедшем с холода» Лимаса подставляют не коммунисты, а свои же люди — британцы. В монологе к Нэнси Алек обращается как бы и к зрителю: «Кто такие шпионы, по-твоему? Философы, живущие по учениям Господа или Карла Маркса ? Ничего подобного. Это кучка жалких ублюдков, вроде меня, неудачники, пьяницы, играющие в ковбоев и индейцев, чтобы скрасить свою паршивую жизнь. По-твоему, они задумываются, где чёрное, а где белое?»
Финал картины показывает, что Лимас просто устал от «холодной войны». Он понимает, что случится с ним, и бросается обратно за мёртвой Нэнси, невзирая на то, что так и не развил с ней близких отношений. Его поступок — совершенное отступничество. Его убивают немецкие агенты и, таким образом, Лимас становится «шпионом, пришедшим с холода» .
Некоторыми кинокритиками фильм считается одним из лучших и самых достоверных шпионских фильмов в истории .
Фильм получил множество наград, в том числе 2 номинации на Оскар :
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
« Оскар » | «Лучшая мужская роль» | Ричард Бёртон | Номинация | |
«Лучшие декорации в чёрно-белом фильме» | Номинация | |||
« Золотой глобус » | «Лучшая мужская роль второго плана» | Оскар Вернер | Победа | |
Премия Британской киноакадемии | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучший британский фильм» | Победа | |||
«Лучший британский актёр» | Ричард Бёртон |
Победа
(также за « Кто боится Вирджинии Вульф? ») |
||
«Лучший иностранный актёр» | Оскар Вернер | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа в британском чёрно-белом фильме» | Освальд Моррис | Победа | ||
«Лучшие декорации в британском чёрно-белом фильме» | Победа | |||
Премия общества операторов Великобритании | «Лучшая операторская работа» | Освальд Моррис | Победа | |
« Давид ди Донателло » | «Лучший иностранный актёр» | Ричард Бёртон | Победа | |
Премия имени Эдгара Аллана По | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лоурел» | «Лучший драматический актёр» | Ричард Бёртон | Победа | |
Национальный совет кинокритиков США | «10 лучших фильмов года» | Победа | ||
Премия Гильдии сценаристов США | «Лучший драматический сценарий» | , | Номинация |