Interested Article - Пансканирование

Панскани́рование ( англ. Pan & Scan ) — один из двух способов согласования широкоэкранного кадра с классическим. Используется при переводе широкоэкранных кинофильмов в кинематографические системы с соотношением сторон экрана близким к академическому 1,37:1, а также при демонстрации по телевидению стандартной четкости с обычным экраном 4:3. Пансканирование предусматривает обрезку исходного изображения фильма по горизонтали при печати фильмокопий и телекинопроекции , в результате которой оставшаяся его часть заполняет новый кадр целиком .

В отличие от экранного каше ( англ. Letterbox ), сохраняющего исходный кадр полностью, при пансканировании теряется до половины его полезной площади. Поэтому при переводе в классический формат часто применяется « панорамирование » широкоэкранного кадра путём перемещения копируемой области вдоль длинной стороны исходного изображения . Техника выкопировки части кадра применялась при тиражировании фильмокопий для перевода фильмов с широким экраном в классический или узкоплёночный форматы на киноплёнках 35 , 16 и 8-мм . Наиболее распространена техника пансканирования при демонстрации широкоэкранных фильмов по телевидению и мастеринге на видеокассетах и оптических видеодисках .

Существует аналогичный способ вертикальной обрезки для перевода классического кадра в широкоэкранные форматы, называемый Tilt & scan .

Изображение широкоэкранного кадра, обрезанное до соотношения 1,33:1. Около половины исходного изображения потеряно

Историческая справка

В первые годы существования широкоэкранных фильмов их демонстрация была возможна лишь в ограниченном количестве специализированных кинотеатров , оснащённых соответствующими кинопроекторами и экраном нужного размера. Во всём Советском Союзе в первые пять лет использования системы « Широкий экран » таких кинотеатров было не больше десяти . Подавляющее большинство кинозалов допускали показ только фильмокопий классического формата с соотношением сторон кадра 1,37:1. Сельские кинопередвижки были по большей части рассчитаны на узкоплёночную проекцию с такими же пропорциями экрана. Необходимость расширения аудитории вынуждала снимать одновременно две версии одного и того же фильма кинокамерами разных форматов. В Голливуде для этого на общем риге монтировали два киносъёмочных аппарата, один из которых снимал фильм анаморфотным объективом с широкоэкранным соотношением сторон, а другой — сферическим на классический кадр .

Согласование формата разных кадров при этом выполнял кинооператор , кадрируя изображение обеих камер. Впоследствии обычный вариант фильма использовался при оптической печати узкоплёночных. Такая же технология использовалась в СССР наряду с другой, когда одновременная съёмка в разных форматах велась двумя операторами с разных точек, что позволяло увязывать композицию с пропорциями кадра без нарушения её целостности . Однако, чаще всего широкоэкранным аппаратом снимались первые дубли фильмов этого формата, а затем съёмка повторялась обычной камерой . Таким образом создавались картины «Три плюс два» , «Алые паруса» , «Дон Кихот» и некоторые другие . Технология съёмки двух вариантов одного и того же фильма в итоге была признана экономически невыгодной, поскольку удлиняла сроки и удорожала кинопроизводство . Поэтому были разработаны кинокопировальные аппараты , пригодные для перевода широкоэкранного негатива в обычный и узкоплёночный форматы фильмокопий. Первый объектив Micro-Panatar, пригодный для дезанаморфирования и выкопировки части широкоэкранного кадра, был разработан компанией « Панавижн » ( англ. Panavision ) в 1954 году. В СССР чёрно-белые широкоэкранные фильмы начали переводить в обычный формат при печати с 1958 года, но съёмка цветных фильмов двумя камерами практиковалась значительно дольше из-за низкого качества цветных киноплёнок и необходимости печати с оригинального негатива . Такая практика была полностью прекращена в 1964 году, уступив место пансканированию при оптической печати .

Однако, наиболее широкое распространение технология пансканирования получила при телекинопроекции и изготовлении видеокассет и видеодисков. Широкоэкранный кадр вдвое шире телевизионного и для его демонстрации по телевидению приходится жертвовать частью изображения: в противном случае часть телевизионного экрана необходимо кашировать сверху и снизу полного кинокадра. Последний способ, получивший название « экранное каше », сохраняет первоначальный вид изображения, но детализация , и без того низкая в телевидении стандартной чёткости , часто оказывается неприемлемой . Даже при использовании европейского стандарта разложения 625/50 для демонстрации полного кинокадра « Синемаскоп » с соотношением сторон 2,35:1 в изображении задействованы не более 300 строк, тогда как остальные расходуются на каше. Ограниченные размеры кинескопов большинства телевизоров ещё больше затрудняли просмотр широкоэкранных фильмов с кашированием экрана. Поэтому многие считают обрезку широкоэкранного изображения более предпочтительной, чем демонстрацию узкой «щели». На видеокассетах широкоэкранные фильмы в большинстве случаев выпускались с пансканированием, поскольку качество бытовой видеозаписи значительно ниже, чем у вещательного видеосигнала .

Только с распространением DVD дисков, способных обеспечивать предельную для стандарта чёткость , наметился отход от пансканирования к экранному каше. Дополнительным стимулом стало появление телевидения высокой чёткости и телевизоров с большими экранами, соотношение сторон которых стало 16:9 (1,78:1). Широкоэкранные кинокартины значительно проще вписать в такой телеэкран, а кашетированные фильмы с соотношением 1,85:1 и 1,66:1 заполняют его почти полностью . Однако при демонстрации кинофильмов по телевидению стандартной четкости пансканирование до сих пор используется чаще, вследствие небольшой информационной ёмкости телекадра. Кроме того, пансканирование в формат 16:9 с потерей небольшой части изображения иногда применяется при подготовке видеокопий фильмов с исходным соотношением 2,35:1.

Технология

При переводе анаморфированного широкоэкранного кадра в классический перед его обрезкой необходима оптическая трансформация изображения с восстановлением правильных пропорций. Это возможно двумя способами: пересъёмкой изображения, даваемого кинопроектором на промежуточном наклонном экране («метод Болтянского», кинокопировальный аппарат 23КТО—1), или оптической печатью дезанаморфотным объективом в кинокопировальном аппарате с прерывистым движением киноплёнки . В обоих случаях в классический кадр попадает не всё изображение широкоэкранного. Последний может содержать сюжетно важные части не только в центре, но и по краям. Некоторые кинокадры построены так, что их центр оказывается пустым, а персонажи ведут диалог , стоя по разные стороны у краёв изображения. В таком случае приходится выбирать кого-то одного из них, или перемещать область выкопировки вдоль исходного кадра. Поэтому простая обрезка по центру неприемлема и часто приходится выбирать не центральную часть кадра при печати фильмокопий классического формата или демонстрации по телевидению стандартной чёткости .

При необходимости перемещения копируемой области, её скачки недопустимы, поскольку нарушают восприятие видеоряда. Чаще всего область выкопировки остаётся постоянной в пределах одного плана , меняясь только в момент монтажной склейки . Между склейками смещение должно выполняться плавно, создавая ощущение, сходное с панорамированием камеры . Для этого в кинокопировальных аппаратах предусматриваются соответствующие механизмы покадрового взаимного сдвига фильмовых каналов или объектива. При переводе широкоэкранного или широкоформатного фильма в обычный формат обрезка происходит во время оптической печати дубль-негатива или чаще — мастер-позитива . Узкоплёночные фильмокопии печатались с полученного таким способом 35-мм контратипа . При печати дубль-негатива возможна предварительная разметка отдельных сцен и точный выбор копируемой области, которая может смещаться от центра к любому краю исходного кадра .

В СССР для перевода широкоэкранных фильмов в обычные применялся специальный кинокопировальный аппарат 23ТТО—1 («Агат 35А—35») с просмотровым столом 50РТО—1 для предварительного изготовления паспорта выкопировки , составляемого оператором-постановщиком фильма . Наиболее гибкой оказалась технология, разработанная в 1964 году группой советских киноинженеров. С широкоэкранного негатива с дезанаморфированием печатался 70-мм мастер-позитив , пригодный для изготовления как широкоформатного дубль-негатива , так и промежуточного контратипа классического формата с выкопировкой сюжетно-важной области . При оптической печати происходил автоматический выбор копируемого на киноплёнку участка изображения в соответствии с паспортом, и, в случае необходимости, панорамирование. Для демонстрации по телевидению использовались фильмокопии классического формата, изготовленные таким же способом для кинопроката или специально для телекинопроектора, с учётом особенностей тоновоспроизведения последнего. Современные технологии телекинопроекции предусматривают цифровой перевод формата, при котором пансканирование может происходить покадрово с высокой точностью .

Мнение кинопродюсеров

Техника пансканирования несовершенна и неприемлема для многих кинематографистов. Рост значимости телевизионного показа кинофильмов вынуждал искать компромиссные решения, которые воплотились в технологии скрытого кашетирования и появлении « сюжетно важного поля телевидения » в видоискателе киносъёмочного аппарата . В СССР был разработан Универсальный формат кадра (УФК), пригодный для съёмки фильмов, которые могли быть напечатаны как в широкоэкранных форматах, так и в обычном, а в телеэкран вписывались почти без потерь. Большинство производственных форматов появились именно как компромисс между широким экраном кинотеатра и телевизионными стандартами. При съёмке в таких форматах часто сверху и снизу оставляется «запас» изображения, не используемый при печати, но годный для показа полного кадра по телевидению.

Многие кинорежиссёры и продюсеры отрицательно относятся к использованию пансканирования, поскольку оно приводит к потере значительной части изображения и нарушению первоначального авторского замысла . В 1991 году Сидни Поллак начал судебный процесс против датского телевидения, показавшего его фильм «Три дня Кондора» в обрезанном варианте. Суд признал изменение оригинального формата «увечьем» произведения и нарушением прав использования интеллектуальной собственности .

См. также

Источники

  1. . ТВ, видео, графика . hardvision.ru. Дата обращения: 10 мая 2012. 17 августа 2012 года.
  2. (англ.) . Computr Desktop Encyclopedia. Дата обращения: 10 мая 2012. 10 сентября 2012 года.
  3. , с. 401.
  4. , с. 33.
  5. James Roudebush. (англ.) . Secrets of Home Theater & High Fidelity. Дата обращения: 3 декабря 2014. 5 февраля 2012 года.
  6. , с. 34.
  7. , с. 38.
  8. , с. 216.
  9. , с. 37.
  10. (англ.) . CED Magic. Дата обращения: 10 мая 2012. 10 сентября 2012 года.
  11. Clint DeBoer. (англ.) . Audioholics.com (18 января 2005). Дата обращения: 10 мая 2012. 10 сентября 2012 года.
  12. Robert Weedon. (англ.) . Imagedissectors.com (23 сентября 2009). Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано из 10 сентября 2012 года.
  13. , с. 55.
  14. , с. 189.
  15. , с. 221.
  16. , с. 395.
  17. , с. 195.
  18. , с. 396.
  19. , с. 3.
  20. , с. 274.
  21. (англ.) . Letterbox and Widescreen advocacy page. Дата обращения: 10 мая 2012. 17 июня 2012 года.
  22. (англ.) . dvdizzy.com. Дата обращения: 10 мая 2012. 10 сентября 2012 года.
  23. (англ.) . The Letterbox and Widescreen Advocacy Page. Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано из 10 сентября 2012 года.

Литература

  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М. : «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • И. С. Голод, Г. И. Туманов, Л. Г. Цифринович, И. И. Кузьмин. Кинокопировальная аппаратура оптической печати с выбором по полю кадра // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1969. — № 6 . — С. 3—7 . — ISSN .
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 400—411. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . § 42. Разноформатные фильмокопии // . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1980. — С. 195. — 239 с.
  • Е. А. Иофис . Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—194. — 300 с.
  • Николай Майоров. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — № 3 . — С. 30—36 . 5 марта 2016 года.
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2012. — № 4 (26) . — С. 35—44 . — ISSN .
  • С. М. Проворнов. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.

Ссылки

  • (англ.) . YouTube. Дата обращения: 10 мая 2012.
Источник —

Same as Пансканирование