Список картин Эдварда Мунка (1928—1944)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Крик» ( норв. Skrik ) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника- экспрессиониста Эдварда Мунка . На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения . Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности .
Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет , эмбрион или сперматозоид . Волнообразные линии пейзажа, будто эхо , повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду . Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах . Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании .
Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи « Ницца 22.01.1892» Мунк так описывает источник своего вдохновения:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые . Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь . В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины « Меланхолия »: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза . Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет . В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик» . Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром» .
В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника , в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы» . В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла , из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно яркие « красные сумерки ». Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах . Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как не известно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере . В 2018 году метеорологи из США и Великобритании высказали версию о том, что форма и цвет облаков на картине напоминают перламутровые облака , и если это так, то картина Мунка — одно из первых изображений такого типа облаков .
В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии цивилизации чачапойя , которую Мунк, возможно, видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году . Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) ; предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины « Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? ». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине .
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года . Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику « Фриза жизни ». Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как « », « Поцелуй » и « Ревность », «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние . Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков , однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский .
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
Картины «Крик» неоднократно становились предметами краж и их попыток. В результате этих преступлений картинам был нанесён вред.
12 февраля 1994 года, в день открытия Зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере , двое мужчин проникли в Национальную галерею в Осло и украли картину «Крик», оставив записку: «Спасибо за плохую охрану» . Из-за мероприятий, связанных с Олимпиадой, картина была перенесена в галерею на втором этаже . После того, как в марте 1994 года Национальная галерея отказалась выплатить выкуп в размере 1 миллиона долларов США, норвежская полиция при участии британской полиции ( ) и музея Гетти провела спецоперацию , и 7 мая 1994 года картина была найдена в целости и сохранности . В январе 1996 года четыре человека были осуждены за её кражу, в том числе , который уже был в 1988 году осуждён за кражу « Вампира », другой картины Мунка . Но по результатам апелляции они были освобождены на законных основаниях, помогло этому то обстоятельство, что британские агенты, участвовавшие в спецоперации, въехали в Норвегию под вымышленными именами .
22 августа 2004 года была украдена версия «Крика» 1910 года из музея Мунка в Осло вместе с его же « Мадонной ». Произошло это в светлое время суток, когда преступники в масках вошли в музей и совершили кражу . Прохожему удалось сфотографировать грабителей, когда те бежали к своей машине с украденными картинами. 8 апреля 2005 года норвежская полиция арестовала подозреваемого в связи с кражей, но картины пропали без вести. Ходили слухи, что они были сожжены ворами, чтобы скрыть улики . 1 июня 2005 года, когда четверо подозреваемых уже находились под стражей по обвинению в краже произведений Мунка, городские власти Осло объявили о вознаграждении в размере 2 миллионов норвежских крон (примерно 313 500 долларов США или 231 200 евро) за информацию, которая могла бы помочь найти картины . В начале 2006 года перед судом предстали шестеро мужчин, которым были предъявлены различные обвинения — либо в содействии планированию, либо в участии в ограблении. В мае того же года трое были осуждены и приговорены к тюремному заключению на срок от четырёх до восьми лет, а двое из осужденных, Бьорн Хоэн и Петтер Таральдсен, также были приговорены к выплате городу Осло компенсации в размере 750 миллионов крон (примерно 117,6 млн долларов США или 86,7 млн евро) . Музей Мунка был закрыт на 10 месяцев для проведения капитального ремонта .
31 августа 2006 года норвежская полиция объявила о том, что в ходе полицейской операции были найдены «Крик» и «Мадонна», но подробности обстоятельств обнаружения не разглашались. Сообщалось, что картины находились в лучшем, чем ожидалось, состоянии. «Мы на 100 % уверены, что это оригиналы», — заявил на пресс-конференции начальник полиции Ивер Стенсруд Директор музея Мунка Ингебьёрг Идстье подтвердила удовлетворительное состояние картин, заявив, что оно намного лучше, чем ожидалось, и что повреждения можно устранить . У «Крика» влагой был повреждён нижний левый угол, а у «Мадонны» было несколько разрывов на правой стороне картины, а также две дыры в руке Мадонны . 27 сентября 2006 года, перед началом реставрации, музей Мунка выставил эти картины на всеобщее обозрение. В течение последующих пяти дней их увидели около 5500 посетителей. 23 мая 2008 года восстановленные работы вернулись в экспозицию музея Мунка в рамках открытия выставки «Крик и Мадонна — возвращённые» . Некоторые повреждения, нанесённые «Крику» оказалось невозможным исправить, но общая целостность работы не была нарушена .
В 2008 году компания Idemitsu Petroleum Norge AS выделила 4 миллиона норвежских крон на сохранение, исследование и презентацию «Крика» и « Мадонны » .
Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался. Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта , Эрро , принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе , комиксах , теле- и мультсериалах и кино. Знаменитая маска из фильма « Крик » была вдохновлена картиной с тем же названием , является популярным предметом карнавального костюма. Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала « Доктор Кто » также был навеян персонажем с картины Мунка . Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп ( Morgen , 1969), Red Lorry Yellow Lorry ( This Today EP , 1984), ( La cassette noire , 1982) и других.