Interested Article - Фуэ

Фуэ ( яп. , дословно, «флейта, дудка, свисток») — семейство японских флейт . Фуэ обычно обладают высоким звучанием и изготавливаются из бамбука . Самая популярная фуэ — сякухати .

При исполнении музыки на фуэ отверстия во флейте закрывают не подушечками пальцев, а фалангами.

История

Предок фуэ — китайская свирель « пайсяо » . В V веке флейты появились в Японии , распространились в период Нара .

Комусо секты Фукэ вскоре стали использовать фуэ для «медитации дуновением» . Современные фуэ могут быть как солирующим, так и оркестровым инструментом.

Классификация

Фуэ делятся на две большие группы — поперечные и продольные . В поперечных отверстие для губ находится сбоку, а на продольных — на конце .

Синобуэ

Синобуэ

Синобуэ ( яп. 篠笛 , флейта из сазы ) , также такэбуэ ( яп. 竹笛 , бамбуковая флейта) — поперечная флейта с высоким тембром. Используется в японском оркестре хаяси ( яп. 囃子 ) и при исполнении нагаута . Сякухати — важный инструмент в музыкальном сопровождении постановок театров но и кабуки . На сякухати исполняют синтоистскую музыку кагура и просто народные песни. Существует два стиля исполнения: ута ( яп. , песенный) и хаяси ( яп. 囃子 , фестивальный) . Флейта для исполнения в стиле ута настраивается на западную нотную шкалу и может играть соло. Хаяси-синобуэ не настраивается, производит высокий немелодичный звук.

Сякухати

Хоттику

Необработанное отверстие для губ

Хоттику ( яп. 法竹 , буквально «бамбук дхармы ») — фуэ из бамбукового корня. После обработки на толстом конце прикорневого стебля остаются кольца. Та же часть бамбука используется для производства сякухати , но хоттику не лакируется, и отверстие для губ остаётся необработанным. Хоттику иногда называют «дзинаси нобэкан», «без дзи ( яп. , особая паста из глины и лака) , в одну трубку (в отличие от сякухати, хоттику цельная)».

У хоттику четыре отверстия для пальцев сверху и одно снизу (для большого пальца). Диапазон звучания составляет как минимум две октавы . Хоттику может быть любой длины, чем длиннее инструмент — тем ниже у него тембр. Обычно (не всегда) хоттику длиннее сякухати и почти всегда толще.

Техника игры на хоттику аналогична игре на сякухати, хотя звук хоттику не такой чистый и ровный. Угол утагути ( яп. 歌口 , дословно «отверстие для пения») , то есть, отверстия для губ, у хоттику ближе к 90°, но выбор угла зависит также от размера бамбука. Угол утагути и отсутствие лака придают звуку хоттику грубый и придыхательный тембр. Хоттику используется в суйдзэн , «медитации дуновением». Играть в жанре ( яп. 本曲 ) , изобретённом последователями секты Фукэ , может лишь исполнитель высокого уровня мастерства. Так как хоттику не настраивается, обычно она выступает соло.

Хитирики

Хитирики ( яп. 篳篥 ) — небольшой (не длиннее 20 см) бамбуковый духовой инструмент с двойной тростью. Хитирики обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром . Тональный диапазон — одна октава .

Комабуэ

Комабуэ ( яп. 高麗笛 , флейта Корё ) поперечная флейта с шестью отверстиями для пальцев, использующаяся в японской придворной музыке гагаку и . Изготавливается из бамбука. Имеет около 36 сантиметров в длину, короче флейты рютэки . Изготовлением комабуэ исторически занимается семья Ога .

Рютэки

Рютэки

Рютэки ( яп. 龍笛 рю:тэки , «драконовая флейта») — бамбуковая японская поперечная флейта длиной около 40 см и диаметром 1,3 см, с семью отверстиями. Используется в гагаку . Звучание рютэки изображает драконов , летающих в небесном свете (его изображает ), за которыми наблюдают люди ( хитирики ). Рютэки — одна из трёх флейт, на которых играют гагаку. Тембр рютэки ниже, чем у комабуэ, но выше, чем у кагурабуэ. В XX веке рютэки, как и сямисэн , стали использовать в современной музыке.

Рютэки при исполнении держат горизонтально.

Нокан

Лакированный нокан

Нокан ( яп. 能管 но:кан , дословно «трубка театра но ») — японская поперечная флейта, использующаяся для аккомпанирования представлениям театров но и кабуки . Её создали актёр театра но Канъами Киёцугу ( яп. 観阿弥 清次 ) и сын Канъами, Дзэами Мотокиё ( яп. 世阿弥 元清 ) в XIV веке, когда они реформировали но , введя в него традиционные танцы дэнгаку ( яп. 田楽 , «музыка рисового поля») и саругаку ( яп. 猿楽 , «обезьянья музыка») .

Для изготовления нокан используются склеенные и перевязанные вишнёвой корой щепки копчёного бамбука сусудакэ ( яп. 煤竹 ) . При этом поверхность бамбукового ствола оказывается внутри, что улучшает звук. Длина нокана около 39,1 см, средняя ширина — 1,7 см. В нокане просверливается 7 отверстий для пальцев.

В нокане имеется «горло» ( яп. нодо ) , отверстие шириной 2-3 мм. Благодаря нодо, нокан может издавать фальцетный звук ( эффект Вентури ). Также конструкция предусматривает помещение в особое отверстие овального свинцового мундштука , обёрнутого бумагой.

Диапазон нокана — больше двух октав. Высота звука меняется от флейты к флейте, так как ноканы изготавливаются вручную.

Кагурабуэ

Самая длинная из фуэ, около 45,5 см длиной. Используется в жанре .

Примечания

  1. 21 августа 2008 года. , Drumdojo Magazine , Ed. Paul Marshall, 2000, retrieved 6 July 2008
  2. Malm, William P. Traditional Japanese Music and Musical Instruments. 1959. Rev. ed. Otowa: Kodansha International, 2000.
  3. от 19 октября 2008 на Wayback Machine New York Times, 10 May 1998 retrieved 6 July 2008
  4. от 19 октября 2008 на Wayback Machine New York Times, 10 May 1998, retrieved 6 July 2008
  5. 11 марта 2008 года. , 2002, Columbia Music Entertainment, retrieved 6 July 2008
  6. 11 марта 2008 года. , 2002, Columbia Music Entertainment, retrieved 6 July 2008
  7. Shigeo Kishibe , et al. «Japan.» Grove Music Online. Oxford Music Online. от 26 декабря 2022 на Wayback Machine
  8. Marett,A. Musica Asiatica Vol. 5 Published by CUP Archive, ISBN 0-521-34071-3 p.210

Литература

  • Berger D. P. The Nohkan: Its Construction and Music : [ англ. ] // Ethnomusicology. — University of Illinois Press, 1965. — Vol. 9, № 3. — С. 221—239. — doi : .
Источник —

Same as Фуэ