Interested Article - Анарина, Нина Григорьевна

Нина Григорьевна Анарина (р. 1 января 1945 года , Москва ) — советский российский искусствовед, востоковед-японист, театровед, доктор искусствоведения, научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры России , специалист по японскому театру .

Биография

Нина Григорьевна Анарина родилась 1 января 1945 года в Москве. В 1965 году поступила в Институт стран Азии и Африки при МГУ . После окончания университета поступила в аспирантуру. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию «Японский театр Но : Опыт анализа классической драмы и спектакля».

В 1970—1974 годах работала редактором в издательстве «Прогресс». С 1977 года — научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР и АН СССР.

В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему «Японский театр Но: 600 лет развития» .

Научная деятельность

В сферу научных интересов входит, прежде всего, история развития традиционного японского театра Но . Проблемам его эволюции от средневекового цехового ремесла к современному репертуарному общедоступному театру посвящены кандидатская и докторская диссертации Н. Г. Анариной. В последней автор выделяет 7 этапов развития этого театра, а также три главных идеи: подражание мономанэ (крепкая ремесленная выучка), сокровенная красота югэн (философская основа), цветок хана (сценический гений актёра).

С основной темой исследований связан средневековый трактат Дзэами Мотокиё о философии сценического творчества «Предание о цветке стиля (Фуси кадэн), или Предание о цветке (Кадэнсё)», переведённый Анариной. В нём излагаются основные положения классической японской эстетики в контексте учения об актёрском искусстве . Анарина рассматривает главные эстетические категории японского театра, прослеживает жизненный путь создателя трактата.

Помимо театра Но в работах исследователя затронуты и другие темы — история японской драматургии XX в., японский фарс кёгэн , творчество первого режиссёра современного театра Осанаи Каору, театр бунраку , изучение театра кабуки в СССР, гастроли японских актёров в России.

Основные работы

  • Современный театр Но: пути развития // Народы Азии и Африки. 1978. № 2. С .141-148.
  • О драме и театре Но // Ёкёку — классическая японская драма. М., 1979. С. 3-64.
  • Японский театр Но. М.: Наука, 1984. 213 с.
  • Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля (Фуси кадэн), или Предание о цветке (Кадэнсё) / Пер. со старояп., исслед. и коммент. Н. Г. Анариной. М.: Наука, 1989. 198 с.
  • Три статьи о японском менталитете. М. : Междунар. центр науч. и техн. информ., 1993. 42 с.
  • Великая театральная империя // Япония: с чем в III тысячелетие? М.,1999. С. 300—314.
  • Красота югэн: её смысл и путь познания согласно японскому средневековому учению о ремесле актёра // Мир искусств. СПб., 2001. С. 465—489.
  • Сакральная телесность японской художественной вещи // Вещь в восточной культуре. М.: Вост. лит., 2003. С. 185—201.
  • Формообразующие начала японского сценического искусства «европейского типа» // Искусство Востока. СПб., 2004. С. 219—236 .
  • История японского театра: древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. М.: Наталис, 2008. 330 с.
  • Мягкая и несгибаемая сила японского учителя. Размышления по поводу художников дзен-буддийского круга // Secreta Artis. 2018. № 1 (1). С. 76-81 .
  • Новый язык пейзажной живописи // Secreta Artis. 2019. № 1 (5). С. 92-97 .

Примечания

  1. Анарина Нина Григорьевна // Милибанд С. Д. Востоковеды России. XX-XXI вв. Биобиблиографический словарь в 2-х книгах. Кн. 2. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2008. С. 49.
  2. .
  3. .
  4. .

Литература

  • Анарина Нина Григорьевна // Милибанд С. Д. Востоковеды России. XX—XXI вв. Биобиблиографический словарь в 2-х книгах. Кн. 2. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2008. С. 49-50.
Источник —

Same as Анарина, Нина Григорьевна