Премия имени И. М. Виноградова
- 1 year ago
- 0
- 0
Наде́жда Анато́льевна Виногра́дова ( 27 июля 1923 , Таруса , Калужская губерния — 7 января 2012 , Москва ) — советский и российский искусствовед , востоковед -японист, синолог , кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств .
Надежда Анатольевна Виноградова родилась 27 июля 1923 г. в г. Таруса Калужской области в семье Анатолия Корнелиевича Виноградова , писателя и директора Румянцевского музея . Мать, Елена Всеволодовна Козлова, была переводчиком с французского языка. Дед Корнелий Никитич Виноградов, учитель, был удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР». Отец поддерживал дружеские отношения с А. И. Цветаевой , К. Д. Бальмонтом , А. Н. Толстым , К. И. Чуковским .
В 1941 г. Н. А. Виноградова поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории . В военное время занятия проходили вечером, днем студенты работали над укреплением обороноспособности столицы. В 1942 г. институт объединили с МГУ . В университете её учителями были В. Н. Лазарев , А. А. Губер , Б. Р. Виппер , М. В. Алпатов , Б. В. Вейнмар , В. В. Павлов . В 1945 г. Н. А. Виноградова окончила филологический факультет МГУ и поступила в аспирантуру в ГМИИ им. А. С. Пушкина (1946—1949).
В 1949—1950 гг. работала над изданием Большой советской энциклопедии . С 1950 г. была научным сотрудником НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР .
В 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию по монографии «Искусство древнего и средневекового Китая». С 1967 г. — старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР .
В 1962 и 1969 гг. проходила стажировку в Японии. Неоднократно бывала в Китае. Являлась директором советских выставок в КНР в 1957 г. и в МНР в 1967 г. .
Область научных интересов - искусство Китая и Японии.
В своих работах Н.А. Виноградова рассматривает различные аспекты китайской и японской культуры. В ранней работе " Цзян Чжао-Хэ " рассказывается о китайском художнике, авторе монументальной картины-свитка "Беженцы", написанной в условиях японской оккупации и спасенной патриотами.
В монографии "Искусство средневекового Китая" (1962) рассматривается изобразительное искусство минского Китая.
В книге "Скульптура Японии: III-XIV вв." (1981) впервые в советском искусствоведении прослеживается развитие японской скульптуры от истоков до расцвета в периоды Асука, Нара, Хэйан, Камакура. Автор подчеркивает, что памятники японской скульптуры были неразрывно связаны с архитектурой, живописью и окружающим природным ландшафтом.
В работе "Китайские сады" (2004) характеризуется ансамбль китайского сада, символический контекст парков, развитие садово-паркового искусства при династиях Мин и Цин, описывает сохранившиеся традиционные сады Китая.
В обобщающей работе "Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве" (2010) автор, характеризуя различные виды и жанры изобразительного искусства Дальнего Востока, пытается выявить своеобразие мировоззрения этих культур. Центральное место в искусстве стран Дальнего Востока в период раннего средневековья занимала скульптура, а позднее - живопись, этим видам искусства исследователь уделяет больше внимания. В работе раскрывается символика структуры мироздания в китайском искусстве, особенности стиля китайской традиционной живописи, символика в градостроительном деле (на примере Пекина), эстетика китайского сада, искусство Кореи, японская скульптура периода Асака и иконографический канон японской картины мира в виде мандалы.
Членова С.Ф. // .
Неглинская М.А. . Проект "Китаеведение - устная история"