Якоб Йорданс родился в 1593 году первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 года учился у
Адама ван Ноорта
, как и
Рубенс
, с которым он сотрудничал. В 1616 году вступил в
Гильдию Св. Луки
и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639 году, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники, как
Стен
и
Снейдерс
.
Большая советская энциклопедия отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием
Караваджо
»
.
Помимо картин Йорданс писал картоны для
гобеленов
. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
Описывая творческий путь художника, Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („
Семейный портрет
“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»
.
После Рубенса: 1640—1678
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (
Антонис Ван Дейк
скончался в декабре 1641 года, а
Снейдерс
работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»)
.
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 году к
протестантизму
католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
Именно к Йордансу обратились представители английского короля
Карла I
с заказом на оформление резиденции в
Гринвиче
. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы
Генриэтты-Марии
во дворце
Квинс-хаус
за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них
. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились
.
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.
В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши
.
У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Смерть, погребение, завещание художника
Йорданс умер от загадочной болезни «
английский пот
» (
нидерл.
zweetziekte
или
нидерл.
polderkoorts
) 18 октября
1678 года
, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне
(
провинция Антверпен
,
Бельгия
), где уже была похоронена жена художника Катарина.
В
1877 году
в Путте установили памятник Йордансу и двум другим его собратьям по цеху Симону де Папе (Simon de Pape) и Адриану ван Сталбемту (Adriaan van Stalbemt). Памятник находится на месте бывшей церкви и кладбища, которые были уничтожены незадолго до этого. Бюст Йорданса на монументе выполнил бельгийский скульптор
Жозеф Ламбо
.
Через год после смерти художника его сын Якоб Йорданс пожертвовал 25 фламандских фунтов больнице Camer van den Huysarmen в Антверпене
. Он также пожертвовал картину «Омовение и помазание тела Христа» приюту для девочек. Предположительно, оба пожертвования были сделаны в соответствии с завещанием художника, текст которого не сохранился
.
В честь Йорданса выпущен бельгийский почтовый блок 1949 года.
Художественный стиль
На художественный стиль Йорданса, без сомнения, оказал огромное влияние Рубенс. Известно, что он иногда привлекал художника для выполнения
эскизов
будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую
цветовую палитру
, натурализм, был мастером жанров
кьяроскуро
и
тенебризма
.
Йорданс не добился значительного признания как
портретист
, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество
Яна Стена
.
Йорданс часто писал полотна по мотивам
пословиц
с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора
.
Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему
реализму
, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов
бурлеска
даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.
Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Полотно Йорданса, написанное примерно в 1640 году, явно создано под влиянием Рубенса и
Снейдерса
. Однако, в отличие от картины Рубенса (1610—1611), полотно Йорданса менее мрачное.
Сравнение картин Йорданса и Рубенса «Прометей прикованный»
Якоб Йорданс
. Прометей прикованный, ок. 1640
Питер Пауль Рубенс.
Прометей прикованный, ок. 1610—1611,
В 2019 году в Государственном Эрмитаже и в ГМИИ им. А. С. Пушкина проходила выставка, на которой были представлены 19 картин и 31 рисунок художника — практически все произведения, хранящиеся в России
.
Картины Якоба Йорданса в российских музеях
Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами
. Ок. 1615. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мелеагр и Аталанта.
1617—1618. Холст, масло. 156,5 × 123,0 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
(инв. Ж-820)
Сатир в гостях у крестьянина
. 1622. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Бобовый король
. Ок. 1638.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Аллегорический семейный портрет
. Начало 1650-х годов.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пир Клеопатры
. 1653. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Крупнейшие выставки картин Йорданса в России
1979 год.
Государственный Эрмитаж
. «
Якоб Йорданс (1593—1678)
». Выставка к 300-летию со дня смерти художника.
2019 год. Государственный Эрмитаж. «
Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России
»
.
2019 год. Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. «
Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
»
.
Примечания
↑
, с. 371;
, с. 460–462;
, с. 198–205 и др.;
, с. 292.
↑
(неопр.)
. Artfrance.ru. Дата обращения: 27 июля 2014.
27 июля 2014 года.
(неопр.)
. Искусство (1977). Дата обращения: 1 августа 2014.
1 августа 2014 года.
Лекуре М.А.
Дом на Ваппере
//
= Rubens. —
М.
: Молодая гвардия, 2002. — С. 132. — 394 с. —
ISBN 5-235-02449-4
.
↑
d'Hulst, Roger-Adolf.
Jordaens, Jacob
//
. — Oxford: Oxford University Press, 2001. —
ISBN 9780198662037
.
Малиновский К.В.
Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России, II. —
М.
, 1990. — С. 117.
(неопр.)
.
официальный сайт Государственного Эрмитажа
. Дата обращения: 24 июля 2019.
(неопр.)
.
ТАСС
(1 марта 2019). Дата обращения: 24 июля 2019.
23 июля 2019 года.
(неопр.)
.
Официальный сайт ГМИИ имени А.С. Пушкина
. Дата обращения: 19 августа 2019.
(неопр.)
.
Государственный Эрмитаж. Официальный сайт
. Дата обращения: 26 июля 2019.
Кира Долинина.
(неопр.)
.
Газета Коммерсантъ
. ИД Коммерсантъ (12 марта 2019). Дата обращения: 27 июля 2019.
27 июля 2019 года.
(неопр.)
.
Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Официальный сайт
. Дата обращения: 26 июля 2019.
9 августа 2020 года.
Литература
Очерки жизни и творчества
Грицай Н. И.
Рубенс и Иорданс : (к вопросу о становлении раннего стиля Якоба Иорданса) / Н. И. Грицай // Западноевропейское искусство XVII века : публикации и исследования / ред. Ю. О. Каган, И. В. Линник. —
Л.
: Искусство, 1981. — С. 38–52. — 231 с. : ил.
Морозова С. В.
Якоб Иорданс / С. В. Морозова. — Москва : Искусство, 1974. — 79 с., [5] л. цв. ил. : ил., портр.
Hulst R.-A. d'.
Jordaens Drawings :
[
англ.
]
:
in 4 vol.
/ R.-A. d'Hulst; translated from the Dutch by P. S. Falla. — London, New York : Phaidon, 1974. — 686 p. — (Monographs of the Nationaal centrum voor de plastische kunsten van de XVI de en XVII de eeuw ; vol. 5). —
ISBN 0-7148-1619-1
. —
OCLC
.
Hulst R.-A. d'.
:
[
англ.
]
/ R.-A. d'Hulst; translated from the Dutch by P. S. Falla. — Ithaca, NY : Cornell University Press, 1982. — 375 p. : ill. (some color). —
ISBN 0-8014-1519-5
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Каталоги выставок
Hulst R.-A. d'.
Jacob Jordaens :
[
нид.
]
: catalogus van een tentoonstelling gehouden in Antwerpen, Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, 27 maart — 27 juni 1993 :
in 2 bd.
/ door R.-A. d' Hulst, Nora de Poorter en Marc Vandenven ; red.: Hans Devisscher en Nora De Poorter. — Brussel : Gemeentekrediet, 1993. — xiii, 309 + XI, 140 s. —
ISBN 9-0506-6119-X
. —
OCLC
.
:
[
англ.
]
: exhibition, National Gallery of Canada, Ottawa, 29 November 1968 — 5 January 1969 / selection and catalogue by Michael Jaffé. — Ottawa : National Gallery of Canada, 1968. — 416 p. : illus. (part col.). —
LCCN
. —
OCLC
.
Словари и энциклопедии
Власов В. Г.
Йорданс Якоб // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 371. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
Каптерева Т. П.
Йорданс, Якоб / Т. Каптерева // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия :
в 3 т.
/ автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.).. —
М.
: Белый город, 2006. — Т. I : А—Й. — С. 460–462. — 463 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-7793-0920-5
. —
ISBN 5-7793-0922-1
(т. I).
Камчатова А. В.
Нидерланды. Фландрия. Голландия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова; автор статей о фламандских художниках (Бален Х. ван, Верхахт Т., Вильденс Я., Вос П., Норт А. ван, Сегерс Д., Сиберехтс Я., Хехт В. ван) Н. И. Грицай. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2008. — С. 153, 157, 158, 159, 160, 161, 164, 192, 198–205, 210, 214, 304. — 528 с. : ил. —
ISBN 978-5-352-02200-9
.
/ E. Bénézit // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 103–105. — 778 p. —
ISBN 2-7000-0154-0
. —
OCLC
.
Hulst R.-A. d'.
/ R.-A. d'Hulst //
:
[
фр.
]
:
en 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 648–654. — XIII, 927 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Münch B. U.
Jordaens, Jacob (Jacques; Jakob) / B. U. Münch // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ De Gruyter; hrsg. von Andreas Beyer [et al.]. — Berlin; Boston : De Gruyter, 2013. — Bd. 78 : Jeraj — Jur’ev. — S. 312–315. — LI, 540 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 978-3-11-023183-0
(Bd. 78). —
OCLC
.
Freitag W. M.
: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P.
. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 5788–5797. —
ISBN 0-8240-3326-4
. —
LCCN
. —
OCLC
.