Interested Article - Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского. Гравюра Филиппа Галле .

Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существовавшие на тот момент храмы.

Создание храма

Олимпийские игры, проводившиеся вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.

Описание храма

Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали 34 колонны, выполненные из известняка. Каждая была высотой в 10,6 метра и толщиной более 2 метров. Статую Зевса возвёл Фидий . На мраморных фронтонах и наружных стенах храма располагались плиты с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери высотой в 10 метров открывали вход в культовое помещение храма.

В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины (« Афину Промахос » и « Афину Парфенос »). Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось. По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости , из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные камни и 200 кг чистого золота. Сама статуя сделана из дерева, которое покрыто слоновой костью, одежда была сделана из золота.

Описание статуи

Римская статуя Юпитера , считающаяся наиболее приближённой к греческому оригиналу.
Эрмитаж , Санкт-Петербург

Золотом покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника , которую он держал в правой руке, и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры , лапифы , подвиги Тесея и Геракла , фрески , изображающие битву греков с амазонками . Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота , а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»

Павсаний . «Описание Эллады».

Открытие статуи

В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

По преданию, когда статуя была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать зна́мение, угодна ли ему новая работа, — разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша .

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Судьба третьего чуда света

Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофоном.

Согласно Светонию , около 40 года н. э. римский император Калигула хотел перенести статую Зевса к себе в Рим: « Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими », когда же приступили к исполнению « статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались » . В скором времени император был убит.

Лукиан Самосатский упоминает о серьёзных повреждениях статуи в конце II века, во время гражданских смут и дерзких набегов северных соседей:

Я уже не говорю, как часто грабят твой храм; даже у тебя самого обломали руки в Олимпии, а ты, высокогремящий, поленился поднять собак на ноги или созвать соседей, чтобы, сбежавшись на крики, они захватили грабителей, приготовлявшихся бежать. Но, благородный, титанобоец и гигантоборец, ты сидел, держа в правой руке перун в десять локтей, пока они обстригали тебе кудри.

Лукиан Самосатский, «Тимон, или мизантроп»

В 391 году н. э. римляне, после принятия христианства , закрыли греческие храмы. Император Феодосий I , утверждавший христианство, запретил язычникам не только публичные богослужения и жертвоприношения, но даже и просто вход в языческие храмы, каравшийся смертью. Вставал вопрос об имуществе языческих храмов, многие из которых, в том числе и храм Зевса Олимпийского, были весьма состоятельны. После многочисленных войн и грабежей, последовавших за смертью Феодосия, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры.

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI веке византийский историк Георгий Кедрин записал местное «предание», согласно которому в начале V века н. э. статуя Зевса была ещё цела. По его сведениям, её перевезли в Константинополь и установили во дворце Лавса , где она сгорела во время пожара в 475 году. По другой версии, статуя погибла вместе с храмом от пожара в 426 году .

Данные археологии

Приблизительная дата создания статуи (третья четверть V века до н. э.) подтвердилась при археологических работах в мастерской Фидия (1954—1958), которую удалось обнаружить благодаря более-менее точному описанию её места у Павсания . Археологи нашли здесь некоторые приспособления, нужные для обработки золота и слоновой кости, крошки драгоценных камней, костяные щепы и множество терракотовых форм для литья . Формы использовались особенно при создании сложных складок драпировки статуи, которые затем покрывались тонким слоем золота. Чаша с надписью «ΦΕΙΔΙΟΥ ΕΙΜΙ» — «Я ПРИНАДЛЕЖУ ФИДИЮ» — также была найдена здесь .

Примечания

  1. Павсаний от 20 ноября 2015 на Wayback Machine // Перевод С. П. Кондратьева под ред. Е. В. Никитюк. — Кн. V, гл. 11
  2. Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей. — IV, 22 (2)
  3. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. / пер. Баранов Н.П.. — СПб. : Алетейя, 2001. — 279 с.
  4. Gisela M. A. Richter. (англ.) // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. — 1966. — Apr-Jun ( vol. 35 , no. 2 ). — P. 166—170 . 20 ноября 2015 года.
  5. — англ. ( Проверено 20 ноября 2015 ).

Литература

  • Рег Кокс, Нейл Моррис . Семь чудес света. — Москва, 1997.

Ссылки

  • ( )
Источник —

Same as Статуя Зевса в Олимпии