Interested Article - Ферекид
- 2020-12-05
- 2
Фереки́д ( др.-греч. Φερεκύδης ) Сиросский (Сирский) (с острова Сирос ) ( VI век до н. э. ) — древнегреческий космолог и мифограф , написавший «Космогонию». Современник Анаксимандра и так называемых « семи мудрецов », к числу которых некоторыми авторами причислялся.
Биография
Его родной остров — Сирос, близ Делоса — оба входящие в архипелаг Киклады . Сын Бабия , Ферекид родился около 45-й олимпиады и жил во времена лидийских царей Алиатта (600—560 годы до н. э.) и Крёза (560—545 годы до н. э.) .
Такие авторы, как Климент Александрийский и Филон Библский, утверждают, что «Ферекид не получал наставлений в философии ни от какого учителя, но приобрел своё знание из тайных книг финикийцев » . Утверждается, что затем он стал учеником Питтака и жил на Лесбосе . Также упоминается, что он путешествовал по Элладе и Египту .
Ферекид считается первым (самым древним ) греческим прозаиком . Он написал «Космогонию». Примыкает к орфизму . В нем. «Словаре античности» он характеризуется как «автор космологич. произведений с мифологич. окраской, в основе которых лежала мысль о том, что мировое устройство является не чем иным, как следствием воздействия божеств. на земное» , согласно другому утверждению — «его мифология — плод сознательного мифотворчества» . «Ферекид пользовался ионийским диалектом, писал в сказовом стиле, простыми, короткими предложениями, как об этом можно заключить на основе единственного большого фрагмента его произведения, обнаруженного на египетском папирусе», — отмечается в словаре «Античные писатели» ( СПб. , 1998) . Ферекид признавал вечность начальной троицы богов: Заса (вар. Зевса , эфирные выси неба ), Хтонии (девичье имя Геи , подземные глубины ) и Хроноса ( время ). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве невесты Зевса приобретает имя Геи (отсюда другое название его труда — «Смешение богов») . Также Ферекид различал три элемента : огонь, воздух, воду — которые создал из своего семени Хронос , которые далее распадаются на пять частей (по Г. Гомперцу: пространства звёзд, солнца, луны, воздуха и моря ), из которых возникают сверхъестественные существа («новое многочисл. поколение богов» ). Структура его космогонии, согласно Дамаскию, обнаруживает сходство с космогонией Анаксимандра . Отмечают разницу его концепции с « Теогонией » Гесиода . Советский философский словарь отмечал, что его «мифотворч. традиция переплетается с науч.-философской» , по ЭСБЕ — он «стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов».
Выдвинул учение о метемпсихосе ( превращениях душ ) . По свидетельству Цицерона : «Насколько известно из письменного предания, впервые сказал, что души людей вечны, Ферекид Сиросский» . В связи с этим учением он воздерживался от мясной пищи.
Современники (особенно спартанцы ) высоко чтили его за чистоту жизни; близ Магнезии в его честь был воздвигнут «ήρωον» («героическое» святилище) .
Со слов Цельса упоминался «Ферекид, намного более древний, чем Гераклит » .
Считался учителем Пифагора , что отмечалось у Диогена Лаэртского , утверждается, что после смерти Питтака дядя Пифагора пригласил Ферекида переехать на Самос и стать учителем юноши . Л. Я. Жмудь в НФЭ учительство Ферекида Пифагору указывает в числе недостоверных сведений .
Содержание его книг впоследствии понималось христианскими авторами аллегорически .
Клавдий Элиан в « Пёстрых рассказах » писал о кончине Ферекида: «Ферекид Сиросский в ужасных муках кончил свои дни: его заели вши. Так как на него было страшно взглянуть, Ферекиду пришлось отказаться от общения с друзьями; если же кто-нибудь подходил к его дому и спрашивал, как дела, Ферекид просовывал в дверную щель до кости изъеденный палец и говорил, что всё его тело в таком же виде. Делосцы рассказывают, будто их бог в гневе на Ферекида наслал на него эту напасть. Ведь живя с учениками на Делосе, он кичился своей мудростью, а особенно тем, что, никогда не принося жертв, живёт тем не менее счастливо и беспечально, не хуже людей, жертвующих целые гекатомбы. За эти дерзкие речи бог тяжко покарал его».
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 4 мая 2014. 4 мая 2014 года.
- ↑
- ↑ Ф. Любкер. Ферекид // Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . — 1914.
- ↑ . Дата обращения: 30 января 2014. 1 февраля 2014 года.
- ↑ Дата обращения: 30 января 2014. 20 февраля 2020 года.
- ↑ М.В. Белкин, О. Плахотская. Ферекид // Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань» . — 1998.
- ↑ . Дата обращения: 30 января 2014. 2 февраля 2014 года.
- Ферекид // Словарь античности : перевод с немецкого / отв. ред. В. И. Кузищин. — М. : Прогресс, 1989. — ISBN 5-01-001588-9 .
- ↑ . Дата обращения: 30 января 2014. 2 февраля 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 января 2014. 1 февраля 2014 года.
- ↑ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Ферекид // Философский энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия . — М. , 1983.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . Дата обращения: 30 января 2014. 3 февраля 2014 года.
- Ферекид // Энциклопедия мифологии .
- . Дата обращения: 30 января 2014. 19 апреля 2014 года.
Литература
- Herbert Granger, (2007), The Theologian Pherecydes of Syros and the Early Days of Natural Philosophy, pp. 135—163 Harvard Studies in Classical Philology. Vol. 103.
- Hermann S. Schibli, Pherekydes of Syros. Oxford University Press . 1990, 224 с. ISBN 0-19-814383-4
Ссылки
- — М.: Наука, 1989
- А. В. Лебедев . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
- 2020-12-05
- 2