Дуб понтийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Дуб (дубовый лист, ветви и жёлудь ) — естественная негеральдическая гербовая фигура .
Символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы. Как эмблему доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовую ветвь, дубовый венок, дубовую гирлянду) используют в военных знаках различия многих стран. В геральдике обозначает выдающийся благородный дворянский род , признание его заслуг, военную крепость и идущей из древности власть. Тоже значение в геральдике могут иметь отдельно изображённые жёлуди. По мнению герольдмейстера Капаччо Джулио , дуб символизирует достижение добродетели, благие деяния, невинность и скромность, а если стоит на земле, то поверженную мощь.
В Древней Греции , Скандинавии , Германии и славянских странах дуб посвящался богу молнии и грома Зевсу Громовержцу , поскольку считалось, что дуб может выдержать удар молнии. По древнегреческой легенде у Геракла была палица из дуба, откуда его образ из мифологии перешёл в щитодержатели под названием "Дикий человек", который имел палицу, а иногда и венок на голове. Дуб считался мужским деревом, но богини-матери Кибела и Юнона были связаны с дубом, а дриады были его нимфами .
В Древней Европе дуб являлся самым почитаемым деревом у друидов и кельтов , у которых он символизировал ось мира, был природным храмом и ассоциировался с силой и отвагой и которые поклонялись, как отдельным деревьям, так и святым дубовым рощам, под которыми приносились человеческие жертвы . Именно поэтому с введением здесь католицизма , началось безжалостное и повсеместное истребление наиболее древних экземпляров дубов, как главного предмета языческих культов . Данное отношение к дубу в языческой культуре наложило свой отпечаток и на европейскую геральдику, где только в начале XIX веке , в эпоху классицизма и романтизма , начинается возвращаться эмблемы связанные с дубом, хотя тайком дубовый лист иногда проникал в готическую орнаментику.
Древние литовцы и славяне посвящали дуб богу грома и молнии Перкунасу , Перуну (Громовнику).
В христианстве , дуб обозначает веру и добродетель. Под мамврийским дубом, Аврааму явился Господь , а по некоторым поверьям Христа распяли на кресте изготовленного из дуба.
В революционную эпоху во Франции дуб, в память о галльской традиции, символизировал свободу, надежду и преемственность. Его экземпляры были объявлены общественными памятниками, охраняемыми законом, у их подножия крестьяне сжигали помещичьи ценные бумаги, под их сенью подписывали важные документы и произносили гражданские клятвы .
В Древнем Риме венок из дубовых листьев являлся высочайшей наградой полководцу-победителю, откуда он перешёл в гербы , как знак победы в выигранном сражении. После победы к диктаторскому пучку императора или консула подвязывали ещё дубовый (или лавровый ) венок, что позволяло извещать народ о славном событии. Дубовым венком награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина, считается одним из самых древних воинских отличий. В русской территориальной геральдике имеется в гербе Повенеца .
Жёлудь — символ плодородия, процветания, духовной энергии, произрастающей из зерна истины. Являясь частью древнескандинавской мифологии, где был культ дуб, жёлудь был подношением богу грозы Тору . Его изображение встречается на кельтских резных изделиях. Цвет желудей на изображениях: зелёный , коричневый , золотой и красный, что даёт различный вариации их символического значения, позволяет употреблять по отношению к событию и лицам разного ранга. В древней геральдике встречаются и пурпуровый жёлуди, означающие благородное, великодушное могущество. Дуб с желудями эмблема — зрелости, полной силы, без желудей эмблема — юной доблести.
В русской геральдике дубовая ветвь начала применяться лишь с конца XIX века. В июле 1882 года она была внесена в Большой Государственный герб в качестве левой стороны венка (правая лавровая ветвь). В виде двух перекрещенных ветвей можно встретить в гербах Римских Пап : Юлия II и Александра VII .
Цвет геральдических дубовых листьев может быть: зелёным, серебряным и золотым. В Российской империи дубовые листья или ветки вместе с золотыми желудями использовались для украшения земельных губернских и областных гербовых щитов, а также в гербах градоначальников , которые связывались орденскими лентами .
Эмблема широко использоваться в советской геральдике — на военных орденах и медалях, значках, памятниках воинской славы, изображались на монетах СССР выпуска начиная с 1922 года. Изображение дубовых листьев было внесено в соединённую эмблему военной организации Варшавского договора . В ГДР дубовый лист трактовался, как классически — эмблема военной, так и трудовой доблести.
Ствол, ветви, листья и жёлуди — все эти части дерева употреблялись в европейской и русской геральдике. Из многочисленного числа рода дубов в геральдике используются только три разновидности: дуб черешчатый (Quercus robur), дуб каменный (Quercus ilex), дуб австрийский (Quercus cerris). В говорящем гербе пизанской коммуны Суверето изображён пробковый дуб (Quercus suber). Обычно как герольды , так и герольдисты словом "дуб" обозначают все его разновидности, без уточнения деталей. Часто дуб изображается в укороченном виде с крупными листьями, которые в таком случае легко узнаваемы. Крайне редко встречаются изображения дуба охваченного пламенем, который блазонируется, как "воспламенённый" (как правило "красного цвета"). Листья и жёлуди могут изображаться "опрокинутыми". Иногда в гербах указана крепость срубленная именно из дубовых брёвен ( Арск ).
Дуб, дубовые листья, дубовые ветви, желуди, дубовый венец изображаются в территориальной геральдики: Стародуб , Дубровно , Вервье , Маасейк , Дубна , Дубовка , Оффенбах-ам-Майн , Хаген , Айхштетт , Ашерслебен , Вольмар , Остров , Пронск , Цивильск , Повенец , Сестрорецк , Кандава , Лофт , Ланген , провинции Бискайя и другие .
В польской геральдике имеется герб Дуб .
В русской геральдике использовалось: Стародубское княжество. . В дворянских и княжеских родах: Гундуровы , Ромодановские, Ромодановские-Ладыженские , Хилковы , Гагарины и другие .