Interested Article - Трёхглавый орёл
- 2020-10-17
- 1
Трёхглавый орёл — мифическая птица, фантастическая гербовая фигура . Изображается в виде орла, имеющего три головы.
В религии
Трёхглавый орёл упоминается в апокрифической Третьей книге Ездры (I в. н. э.), где его увидел во сне первосвященник Ездра : «поднялся с моря орёл, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы» ( 3Езд. ) . В дальнейшем даётся толкование этого сна: «Орёл, которого ты видел восходящим от моря, есть царство, показанное в видении Даниилу , брату твоему» ( 3Езд. ) , «а что ты видел три головы покоящиеся, это означает, что в последние дни царства Всевышний воздвигнет три царства и покорит им многие другие, и они будут владычествовать над землёю и обитателями её с большим утеснением, нежели все прежде бывшие; поэтому они и названы головами орла, ибо они-то довершат беззакония его и положат конец ему» ( 3Езд. )
В 1840—1860-х годах адвентисты седьмого дня признавали Третью книгу Ездры и трактовали значение трёхглавого орла в рамках своей религии, но уже к концу XIX века, они пришли к выводу, что Третья книга Ездры не является боговдохновенной .
В народных сказаниях
- В чеченской сказке «Золотые листья» есть отрицательный персонаж трёхголовый орёл, который похищает девушек, а также золотые листья с медного дерева. Чтобы убить этого орла, надо сначала убить трёх птенцов с его душой, которые находятся в утке, а утка в зайце, а заяц внутри барана, который находится за семью горами и может съесть сено, скошенное шестьюдесятью тремя косарями .
- В эвенкийской сказке «Тороганай» трёхголовый орёл — друг богатыря Тороганая .
- В якутском героическом эпосе Ёксёкю — это многоголовый орёл (с двумя или тремя головами), облик которого принимает богатырь Таас Джаантаар Дара Буурай и шаманка Уот Чолбоодой .
В геральдике
Согласно «Энциклопедии символов» Г. Бидермана , трёхглавого орла в качестве геральдического символа впервые ввёл немецкий поэт Рейнмар фон Цветер (1200—1248).
-
Изображение трёхглавого орла с двумя головами на концах крыльев использовал в качестве герба немецкий поэт Рейнмар фон Цветер (1200—1248). Иллюстрация из Манесского кодекса (ок. 1300 г.).
-
Герб для императора Священной Римской империи Фридриха III , разработанный Конрадом Грюненбергом в 1483 году . Одноглавый орёл символизирует Германию, двуглавый — Священную Римскую империю, а трёхглавый — Рим .
-
Другой герб из книги , 1483 год . Предположительно , герб древних римских царей.
-
Герб (с 8 июля 1957 года по 1 января 1973 года), существовавшего до 1973 года, немецкого . Орёл символизировал герцогство Швабия . Три головы символизировали три бывшие территории, которые были объединены в единый округ .
-
Проект флага Ленинграда с трёхглавым орлом (в соответствии со статьёй 10.3 Решения № 30 « » от 28 июня 1991 года). Орёл символизировал законодательную, исполнительную и судебную государственную власть.
В оккультизме
В манускрипте « » («Splendor Solis», 1532—1535) на одной из иллюстраций изображена трёхголовая птица.
Похожая птица изображена также в книге Адреаса Либавия «Алхимия» (1606 год). Считается , что это орёл и он символизирует такую мировую стихию как воздух.
-
Трёхголовая птица в « » 1532–1535 годы.
-
Изображение трёхголовой птицы в книге Адреаса Либавия «Алхимия». 1606 год.
На исторических регалиях
- Скипетр большого наряда русского царя Михаила Фёдоровича украшал трёхсторонний орёл с тремя головами.
В архитектуре
Когда скульптурное изображение двуглавого орла венчает какой-либо высокий шпиль и может быть видно с разных сторон, возникает проблема, что в определённых ракурсах этот орёл может казаться одноглавым. Чтобы этого избежать, такого орла иногда делают трёхглавым, причём с тремя крыльями. Головы орла располагаются под углом в 120° друг к другу, аналогичным образом расположены и крылья. В этом случае при любом ракурсе сбоку орёл кажется зрителю двуглавым. Использование в архитектуре трёхсторонних орлов приводит к возникновению проблемы, что у такого орла появляется третья лапа и скульптору надо придумывать, чем её занять.
Каждая голова и лапа имеет своё значение.
В первой лапе орёл держит символ власти земной — скипетр , преемник царского посоха, символ монархической власти.
Во второй лапе орёл держит символ власти небесной — императорскую державу , «державное яблоко» — символизирующую Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю.
В третьей лапе орёл держит символ справедливости, божественной мудрости и правды — обоюдоострый меч , отражающий право и обязанность правителя защищать своих подданных.
Примеры подобных орлов:
Санкт-Петербург
- Башню Государственного мемориального музея А. В. Суворова украшает трёхглавый орёл . В одной лапе орёл держит державу, в двух других скипетр и меч. .
- Вершины ростральных колонн при въезде на Троицкий мост украшены трёхглавыми орлами .
- Маленькие башенки Спаса на Крови украшают трёхсторонние орлы .
- Декоративную бронзовую ограду вокруг Александровской колонны , выполненную по проекту Огюста Монферрана , украшают 12 трёхглавых орлов, которые в третьей лапе держат мечи . Данные орлы на ограде регулярно похищаются .
- Телеграфную башню Зимнего дворца украшает трёхглавый орёл. Скульптура орла было воссоздана в 2014 году к юбилею Государственного Эрмитажа.
Петергоф
- Шпиль Гербового корпуса Большого Петергофского дворца украшает трёхглавый орёл.
Умань
- В национальном дендрологическом парке « Софиевка », расположенном в северной части города Умань Черкасской области Украины , имеется установленный в 1856 году гранитный обелиск. Вершину обелиска до революции 1917 года украшал позолоченный трёхглавый орёл, а надпись указывала, что он поставлен в честь посещения парка Николаем І . После революции обелиск и надпись исчезли, но в 1996 году к 200-летию «Софиевки» трёхглавый орёл был возвращён на обелиск.
Вильнюс
- Декоративные элементы на крыше здания по Вильнюсской улице.
В литературе
- Трёхглавый орёл был изображён на обложке национал-демократического литературно-общественного сборника « » (СПб, 1911). Сборник открывало стихотворение «Славянский орёл» Д. Н. Вергуна , в котором объяснялось, что такой орёл символизирует объединение «трёх рас». Средняя голова — «славянская стезя», «восточная» — «монгольская тропа» и «западная» — «варяжская волна» .
- В 1944 году в Великобритании вышла книга «The Three-Headed Eagle. A foreview of the nations of Europe and their destiny according the prophet Esdras», в которой трактовалось будущее предназначение стран Европы согласно Третьей книге Ездры .
- В 1997 году в Германии вышла книга «Трёхглавый орёл: русские гости в Баден-Бадене» , посвящённая истории России. Книга начиналась с фразы «великолепный орёл, изображение государственного символа России, часто украшающий дворцы и чугунные ограды, иногда имеет не две, а три головы». В дальнейшем повествовании, трёхглавый орёл становится метафорой, объясняющей, по мнению автора, историю России, так как головы орла «обращены не только на Восток и на Запад, но и ещё куда-то, в третье, неопределённое направление». Вскоре из печати вышел русский перевод книги и произведение получило некоторое внимание российских СМИ. Так, например, в литературном журнале « Новый мир » в критической статье о ней пассаж о том, что некоторые дворцы в России могут украшать трёхглавые орлы было высмеяно («где ж такую дефектную государственную птичку добыло почтенное германское краеведение?») .
- В триллере К. Касслера и «Затерянный город» (2004) один из персонажей имеет родовой герб, на котором изображён трёхглавый орёл.
- В 2002 году был опубликован фантастический роман В. И. Свержина «Трёхглавый орёл» . Произведение написано в жанре альтернативной истории и трёхглавый орёл в романе — это «священный символ Руси Заморской».
В компьютерных играх
- В игре Call of Duty: Modern Warfare 3 , в миссии «Турбулентность» в самолёте российского президента находится герб в виде трёхглавого орла, держащего в одной лапе скимитар , а в другой — стрелы.
Примечания
- . Дата обращения: 21 января 2012. 8 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 21 января 2012. 8 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 21 января 2012. 8 июня 2016 года.
- Graybill R. Under the triple eagle. Early adventist use of the apocrypha. / Adventist Heritage. Vol. 12 No 1. Winter 1987, pp. 25-33. Перевод на русский: от 26 мая 2013 на Wayback Machine .
- от 12 августа 2015 на Wayback Machine — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, 1986.
- от 23 апреля 2018 на Wayback Machine // Мифы и легенды народов России
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine : Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 440 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). ISBN 5-02-030900-1 и Кыыс Дэбилийэ. Якутский героический эпос. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 330 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). ISBN 5-02-029749-6 .
- от 10 марта 2017 на Wayback Machine / Пер. с немецкого. Общ. ред. и предисловие к русскому изданию доктора исторических наук профессора И. С. Свенцицкой. — М.: Республика, 1996. ISBN 5-250-02592-7 . Статья «Орёл», стр. 189.
- .
- ↑ от 20 января 2012 на Wayback Machine // журнал «Гербоведъ», № 84, 2005.
- .
- Stadler, K. Deutsche Wappen - Bundesrepublik Deutschland. Angelsachsen Verlag, 1964-1971, 8 volumes.
- от 6 августа 2011 на Wayback Machine // Hieraldy of the World.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine . — Thames and Hudson, 1988.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine . // «Комсомольская правда», 27 ноября 2004.
- . Дата обращения: 21 января 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Фото трёхсторонних орлов на башенках Спаса на Крови: от 5 октября 2017 на Wayback Machine , (недоступная ссылка) .
- . Дата обращения: 6 февраля 2012. 4 марта 2016 года.
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru, 14 июля 2008.
- от 11 сентября 2016 на Wayback Machine // ИА REGNUM, 9 марта 2009.
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru, 2 сентября 2009.
- . Дата обращения: 7 февраля 2012. 13 сентября 2016 года.
- от 26 марта 2011 на Wayback Machine // сайт «Перспективы», 27 ноября 2008.
- Effern R. Der dreikopfige Adler: Russland zu Gast in Baden-Baden. — Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 1997, 179 S.
- Эфферн Р. Трёхглавый орёл: русские гости в Баден-Бадене. [Перевод с немецкого]. — М.: Леспромэкономика, 1998, 176 стр.
- от 16 июня 2015 на Wayback Machine // «Новый Мир», № 9, 1999.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine . — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. ISBN 978-5-17-045010-7 , ISBN 978-5-9713-6917-2 , ISBN 978-5-9762-3912-8 .
- Свержин В. И. Трёхглавый орёл — М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-006504-3
См. также
- Орёл (геральдический символ)
- Двуглавый орёл
- — орёл на штандарте Президента Туркмении .
- — персонаж имеретинской народной сказки « ».
- Грифон — полулев, полуорёл.
- Гиппогриф — полуконь, полугрифон.
Другие трёхголовые вымышленные существа:
- Айравата — трёхголовый слон в индуизме.
- Балаур — трёхголовый дракон в румынских сказках.
- Геката — трёхголовая древнегреческая богиня.
- Герион — трёхголовый великан в древнегреческой мифологии.
- Гидора — трёхголовый монстр в японском фильме.
- Заххак — трёхголовый змей в иранской мифологии.
- Змей Горыныч — трёхголовый дракон в русских сказках.
- Пушок — трёхголовый пёс из мира Гарри Поттера.
- Рунослед — трёхголовый змей из мира Гарри Поттера.
- Триглав — трёхголовый бог славян.
- Цербер — трёхголовый пёс в древнегреческой мифологии.
- 2020-10-17
- 1