Лев в геральдике
- 1 year ago
- 0
- 0
Ключ ( замочные ключи ) — искусственная негеральдическая гербовая фигура .
Первоначально слово “ключ” имело одно значение — закрывать (clavis; claudere).
Основная статья: Камергерский ключ
Древние монархи хранили казну в специальной комнате-камере, которую называли сокровищницей (aerarium), ключи от которой доверялись хранителю — камергеру (камерарию). Происхождение термина связано с его “официальной, подразумевающей придворную службу при комнате (camera) короля” функцией. Служба включала множество обязанностей, от “домашней” ответственности за охрану монарших апартаментов , до наружной (во время войны) охраны королевского штандарта , а также защиту помещения, где находилась казна (фр. Chamber; англ. Chamber; нем.Kammer; итал. Camera; исп. camera), откуда и происходят, соответственно, все варианты названия придворных должностей — камергер (chambellan; chamberlain; Kammerherr; camarero; ciambellano). Объектом деятельности камергера был дом монарха (не путать с древними майордомами , т.к. этот термин непосредственно происходит от латинского слова “major domus”, старший (раб) в доме) или в доме императора (archicamerarius; ErzKammerer). Это происхождение очень интересно с точки зрения геральдики : французский Главный казначей носил, как знак своей должности — два ключа, прикреплённых крест-накрест, тогда как Главный распорядитель финансов носил их вертикально, в столб и противообращёнными. Данная форма перекочевала на фамильные гербы дворянских родов , предки которых служили в данных должностях.
Начиная с XVIII века , камергеры во многих странах Европы , уступил свои первоначальные финансовые функции “хранителя казны”, более влиятельному сановнику, сохранив “домашние” функции и роль главного церемониймейстера . Во Франции , должность сохранялась до времён Второй империи , а в Англии существуют и поныне.
Эмблема городского ключа известна с античных времен . Со времен средневековья , как самостоятельная, символизировала безопасность. Если ключи были внесены в герб самим гербовладельцем, то впоследствии, при сдаче крепости или города победителю, вносились в городской герб по соизволению короля или императора и символизировало — покорность. Изображение ключа в гербах средневековья имело одну смысловую нагрузку: пока ключи находятся у владельца (хозяина), он чувствует себя в безопасности, но когда ему приходится отдавать их победителю, то он, лишается безопасности и ему ничего не остается, как покориться своему врагу.
Эмблема ключей вносилась в гербы почти всех городов и крепостей, ключевых в стратегическом отношении населенных пунктов , портов , находящихся в проливах . Керчь имел в своем гербе эмблему ключа (независимо от того, принадлежал ли он грекам, хазарам, туркам или России). Выражение “принести ключ” дожило до наших дней, когда городских ворот и стен давно не существует и выражает жест городской общины к покорности, преданности и в худшем случае сдачи города ( Наполеон I ждал ключи от Москвы на Поклонной горе ). В городском гербе ключ может означать (кроме случаев пожалования) независимость народа проживающего в городе.
В Российской империи ключи имели в городских гербах: Борисов (Минской губ), Городище, Перекоп , Пернов , Петровск, Рига , Юрьев ( Дерпт ), Керчь и Шлиссельбург , а также в гербе Плоцкой губернии .
В советской геральдике, ключ в городских гербах, как эмблема совершенно не употреблялся, так как попал в число отмененных знаков, связанный с завоевательной политикой.
В международной геральдике ключ по-прежнему присутствует, как ”жива” эмблема, не только в гербах городов, но и в ряде гербов государств ( Куба и Маврикия ).
Основная статья: Ключ Царства Небесного
В Библии ключи — символы власти и могущества, что нашло отражение в эмблеме папства и атрибутах святого Петра .Два скрещенных ключа служат основной эмблемой герба Ватикана , обладая иным значением — это «ключи святого Петра», чьим наместником на Земле считает себя Папа Римский . В эмблематическом отношении эти ключи отличаются от гербового городского ключа безопасности: их не только обязательно два, но они и изображаются двумя цветами: один — золотой (власть священничества), второй — серебряный (власть светская).
В герб города Авиньон , который с 1348 по 1797 г. был владением пап, включён третий ключ в качестве символа подчиненности города церковной власти.
В данном случае, речь идёт о «пожалованных гербах», в которых появляется один и более (signum clvis) ключей. В европейской геральдике ключ выбирал гвельфы , причём того цвета, которым хотели подчеркнуть свою «верность, право на власть и попечение», либо из-за созвучия в фамилии.
В польской геральдике имеется герб с ключом — Ясенчик , которым пользуются и несколько русских дворянских родов.
В русской геральдике , в подавляющем числе, ключи пожалованы в гербы в связи со службой представителя рода камергером. Из известных родов имеющий золотой ключ в гербе — потомки « мужа честна » Индриса : Даниловы , Дурново , Васильчиковы , Толстые , которые по баснословной легенде происхождения рода от рыцаря , который бежал из крепости при помощи ключа присланного через птицу .
В гербах, где имеются ключи, необходимо указывать их число, цвет и расположение, которое обычно даётся столбом , бородкой вверх и обращённой вправо. Если бородка на ключе обращена влево, то он называется противо-обращённый. Ключи изображаются: вертикально и горизонтально положенными. Цветовое изображение: золото, серебро, реже чернь и червлень . Бородка может быть двойной и довольно сложной по форме. Кольцо обычно овальное или трёх лепестковое, может быть даже в форме ромба (древнего типа). Два ключа могут помещаться столбом, повёрнутыми в разные стороны, иногда со связанными кольцами (цепью, лентой) или обращённые друг к другу, равно, как располагаться наискось перекрещенными, бородками внутрь или наружу, связанными или нет. Более редкие варианты — связкой, с поясом, вилообразным крестом и.т.д. Герб, имеющий в своём составе перекрещенные меч и ключ, указывает на владельца — коменданта крепости или защитника пограничных земель (граница на замке).