Interested Article - Ануруддха
- 2020-06-09
- 1
Ануруддха ( пали Anuruddhā ) — один из 10 великих учеников Будды Гаутамы . Считается, что он обладал одним из видов сверхъестественных способностей — так называемым божественным зрением.
История
Ануруддха был сыном Амитоданы, младшего брата царя Шуддходаны , Сиддхартха Гаутама , ставший впоследствии Буддой, был его двоюродным братом. У Ануруддхи был брат Маханама и сестра Рохини . Семья принадлежала касте кшатриев рода шакьев . Ануруддха провёл детство и юность в столице царства шакьев Капилавасту . Ананда , который позднее стал главным помощником Будды Гаутамы, вероятно, был сводным братом Ануруддхи .
Детство
В комментариях к « Дхаммападе» есть история, которая повествует о том, в какой роскоши росли царевичи шакья. Говорят, что на их просьбу никто и никогда не отвечал им «этого нет» ( пали natthi ). Однажды Ануруддха играл в шарики с друзьями. Он проиграл три раза и три раза посылал домой за сладостями. Мать быстро выполняла просьбы сына. На четвёртый раз мать ответила, что сладостей больше нет ( пали natthipuvam ), отправив ему обратно пустую тарелку. Но, в прошлой жизни царевич накопил множество заслуг, поэтому по дороге божества наполнили тарелку восхитительными лакомствами. Получив сладости и ответ матери «этого больше нет» ( пали natthipuvam ), царевич решил, что так называется кушанье, поскольку раньше не слышал этих слов .
Встреча с Дхармой
После того прихода Будды в Капилавасту многие шакья были полны решимости отказаться от мирской жизни. Маханама, брат Ануруддхи, предложил ему сделать выбор: кому из них двоих становиться монахом. Ануруддха сомневался, так как с детства не знал забот и лишений. Тогда Маханама представил ему бесконечные страдания мирской жизни. Осознав тщету такой жизни, Ануруддха стал просить у матери разрешения стать монахом. Мать ответила, что согласится при условии, что первым в монахи уйдет предводитель шакьев и друг Ануруддхи Бхаддия. Бхаддия согласился, но стал просить отсрочки, поскольку ему надо было уладить свои дела и оставить преемника. Первоначальный срок составлял 7 лет, но, уступив настойчивым просьбам друга, Бхаддия постепенно сокращал его, пока он не составил 7 дней. В назначенное время царевичи Ануруддха, Бхаддия, Ананда , Бхагу, Кимбила и Девадатта вместе с придворным цирюльником Упали ушли из дворца. Все они стали монахами, получив духовное посвящение непосредственно от Будды. Каждый из них обрёл в духовных поисках в течение года определённые достижения: Бхаддия первым достиг архатства и стал обладателем трёх видов истинного знания, Ананда стал сотапанной , а Ануруддха развил способность божественного глаза ( пали dibba-cakkhu ) .
Духовный путь
Считается, что внутреннему взору Ануруддхи открылись тысячи мировых систем, но это ещё не было достижением истинного просветления . Однажды Будда навестил Ануруддху, который жил с двумя шакьями, Нандией и Кимбилой, в Восточной бамбуковой роще. Ануруддха рассказал Татхагате о трудностях, с которыми он столкнулся в ходе медитации. Будда объяснил ему, как освободиться от 11 несовершенств ( пали upakkilesa ), возникающими во время созерцания чистых форм .
Позднее Ануруддха навестил великого ученика Будды Шарипутру и рассказал ему о своей сверхспособности — божественном глазе, пожаловавшись, что его сознание всё-же не свободно от изъянов. Шарипутра посоветовал ему избавиться от тщеславия, возбуждения и беспокойства .
В результате глубоких раздумий Ануруддха осознал, что великий человек должен взращивать в себе 7 мыслей ( пали mahapirisavitakka ). Прочитав мысли Ануруддхи, Будда явился ему в ментальном теле ( пали manomaya-kaya ), ободрил и дал ему восьмую мысль для размышлений. В тот же сезон дождей Ануруддха стал архатом . Это событие описано в Тхерагатхе , где Ануруддха выражает благодарность учителю:
Я понял его учение
И с радостью погрузился в эту Дхамму.
Три знания обретены,
Учение Будды реализовано. Тхерагатха, 901–903.
Помимо божественного зрения и овладения другими сверхъестественными способностями Ануруддха достиг совершенства в медитации четырёх основ осознанности ( пали satipatthana ), благодаря чему обрёл контроль над своими эмоциями — силу благородных ( пали ariyaddhi ) . Однажды заболев, Ануруддха поразил других монахов своей безмятежностью, с которой он переносил страдания. На их вопрос, он ответил, что ему помогает практика сатипаттханы . В разговоре с Шарипутрой и Маудгальяяной , Ануруддха отметил, что овладение этой практикой отличает тех, кто проходит обучение ( пали sekha ), от уже прошедших обучение архатов ( пали asekha ) .
Ануруддха имел склонность к аскетическим практикам и предпочитал тишину и уединение. Он дал обет спать в сидячей позе для медитации и на протяжении 25 лет вообще не спал. В конце жизни он всё-же позволял себе короткий сон . Он не был совершенным затворником и имел группу воспитанников, которых обучал божественному зрению . В Ануруддха сутте МН 127 передана беседа между Ануруддхой и плотником Панчакангой, где старейшина объясняет разницу между медитацией на безграничном освобождении ума ( пали appamanacetovimutti ), которая основана на развитии ( пали brahmavihara ), и медитацией на возвышенном освобождении ума ( пали mahaggata cetivimutti ). Затем он рассказал о небесных обителях, населяемых сияющими богами .
Когда Ануруддха проживал со своими друзьями Нандией и Кимбилой в роще Госинга, их навестил Будда. Он спросил, как монахам удаётся сохранить гармонию в отношениях. Ануруддха ответил, что в основе их отношений лежит благородная любовь в поступках, словах и мыслях, сравнив их согласие и взаимопонимание со смешанным с водой молоком .
Мы различны в телах, Учитель, но одинаковы в умах.
Выразив им одобрение, Будда поинтересовался их духовными достижениями. Ануруддха ответил, что все они достигли четырёх дхьян, четырёх сфер мира без форм, остановки восприятия и чувств и стали архатами. После ухода Будды Нандия и Кимбила удивились тому, с какой уверенностью Ануруддха отвечал от их имени. Тот ответил, что сумел охватить своим умом их умы .
Несмотря на отрешённость от чувственных удовольствий, Ануруддха был привлекателен для женщин . Путешествуя в столицу царства Кошала Саваттхи , Ануруддха остановился на постоялом дворе. В комнате было много народу, тогда хозяйка предложила путнику переместиться во внутренние покои. Она влюбилась в него и стала соблазнять. Ануруддха оставался неколебим. Хозяйка одумалась и раскаялась. Ануруддха простил её и на следующее утро прочёл ей проподведь о Дхарме, прослушав которую она стала верной мирской последовательницей Будды. Прибыв в Саватхи, Ануруддха рассказал Татхагате о своём приключении. С того времени Будда установил правило, запрещающее монахам ночевать в женских покоях .
Однажды Ануруддха с учениками посетил Капилавасту. Все родственники пришли его приветствовать, кроме сестры Рохини. Она страдала от кожной сыпи и стыдилась показываться на людях. Когда брат послал за ней, Рохини пришла, закрыв лицо тканью. Тот велел ей сделать пожертвование. Рохини продала все свои драгоценности и собрала средства для постройки зала собраний. Под руководством Ануруддхи молодые шакьи занимались строительством. Когда зал был готов, Рохини выздоровела. На церемонии Будда открыл кармическую причину недуга: в прошлой жизни, будучи главной женой царя Бенареса, Рохини позавидовала придворной танцовщице и, желая ей навредить, насыпала ей в постель струпьев. В конце проповеди Рохини стала сотапанной. После смерти она родилась супругой Шакры на небесах Тридцати трёх богов .
Общение с обитателями других миров
В Палийским каноне есть много сутр, повествующих о контактах Ануруддхи с обитателями других миров. Однажды один из богов небес Брахмы посчитал, что ни один аскет не способен подняться в его возвышенный мир. Своим умом Будда уловил эти мысли и появился на небесах в сопровождении четырёх учеников: Маудгальяяны , Махакашьяпы , и Ануруддхи . В другой раз Ануруддха с первыми лучами солнца декламировал Дхамму, а ему внимали якша и её сын .
Есть рассказ о том, как богиня Джалини спустилась с небес тридцати трёх богов в лесную чащу, где жил отшельник. В одной из прошлых жизней Ануруддха тоже был божеством, а Джалини — его женой, из-за этой привязанности она мечтала воссоединиться с ним, поэтому она просила его переродиться в мире богов. Ануруддха отказался, ответив, что его обитатели несчастны. Джалини соблазняла его прелестью небесной обители, но монах был твёрд, опираясь на глубокое прозрение в непостоянство составных вещей .
Однажды многие прекрасные богини ( пали manapakkayika devata ) посетили Ануруддху и продемонстрировали ему свои способности менять цвет, говорить любыми голосами и испытывать любые удовольствия. Отвратив от них свои чувства, Ануруддха не поддался соблазну. Позднее, выйдя из затворничества, он рассказал об этом эпизоде Будде и спросил, какими качествами должна обладать женщина, чтобы после смерти переродиться такой богиней. Татхагата перечислил 8 необходимых добродетелей . В другой сутте Ануруддха спрашивает Будду о качествах, приводящих женщин в ад (недостаток веры, бесстыдство, безнравственность, злоба и глупость) .
Прошлые жизни
В Тхерагатхе содержатся стихи, в которых Ануруддха вспоминает свои прошлые жизни . В джатаках этой теме посвящено не менее 23 историй. Согласно джатакам, Ануруддха рождался в качестве бога (правителем богов Шакрой, небесным музыкантом Панчасикхой) 15 раз. 7 раз он был человеком: аскетом, братом бодхисаттвы, царём, придворным священником и царским колесничим .
Ануруддха выразил желание стать учеником Просветлённого сто тысяч кальп назад, во времена Будды . Будучи богатым домовладельцем он был свидетелем признания одного бхикку выдающимся обладателем божественного зрения. Пожелав получить такой же титул, домовладелец сделал щедрое пожертвование Будде и Сангхе. Будда предсказал, что его желание исполнится. Позднее домовладелец узнал, что наилучшим способом практики, позволяющим обрести божественное зрение, является жертвование светильников. Тогда он зажёг тысячи светильников в золотом храме с реликвиями Будды. В другой жизни Ануруддха зажёг лампады вокруг святилища после паринирваны Будды и всю ночь ходил вокруг ступы с горящим светильником на голове. В иные времена увидев медитирующего Будду , Ануруддха зажёг вокруг него светильники и поддерживал в них огонь в течение 7 дней. Благодаря накопленным после этого заслугам он в течение 30 кальп рождался царём дэвов и 28 раз был правителем людей, обладавшим способностью видеть на йоджану вокруг .
Родившись в Бенаресе в бедной семье под именем Аннабхара, будущий Ануруддха служил богатому торговцу Сумане. Однажды он решил сделать пожертвование пратьекабудде Упариттхе. и отдал ему свою пищу. Сумана захотел выкупить заслугу бедняка, тогда пратьекабудда объяснил, что для этого достаточно сорадоваться сделанному подношению. Сумана последовал совету, затем он представил Аннабхару царю. Царь вознаградил его и дал участок для строительства дома. Когда начали копать землю, был найден горшок с драгоценностями. Став арахантом Ануруддха задумался о том, кем переродился Сумана. Божественным зрением он увидел того в семилетнем мальчике Чулласумане. Ануруддха провёл сезон дождей в деревне, где жил мальчик, пользуясь поддержкой его семьи. Затем он принял его в послушники и мальчик стал архатом сразу после того, как ему обрили голову .
В джатаках есть только одно упоминание о прошлом воплощении Ануруддхи в мире животных. Он был голубем , когда ястреб напал на его жену. Убитый горем, он решил соблюдать пост, пока не превозможет свою утраченную любовь и не пройдёт тоска по ней . В другой жизни Ануруддха был царём. Однажды в лесу он увидел красивую женщину, воплощение Яшодхары , воспылал к ней страстью и, решив избавиться от её мужа ( бодхисаттвы ), выстрелил в него из лука . Упрёки женщины вернули ему разум . Родившись Шакрой , Ануруддха помог бодхисаттве, который в то время был музыкантом Гуттилой, пройти испытание. Он трижды посылал на землю небесных дев, чтобы они танцевали в то время, как Гуттила играл на лютне . Затем он пригласил музыканта в свой чертог, где тот узнал, какие добрые дела ведут к перерождению на небесах (подношения монахам, слушание проповедей, отсутствие гнева и гордости) .
Паринирвана Будды
Ануруддха присутствовал при паринирване Будды. Когда Просветлённый достиг прекращения восприятия и чувств, Ананда подумал, что тот уже ушёл из круга жизни. Но Ануруддха божественным зрением видел, что Будда ещё не достиг паринирваны и находится в состоянии медитации. После ухода Татхагаты Ануруддха взял слово третьим, после Брахмы и Шакры :
Без тревоги, без смущения, он тихо торжествовал над смертью.
Подобно угаснувшему пламени, его ум обрел освобождение. ДН 16. Махапариниббана сутта, глава 6.
Он поддержал присутствующих, которые сильно горевали, словами о непостоянстве всего составного и рассказал о скорби собравшихся вокруг божеств, которых видел благодаря своей сверхспособности. Остаток ночи он провёл с Анандой у тела Будды. Наутро Ануруддха, который занял место старшего ученика Будды, попросил Ананду сообщить маллам о паринирване Татхагаты. На 7 день после проведения траурных торжеств был сооружён погребальный костёр, но поджечь его не удалось. Ануруддха объяснил, что им мешают дэвы , которые хотят дождаться прихода Махакашьяпы .
О смерти Ануруддхи ничего не известно. Сам он оставил об этом стихи, вошедшие в Тхерагатху:
В деревне Велува, в землях ваджианов,
В зарослях бамбуковых деревьев,
Свободный от ран, уйду я в нирвану,
Когда моя жизненная сила иссякнет. Тхерагатха 919.
Примечания
- ↑ . www.palikanon.com. Дата обращения: 19 апреля 2018. 25 апреля 2018 года.
- , p. 363.
- , p. 364.
- , p. 367–368.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 12 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 12 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 11 марта 2017 года.
- , p. 378—379.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- Тхерагатха 869—900, 904.
- , p. 382.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 24 апреля 2021. 27 апреля 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 25 апреля 2021. 10 марта 2017 года.
- , p. 389.
- , p. 397.
- , p. 396.
- . theravada.ru . Дата обращения: 26 апреля 2021. 11 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 26 апреля 2021. 12 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 26 апреля 2021. 13 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 26 апреля 2021. 12 марта 2017 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 26 апреля 2021. 12 марта 2017 года.
- Thag. 913–915.
- , p. 402.
- ↑ , p. 399–401.
- (англ.) . The Jataka Tales . Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
- (англ.) . The Jataka Tales . Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
- (англ.) . The Jataka Tales . Дата обращения: 26 апреля 2021. 5 августа 2020 года.
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 19 апреля 2021. 4 июля 2020 года.
Литература
- Ньянапоника Тхеро, Гельмут Геккер. Великие ученики Будды. — Ганга, 2016. — 704 с.
- Библиотека Всемирной литературы. Серия 1. Том 1. «Поэзия и проза Древнего Востока». Раздел: «Индийская литература»
- 2020-06-09
- 1