Interested Article - Макха Буча
- 2020-08-11
- 2
Макха Буча ( тайск. มาฆบูชา ) — буддийский праздник, который отмечают в Таиланде , Камбодже , Лаосе , Мьянме и Шри-Ланке . Праздник приходится на полнолуние третьего лунного месяца , что обычно выпадает на февраль или март. В этот день буддисты вспоминают встречу 1250 архатов , собравшихся когда-то перед Буддой в одно и тоже время без предварительной договорённости. Каждый из прибывших учеников ранее был принят в Сангху лично самим Буддой. В этот день празднуют создание идеальной и образцовой общины, именно поэтому событие иногда называют День Сангхи .
Во время праздничной церемонии участники три раза обходят алтарь по часовой стрелке, держа в руках зажжённые свечи. Главная цель праздника — выражение почтения этому важному для буддистов событию.
Этимология и дата празднования
Слово Māgha происходит от названия третьего месяца традиционного индийского календаря , когда отмечается этот праздник. Кроме того, в индийской астрономии так называется созвездие , которое в это время на небосводе находится близко к полной луне . Макха Буча проводится в полнолуние . В високосный год празднование переносят на полнолуние четвёртого лунного месяца . В Мьянме этот праздник отмечают в , последнем, двенадцатом месяце традиционного .
Значение
День Макха Буча знаменует собой событие, которое произошло в роще Велувана, недалеко от Раджагахи (современный Раджгир ) в северной Индии через десять месяцев после просветления Будды. Традиционная история гласит, что во второй половине дня состоялось собрание, имевшее четыре характеристики и известное как пали cāturaṅgasannipāta :
- 1250 учеников Будды собрались, не сговариваясь предварительно, чтобы увидеть учителя .
- Все они были архатами .
- Все были рукоположены самим Буддой, а потому являлись его прямыми духовными последователями .
- Это произошло в полнолуние третьего лунного месяца .
Благодаря этим четырём характеристикам Макха Бучу называют Четырёхфакторным собранием. По этому случаю Будда преподал собравшимся краткое изложение Дхаммы — Овадапатимокху ( пали Ovādapātimokkha ). В ней были сформулированы следующие принципы:
- аскетизм и прощение есть высший
- Постигшие говорят, что Ниббана является наивысшей
- Не отшельник тот, кто вредит другому
- Досаждающий другому — не аскет
- Не делание всякого зла
- Принятие благотворного
- Очищение своего ума
- Избегание оскорблений и причинения вреда, сдержанность согласно Патимоккхе
- Умеренность в еде, жизнь в уединении
- Приверженность возвышенному уму — таково наставление постигших .
Согласно традиционным палийским комментариям Будда учил этому краткому объяснению в течение двадцати лет, а потом ритуал был заменён декламацией монашеского кодекса самими членами Сангхи . Сегодня на празднике Макха Буча буддисты празднуют создание идеальной и образцовой общины . На Шри-Ланке считается, что в этот день Будда объявил Шарипутру и Маугдальяяну своими старшими учениками . Помимо религиозного значения Макха Буча в Юго-Восточной Азии символизирует окончание сельскохозяйственного года, поскольку отмечается после сбора урожая .
Макха Буча также считается днём, когда спустя 45 лет после собрания архатов Будда объявил в Весали , что достигнет паринирваны в течение трёх месяцев, а после объявления произошло сверхъестественное землетрясение .
История
Мало что известно о том, как традиционные буддийские общества отмечали это событие в далёкие от современности времена, но праздник Макха Буча был признан и отмечался в Ланнатае , Лансанге и Исане . Практики поклонения, вероятно, сильно варьировались . Первое известное в наше время празднование произошло во время правления тайского короля Рамы IV (1804—1868), который сделал его в 1851 году официальной церемонией . Король рассудил, что «Макха Буча было важным собранием, буддийским чудом. Поэтому мудрые и знающие люди используют эту возможность почтить Будду и 1250 архатов, чтобы укрепить веру и осознать безотлагательность практики » . Впервые церемония была проведена исключительно в королевском дворце, в Храме Изумрудного Будды . Вечером 31 монахи из храмов и декламировали Овадапатимокху, зажгли фонарики вокруг убосота (зала, где проводится посвящение в монахи) и прочитали наставление об Овадапатимокхе на пали и тайском языках . В дальнейшем король или его представитель присоединялся к ежегодной церемонии . Считается, что текст для декламации по поводу события был составлен Рамой IV . В рамках предпринимаемых мер по централизации и упорядочению тайского буддизма преемник Рамы IV Рама V (1853—1910) расширил эту практику и сделал её общенациональным праздником в Храме Изумрудного Будды . В 1913 году он официально объявил день Макха Бучи государственным праздником , начав проводить церемонии не только во дворце, но и в других местах . К 1937 году церемония широко отмечалась по всему Таиланду, но к 1957 году она вышла из обихода. Её возрождению способствовал Плод Киттисобхано . Из Таиланда эта практика распространилась в соседние страны, в которых проживает большинство буддистов Тхеравады .
Празднование
Участвуя в Макха Буче миряне накапливают заслуги . Обычно это делается для того, чтобы получить благое перерождение в цикле сансары . Миряне участвуют в процессиях, зажигают свечи, посещают проповеди в монастырях и делают подношения монахам, а также медитируют и исполняют буддийские песнопения . Кроме того, прихожане иногда . В этот день люди принимают пять буддийских нравственных обетов . Наиболее широко Макха Буча отмечается в Таиланде , но и в большинстве стран Юго-Восточной Азии, таких как Лаос и Мьянма , этот день является общенациональным праздником .
Таиланд
В Таиланде Макха Буча объявлен национальным праздником , с 2015 года продажа алкоголя в этот день строго запрещена . Вечером в городских храмах проходит процессия при свечах и вокруг главного убосота совершают обход, называемый wian thian ( wian означает кружить вокруг; thian — свеча) . Прихожане накапливают заслуги, посещая храмы и присоединяясь к мероприятиям . Согласно опросу, проведённому в 2019 году университетом Суан Дусит среди 5335 респондентов разного возраста миряне отмечают Макха Бучу следующим образом:
Деятельность | % респондентов |
---|---|
Cовершение даны монахам | 56 % |
Обретение заслуг | 55 % |
Воздержание от развлечений, ночной жизни и азартных игр | 48 % |
Посещение храмов вместе с друзьями и семьёй | 45 % |
Участие в храмовой процессии со свечами | 44 % |
Слушание буддийский проповедей | 35 % |
Подношение пищи монахам в храме | 28 % |
Принятие и соблюдение пяти обетов | 26 % |
Медитация | 26 % |
Буддийская декламация | 21 % |
Иногда проводятся также специальные мероприятия, такие как чтение всей Типитаки и церемонии принятия мирянами прибежища в Трёх Драгоценностях . Особенно зрелищное празднование проводится в храме Дхаммакая . В Северном Таиланде праздник Макха Буча был введён в обиход только в 1960-х годах монахом по имени Паньянанда Бхикху. Обычно празднования не имеют такого размаха, как в Центральном Таиланде, из-за уменьшения влияния на Севере . Процессия при свечах стала ассоциироваться с Макха Бучей только в 1990-х годах. В это время в Северном и Северо-Восточном Таиланде обычно поклоняются буддийским реликвиям .
В 2006 году правительство Таиланда сделало заявление о том, что Макха Бучу следует отмечать как «национальный день благодарности». Праздник духовной любви и благодарности был задуман как альтернатива Дню Святого Валентина , который тайская молодёжь часто рассматривает как повод потерять девственность . Степень информированности тайского народа о Макха Буче является спорным вопросом: в 2017 году Национальный институт управления развитием (NIDA) провёл опрос среди 1250 человек различного происхождения и выяснил, что 58 % не знали, почему Макха Буча важен с точки зрения буддизма, а 75 % были не в курсе, что это «день благодарности» . Однако опрос Дусит показал, что 75 % смогли сказать, что Макха Буча является днём, когда Будда учил своих учеников Овадапатимокхе, а 66 % знали, что именно в этот день 1250 учеников Будды спонтанно собрались вместе .
Другие страны
Праздник Макха Буча отмечают также на Шри-Ланке . Вечером проходит шествие, называемое Гангарама Навам, в котором участвуют около 5000 человек и множество слонов . Эта традиция началась в Шри-Ланке в 1980-х годах. Празднование продолжается два дня. В процессии также участвуют монахи, декламирующие тексты паритта-сутт . Во время шествия выступают танцоры, принадлежащие к нескольким религиозным традициям .
В Камбодже также проводятся различные торжества. Так, в 2019 году к церемонии, посвящённой Макха Буче на горе Пре Рич Троп, присоединилось от 30 000 до 50 000 участников. Многие тысячи людей совершают пожертвования на холме Пном Удонг . В этот день миряне накапливают заслуги, готовят еду для пожилых людей или родителей, прибираются в домах. С конца 2010 годов этот день стал более популярным среди молодёжи и во всё большем количестве пагод организовывают церемонии . В мае 2019 года министерство информации Камбоджи предложило ввести запрет на рекламу алкоголя во время празднования Макха Бучи и Весака . Премьер-министр Хун Сен и министерство по делам культов и религий содействовали проведению мероприятий в этот день, а также просвещению молодёжи по этому вопросу . Однако в августе 2019 года местные средства массовой информации сообщили, что правительство Камбоджи исключило Макха Бучу из списка национальных праздников, чтобы повысить конкурентоспособность страны, поскольку праздничных дней стало слишком много .
В Мьянме Макха Бучу отмечают в полнолуние месяца Табонг по местному традиционному календарю . Согласно традиции, считается, что в этот день царь Уккалапа завершил строительство пагоды Шведагон и поместил в неё волос Будды . За пятнадцать дней до этого полнолуния проводится фестиваль пагоды Шведагон, на котором совершается церемония подношения 28 Буддам (от Танханкары до Готама Будды) с последующей 10-дневной непрерывной декламацией буддийских текстов . В это время бирманские верующие накапливают заслуги и медитируют, а в Мандалае и на севере страны возводят песчаные пагоды в честь Будды . В этот период в пагодах проводятся и другие праздники, в том числе фестиваль пагоды Шве Сеттау в посёлке округа Магуэ и фестиваль пагоды Алаунгдо Катхапа вблизи национального парка в регионе Сикайн . Также часто посещают пагоду и Суле . В это время очень популярна пагода Чайттийо , прихожане зажигают вокруг валуна под пагодой тысячи свечей .
Праздник, подобный Макха Буче, отмечают китайские общины . Кроме того, Макха Буча стал популярным событием среди новообращённых буддистов на Западе, которые в этот день обмениваются подарками .
Примечания
- ↑ , p. 199.
- ↑ (англ.) . www.bbc.co.uk. Дата обращения: 8 февраля 2020. 18 декабря 2018 года.
- Bellenir, K. . — 3rd ed. — Detroit, MI: Omnigraphics, 2004. — P. 218. — 406 p. — ISBN 0-7808-0665-4 .
- ↑ Pengvipas, Polpao. ] (тайск.) // Dhammathas Academic Journal. — 2013. — Vol. 13 , iss. 2 . — P. 45–54 . — ISSN . 28 декабря 2019 года.
- ↑ Kenneth E. Wells. . — 1960.
- (англ.) . PublicHolidays.asia. Дата обращения: 5 апреля 2020. 25 июня 2020 года.
- Chatterjee, G. K. Traditional Calendar of Myanmar (англ.) // Indian Journal of History of Science. — 1997. — 2 July ( vol. 33 , no. 2 ). — P. 149 . 12 октября 2013 года.
- ↑ Melton, J. Gordon. . — Santa Barbara, Calif.: ABC-CLIO, 2011. — 1 online resource (2 volumes (xxiii, 1036 pages)) с. — P. 538–539. — ISBN 978-1-59884-206-7 . — ISBN 1-59884-206-4 . 6 июня 2020 года.
- ↑ Bhaskar, V. S. . — Delhi, India: Kalpaz Publications, 2009. — P. 218. — 312 p. — ISBN 978-81-7835-722-5 , 81-7835-722-4.
- Norman, Kenneth Roy. . — Oxford: The Pali Text Society, 1997. — P. 28. — 375 p. — ISBN 0-86013-335-4 .
- ↑ Swearer, Donald K. . — 2nd ed. — Albany: State University of New York Press, 2010. — P. 38. — 304 p. — ISBN 978-1-4416-3618-8 . — ISBN 1-4416-3618-8 .
- . www.theravada.su. Дата обращения: 12 февраля 2020. 30 января 2017 года.
- Phra Thēpwēthī (Prayut). . — Phim khrang thī 8. — Krung Thēp: Mahāčhulālongkō̜nrātchawitthayālai, 1995. — P. 575. — 487 p. — ISBN 974-575-029-8 . — ISBN 978-974-575-029-6 .
- ↑ Udumbara Udugama. // Times Online. — 2017. — 10 февраля. 22 января 2019 года.
- Premasara Epasingh. The Island-Features . www.island.lk (29 января 2010). Дата обращения: 12 февраля 2020. 13 февраля 2017 года.
- ↑ Ling, Trevor Oswald. . — 2d ed. — London: Macmillan, 1979. — P. 70. — 243 p. — ISBN 978-1-349-16054-9 .
- matichon. (тайск.) . มติชนออนไลน์ (11 марта 2018). Дата обращения: 12 февраля 2020. 22 января 2019 года.
- ↑ Sommai Premchit, Pierre Dorâe. – National Library. 132. www.nlb.gov.sg. Дата обращения: 12 февраля 2020.
- ↑ Daniels, P.; Gulevich, T.; Thompson, S.E. / Henderson. — 4th ed.. — Detroit MI: Omnigraphics, 2009. — xix, 1321 pages с. — P. 535. — ISBN 978-0-7808-0990-1 . — ISBN 0-7808-0990-4 .
- ↑ Prawat Kanprakop Phiti. . Office for the Development of National Identity (1981). Дата обращения: 12 февраля 2020. Архивировано из 2 мая 2017 года.
- Swearer, D. Centre and Periphery: Buddhism and Politics in Modern Thailand // / Harris, Ian. — A&C Black, 2001. — P. 194–228. — 300 p. — ISBN 978-1-4411-6771-2 . — ISBN 1-4411-6771-4 .
- (thai) // Royal Thai Government Gazette. — 1913. — 30 March ( № 30 ). — P. 533–534. 4 августа 2020 года.
- ↑ Gaspar Ruiz-Canela. (исп.) . www.efe.com. Дата обращения: 13 февраля 2020. 3 марта 2016 года.
- В буддизме заслуга — это благотворная и защитная сила, которая простирается на длительный период времени, а также эффект добрых дел ( пали kamma , санскр. karma ), совершаемых посредством физических действий, слов или мыслей.
- B. J. Terwiel. (англ.) // The Journal of Asian Studies. — 1976-05. — Vol. 35 , iss. 3 . — P. 391–403 . — ISSN . — doi : .
- (фр.) . lepetitjournal.com. Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано из 14 февраля 2020 года.
- ↑ (тайск.) . www.newtv.co.th. Дата обращения: 14 февраля 2020. 29 января 2020 года.
- (тайск.) . www.thairath.co.th (19 февраля 2016). Дата обращения: 15 февраля 2020. 13 мая 2017 года.
- Xuxin. . www.xinhuanet.com. Дата обращения: 15 февраля 2020. 1 января 2020 года.
- (тайск.) . www.thairath.co.th (1 марта 2018). Дата обращения: 15 февраля 2020. 1 марта 2018 года.
- (тайск.) . dailynews (18 февраля 2019). Дата обращения: 15 февраля 2020. 18 февраля 2019 года.
- . web.archive.org (27 декабря 2015). Дата обращения: 16 февраля 2020. Архивировано из 27 декабря 2015 года.
- Alan Taylor. (англ.) . www.theatlantic.com (5 марта 2015). Дата обращения: 16 февраля 2020. 17 августа 2016 года.
- (тайск.) . www.thairath.co.th (1 марта 2018). Дата обращения: 16 февраля 2020. 1 марта 2018 года.
- (англ.) . Post today. Дата обращения: 16 февраля 2020. 13 февраля 2017 года.
- (тайск.) . Daily News (18 февраля 2019). Дата обращения: 16 февраля 2020. 18 февраля 2019 года.
- Ven Socheat Cheam, Ven Ratanak Keo. (англ.) // Journal of Buddhist Education and Research. — 2018-07-03. — Vol. 4 , iss. 1 . — P. 49–56 . — ISSN . 22 января 2019 года.
- Navam Perahera. (англ.) // The sunday times. — 2015. — 4 February. 16 октября 2019 года.
- (англ.) . Khmer Times (19 февраля 2019). Дата обращения: 18 февраля 2020. 16 октября 2019 года.
- Khy Sovuthy. (англ.) . The Cambodia Daily (4 февраля 2015). Дата обращения: 18 февраля 2020. 16 октября 2019 года.
- ↑ Voun Dara. (англ.) . www.phnompenhpost.com. Дата обращения: 18 февраля 2020. 22 февраля 2019 года.
- ↑ Voun Dara. (англ.) . www.phnompenhpost.com. Дата обращения: 18 февраля 2020. 15 октября 2019 года.
- Long Kimmarita. (англ.) . www.phnompenhpost.com. Дата обращения: 18 февраля 2020. 3 мая 2019 года.
- (англ.) . Khmer Times (6 августа 2019). Дата обращения: 18 февраля 2020. 16 октября 2019 года.
- . web.archive.org (25 февраля 2012). Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 25 февраля 2012 года.
- (англ.) . The Myanmar Times (21 марта 2019). Дата обращения: 19 февраля 2020. 21 марта 2019 года.
- Cherry Thein. . Myanmar Times & Business Reviews . web.archive.org (29 июня 2013). Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 1 марта 2012 года.
- . web.archive.org (19 марта 2004). Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 13 ноября 2011 года.
- ↑ (англ.) . MYANMORE (18 марта 2019). Дата обращения: 20 февраля 2020. 21 марта 2019 года.
- . archive.ph (9 сентября 2012). Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 9 сентября 2012 года.
- . web.archive.org (26 сентября 2012). Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 26 сентября 2012 года.
- (англ.) . Atlas Obscura. Дата обращения: 20 февраля 2020. 29 декабря 2019 года.
- . web.archive.org (8 апреля 2011). Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано из 8 апреля 2011 года.
Литература
- Irons, Edward A. . — New York: Facts on File, 2008. — 634 p. — ISBN 978-0-8160-5459-6 .
Ссылки
- 2020-08-11
- 2