Interested Article - Пикатрикс

« Пикатрикс » ( араб. غاية الحكيم ‎, Ġāyat al-Ḥakīm, [Гāйaт аль-Хакӣм] = « Цель мудреца »; лат. Picatrix; Picatris ) — средневековый манускрипт по астрологии , практической магии и талисманам , называемый также гримуаром ; сборник текстов на арабском языке неизвестного автора или авторов, составленный, предположительно, в середине XI века , между 1047 и 1051 годами на территории Аль-Андалуса (мусульманской Испании). Сам автор в прологе называет годы написания текста, соответствующие 965—970 годам н. э.

В 1256 году, по приказу кастильского короля Альфонсо Мудрого , сборник был переведён на испанский язык , а с него — на латынь . Латинский перевод способствовал распространению герметических идей в период средневековья, при том, что никогда не публиковался; сохранился в нескольких рукописях XV—XVII веков, хранящихся в европейских библиотеках.

Арабский философ Ибн Хальдун (1332—1406), критически изучавший «Цель мудреца» («Пикатрикс»), назвал сборник самым полным и лучшим трактатом по магии, приписывая ошибочно авторство учёному-математику Масламе аль-Маджрити (ок. 950—1008). «Пикатрикс» упоминается у Ф. Рабле .

Содержание

«Пикатрикс» состоит из четырёх книг и содержит обширные сведения по астрологической , астральной , симпатической и талисманной магии, почерпнутые из 224 книг, написанных «древними мудрецами» .

Пролог

Автор ссылается на свою предыдущую книгу «Поприще мудреца», законченную им в 343 году хиджры (то есть 965 год н. э.), после чего он приступил к работе над данной книгой «Цель мудреца» и завершил её пять лет спустя, в 348 году хиджры ( 970 год ). Объяснив причины, побудившие его к написанию второй книги, он приводит краткое описание каждой из четырёх частей-книг.

Первая книга

Первую книгу автор разделил на семь глав — по числу близких к нам планет , как объясняет он в прологе.

  • Глава 1. Как узнать своё положение во вселенной
  • Глава 2. Что такое магия, её свойства
  • Глава 3. Что такое небеса, их материя
  • Глава 4. О расположении небес для создания магических изображений (талисманов) . Приводится список 28 лунных домов ( созвездий ), соответствующих индийской системе , и для каждого дома свой талисман.
  • Глава 5. Талисманы и всё необходимое для их создания . Ещё 31 созвездие, благоприятное для изготовления талисманов.
  • Глава 6. Вселенная, в которой человек — микрокосмос , подобный макрокосмосу . Характеристика человека, ставящая его выше других живых существ.
  • Глава 7. Вселенная и тайные знания мудрецов

Вторая книга

  • Глава 1. Как овладеть данным знанием
  • Глава 2. Небесные изображения и их секреты . Приводятся 48 известных древним грекам созвездий и 36-и деканов зодиака .
  • Глава 3. Влияние планет, солнца и луны
  • Глава 4. Движение восьмой сферы и неподвижные звёзды
  • Глава 5. Разделение знаний среди наций, и кому какая часть принадлежит . Начинается с указания, что древний мастер разделил всё искусство магии на три части: талисманы, поклонения планетам и заклинания .
  • Глава 6. Важность добродетелей для усиления влияния звёзд в талисманах
  • Глава 7. Подробнее о том, что более, а что менее важно для талисмана.
  • Глава 8. Порядок естественных вещей . Содержит таблицу простых качеств: тепло , холод , влажность , сухость и их комбинации.
  • Глава 9. Примеры магических фигур и начертаний, призывающих помощь планет . О комбинациях звёзд в магических фигурах, и изготовление шести талисманов.
  • Глава 10. Соответствующие планетам минералы (камни)
  • Глава 11. Магические изображения 36 деканов и их эффекты . Начинается с предостережения о необходимости сокрытия учения от неграмотных, которые — в отсутствие мудрости — будут лишь унижать достоинство астролога.
  • Глава 12. Деканы в индийской традиции . У индийцев называются darîjân.

Третья книга

  • Глава 1. Семь небесных тел: их влияние на растительный, животный миры и металлы
  • Глава 2. Зодиакальное влияние на царства растений, животных и минералов
  • Глава 3. О магических знаках, цвете одеяний и благовониях . Заканчивается списком общих эффектов солнца, луны и пяти планет на человечество.
  • Глава 4. Отчего секретные знания раскрываются лишь по капле и время от времени . Единственная глава об астрологическом значении Корана . Все суры Корана соотносятся с одним из семи небесных тел, особое внимание тем, которые соответствуют Венере — планете-покровительнице арабов. Об арабском алфавите .
  • Глава 5. Автор возвращается к основной теме книги — магии.
  • Глава 6. О духовной сущности мудреца, совершенства природы. Перечисление древних философов, которым была известна пневма (космическое «дыхание»).
  • Глава 7. Общение с небесными телами, их влияние . Начинаются практические инструкции.
  • Глава 8. Молитвы набатеев , обращённые к Солнцу и Сатурну . Автор уточняет: ради ознакомления, потому как идолопоклонство .
  • Глава 9. О духах небесных тел . Подробное описание пневм семи небесных тел; пневма Сатурна называется Barîmâs, Юпитера — Damâhûs, Марса — Dagdijûs, Солнца — Bandalûs, Венеры — Didas, Меркурия — Barhûjâs, Луны — Garnûs.
  • Глава 10. О талисманах, подношениях, благовониях и ароматических веществах (парфюмерии).
  • Глава 11. Эффекты талисманов . Из индийской и египетской магической практики.
  • Глава 12. Необходимые правила магических знаний . Начинается с заявления о важности практикования для достижения мастерства в магическом искусстве.

Четвёртая книга

  • Глава 1. Благо и сила духа . Пять составных частей истории создания мира и природы. Философский анализ понятий дух , материя , чувство , разум , душа и разницы между ними.
  • Глава 2. Молитвы Луне и каждому из двенадцати знаков зодиака . Индийские церемониальные обряды для семи небесных тел.
  • Глава 3. Халдейская мудрость . Более развёрнутая история легендарного Египта, уже начатая в книге III, глава 11.
  • Глава 4. Изображения и рассуждения для пользы получаемых знаний . 45 цитат астрологического и магического характера.
  • Глава 5. 10 наук, предваряющих овладение алхимией и магией. Где корень магического искусства.
  • Глава 6. Магические формулы и благовония в честь семи небесных тел.
  • Глава 7. Магическое искусство в книге набатеев . Очень длинная глава с обширными цитатами из набатейского сочинения, переведённого Abudaer Abemiaxie на арабский язык.
  • Глава 8. В беспорядке представлены благоприятные свойства множества естественных в природе вещей.
  • Глава 9. Об изображениях, обладающих чудесными свойствами, из книги храма в Coredib и книги царицы Folopedre

В заключение автор приводит завещание Сократа и семь наставлений Пифагора .

Идеальный город

В четвёртой книге, глава 3, описывается идеальный город аль-Ашмунаин (al-Asmunain, также Адоцентин ), возведённый в восточном Египте Гермесом Трисмегистом после постройки храма Солнца. Прекрасный город с планировкой по строгим астрологическим выкладкам. В центре его крепость с четырьмя вратами. Описание крепости перекликается с « Городом Солнца » Кампанеллы (1602) и городом Сфорциндой Филарете (1465). Ворота Гермес украсил разными изображениями: на восточных — орёл , на западных — телец , на южных — лев , на северных воротах — пёс (см. евангелисты ). Изображения зверей говорящие, и никому не позволительно войти в город без их разрешения. Внутри крепости — башня высотой в двадцать локтей (прим. 9 м), её венчает шар, освещающий город и меняющий цвет каждый день недели (всего 7 цветов).

Исследования учёных

XIV век

Широко эрудированный арабский философ из Северной Африки Ибн Хальдун (1332—1406), критически относившийся к магии с её ритуалами и талисманами и изучивший «Цель мудреца» (Пикатрикс), в одной из своих речей назвал сочинение самым полным и лучшим трактатом по магии. Однако ошибочно приписал авторство учёному-математику Масламе аль-Магрити (ок. 950—1008) .

XV век

Французский астролог на службе у Карла VIII (1444 — после 1499) — составил в 1494—1498 годах трактат в защиту астрологии « Recueil des plus célèbres astrologues et quelques hommes doctes » , в котором в хронологическом порядке назвал известных астрологов и их работы и охарактеризовал Пикатрикса, как самого прекрасного астролога своего времени. Сочинение стало ценным свидетельством распространения Пикатрикса в XV веке, как и подтверждением того, что имя арабского автора постепенно забылось, вытесненное латинским названием сборника.

XX век

Одним из первых современных исследователей был немецкий востоковед Хельмут Риттер (1892—1971). В 1933 году он опубликовал свой критический анализ арабского текста. В 1962 году он, совместно с (1900—1973), издал перевод Пикатрикса на немецкий язык , что позволило другим учёным заняться сопоставительным анализом латинских переводов.

Сохранившиеся латинские манускрипты

Публикации на русском языке

  • Пикатрикс // перевод с латин., предисл. И. В. Харуна. — Нижний Новгород; изд-во «ИП Москвичев»; 2015. —432 с.; тираж 500 экз. ISBN 978-5-9906390-0-3.
  • Глава из Гайят аль-Хаким // Книга лунных стоянок: Ибн Кутайба ад-Динавари. Избранные главы из Китаб аль-Анва’. Абу Ма‛шар. Глава из Китаб альМадхаль аль-Кабир. Глава из Гайят аль-Хаким / Пер. с араб., коммент. и вступ. статья В. А. Розова; науч. ред. А. Ю. Саплина. — СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2021. — 144 с.: ил. — С. 103-128. ISBN 978-5-6045100-5-6
  • Гайят аль-Хаким (Пикатрикс) Кн. 4, гл. 3 [аль-Ашмунайн] / Пер. с араб. и коммент. В. А. Розова // Бладел, К. ван. Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки. — СПб.: Издательство «Академия исследований культуры», 2022. С. 377-384 ISBN 978-5-94396-239-4

Упоминания в искусстве

  • Франсуа Рабле в сатирическом романе « Гаргантюа и Пантагрюэль » (1533—1564) называет Пикатрикса (Picatris) деканом дьявологического факультета и ссылается на Толедо в Испании: « Когда я учился в толедской школе, его преподобие, брат во чертях Пикатрис, декан дьявологического факультета, говорил нам, что бесы по природе своей боятся блеска мечей, равно как и солнечного света ».
  • Умберто Эко, книга "Маятник Фуко"
  • Упоминается в романе-трилогии "Сага о Рейневане", автор Анджей Сапковский.

См. также

Примечания

  1. О чём упоминают последующие латинские переводы: «с арабского на испанский» ( лат. de arabico in hispanicum ).
  2. Гарин, Эудженио . = Le Zodiaque de la vie: polémiques antiastrologiques à la Renaissance. — Париж: Les Belles Lettres, 1991. — С. 64—73. — 173 с. — ISBN 2.251.420001-2.
  3. от 14 июля 2014 на Wayback Machine (рус.)
  4. от 14 июля 2014 на Wayback Machine (рус.)
  5. Здесь и далее описание глав дано по Ch. Warnock, (переводчики). . — Adocentyn Press, 2011. — 310 с. — ISBN 9781257767854 .
  6. См. 48 созвездий каталога « Альмагест » Клавдия Птолемея
  7. Паранателоны (паранателлоны; греч. , мн. ч. paranatellonta) — внезодиакальные звёзды или созвездия, которые восходят и садятся одновременно с соответствующими им 36 зодиакальными деканами. от 17 июня 2014 на Wayback Machine
  8. от 9 марта 2016 на Wayback Machine . Издан в 1929 году в Париже библиотекарем ; от 14 июля 2014 на Wayback Machine .
  9. «Зодиак жизни», прим. 26 к главе II.
  10. нем. Picatrix: Das Ziel des Weisen von Pseudo-Magriti, aus dem Arabischen ins Deutsche übersetzt von Hellmut Ritter und Martin Plessner (London: Warburg Institute, 1962)
  11. . Дата обращения: 26 июня 2014. 5 марта 2016 года.

Ссылки

  • . (лат.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Пикатрикс