Interested Article - Тырновская книжная школа
- 2020-05-28
- 1
Ты́рновская литерату́рная шко́ла ( болг. Търновска книжовна школа ) — болгарская литературная школа, существовавшая во второй половине XIV—XV веках и внесшая существенный вклад в средневековую литературу .
Она была частью Тырновской школы искусств, выражавшей наивысший уровень культуры Второго Болгарского царства . С орфографической реформой святого Евтимия Тырновского и выдающихся представителей, таких как Григорий Цамблак и Константин Философ , школа оказала влияние на русскую, сербскую, валашскую и молдавскую средневековую культуру. Это известно в России как второе южнославянское влияние.
Появление и развитие
Основной и главной предпосылкой для возникновения Тырновской школы было культурное возрождение Болгарского царства со второй половины XIV века . Этот рост во многом зависел от личной заинтересованности царя Иоанна-Александра в развитии литературы и искусства. Его наследники, Иоанн-Шишман и Иван Срацимир , продолжили дело своего отца. К созданию Тырновского литературной школы присоединился и патриарх Феодосий Тырновский , прекрасно понимавший, что такие школы позволят определить независимость болгарской церкви , распространить и усилить её влияние среди православных стран славянского мира .
Основателем Тырновской литературной школы, с центром в столице Второго Болгарского царства Тырново , считается патриарх Евфимий Тырновский (Болгарский). Реформы правописания и языка Евфимия установили правила, применявшиеся впоследствии не только в Болгарии, но и в русских княжествах, в Сербии , Валахии и Молдавии .
Деятельность писателей в Тырновской школе была связана не только с созданием оригинальных литературных произведений, но и с переводами греческих оригиналов и созданием сборников.
Особенности
Тырновская книжная школа была тесно связана с развитой византийской литературой . В первую очередь Тырновская школа характеризуется высокой религиозностью её представителей, в традициях православной церкви . Большинство произведений Тырновского книжной школы относится к житийной литературе: панегирики , жития , гимны и др. Основной задачей авторов житий было прославление соответствующего святого, распространение и увеличение знаний о его культе. Типичным для большинства писателей школы (Евфимий, Григорий Цамблак) является присутствие в их произведениях обязательных жанровых чудес. Их отношение к таким еретических учениям как богомильство , варлаамство, адамитство , ересь жидовствующих было крайне враждебным и осуждающим, что соответствовало позициям Тырновского патриархата.
Неоднократно в произведениях представителей Тырновского литературной школы встречались рассказы о мощах святых. До сих пор не существует единого мнения, следует ли их рассматривать как расширенный вариант жития, или как отдельный полноценный жанр. Наряду с утверждением чудодейственной силы святых, авторы восхваляют правителей и вельмож, которые занимались или хранили мощи святых. Именно поэтому в этом типе произведений часто присутствуют короткие, но ценные исторические сведения.
Представители
- Евфимий Тырновский — ученик Феодосия Тырновского . Создатель и руководитель школы, один из её преподавателей. Автор многих житий, панегириков, посланий и других произведений. Кроме того, провёл важные реформы, а также ввёл новый жанр в православной литературе, соединив житие и похвальное слово.
- — ученик Феодосия Тырновского , автор жития болгарского святого Ромила Видинского .
- — ученик Феодосия Тырновского . Он стал известен своими умелыми переводами книг с греческого на славянский язык, за что и получил прозвище « Дивный » (замечательный).
- Киприан Цамблак — ученик Феодосия Тырновского . Автор житий, гимнов и других как оригинальных, так и переведённых произведений. С 1389 года и до самой своей смерти в 1406 году был митрополитом Киевским и всея Руси .
- Григорий Цамблак — ученик Евфимия Тырновского . Осуществлял свою деятельность в Дечанском монастыре , на территориях Молдавии и русских княжеств, в значительной степени способствовал распространению идей своего учителя и традиций Тырновской книжной школы. Автор многочисленных работ, в том числе «Похвального слова о Евфимие», содержащую ценную информацию о Тырновском патриархате и болгарской истории, а также «Книги Григория Цамблака», которая стала единственным сборником произведений славянских писателей той эпохи, дошедшим до нашего времени.
- Константин Философ — ученик книжника Андрея (Андроника), который, в свою очередь, был учеником Евфимия. Жил и работал при дворе сербского правителя Стефана Лазаревича . Считается основателем Ресавской школы, также известной как Моравская староболгарская книжная школа, которая получила своё название от реки Ресава , притока Моравы . Её центром считался сербский монастырь Раваница .
- Иоасаф Бдинский — неизвестно чьим именно учеником он был, но его «Похвальное слово о переносе мощей святого Филофея из Тырново в Видин» ( болг. „Похвално слово за пренасяне на мощите на света Филотея от Търново във Видин“ ) содержит все характерные признаки Тырновской книжной школы. В произведении автор очень почтительно относится к Евфимию Тырновскому .
- Владислав Грамматик — представитель поздней Тырновской книжной школы. Переводчик, составитель, писатель, каллиграф. Наиболее известным его произведением является «Рильская повесть», ставшая продолжением «Иоанна Рыльского» Евфимия. Произведение содержит ценную информацию о восстановлении Рильского монастыря во второй половине XV века и о переносе в него мощей святого Иоанна Рыльского в 1469 году.
- Димитрий Кантакузин — представитель поздней Тырновской книжной школы. Принадлежал к знаменитому византийскому роду Кантакузинов . Писал свои произведения как на болгарском, так и на греческом языках. Автор многих работ, в том числе «Жития с малой похвалой Иоанну Рыльскому», «Географического описания», «Послания к доместику Исаие», стихи христианской тематики.
См. также
Источники
- Данчев Г. Страници из историята на Търновската книжовна школа / Г. Данчев. — София: Наука и изкуство, 1983. — 256 с. (болг.)
- Мечев К. Григорий Цамблак / К. Мечев. — София: Наука и изкуство, 1969. — 321 с. (болг.)
- Русев П. Естетика и майсторство на писателите от Евтимиевата книжовна школа / П. Русев. — София: БАН, 1983. — 262 с. (болг.)
- 2020-05-28
- 1