Interested Article - Кашьяпа (индуизм)
- 2020-09-04
- 1
Кашья́па ( санскр. कश्यप IAST : kaśyapa « черепаха ») — в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец ( риши ), автор нескольких гимнов « Ригведы ». Считается отцом богов , демонов и многих других существ.
Кашьяпа - распространенное древнее имя, относящееся к множеству разных личностей в древних индуистских и буддийских текстах.
В мифологии
Согласно « Махабхарате », отцом Кашьяпы был Маричи , один из десяти духовных сыновей Брахмы . Поэтому одним из имен мудреца является патроним Марича. Кашьяпа появился от брака Маричи с Калой, дочерью Кардамы и Девахути. Но уже в « Рамаяне » Кашьяпа назван младшим братом Маричи и следовательно сыном Брахмы. В пуранах встречаются обе версии происхождения риши.
В тексте « Шатапатха-брахманы » Кашьяпа отождествлён с черепахой , образ которой принял Праджапати при сотворении мира, и соответственно всё живое считается его потомством . Позднее он был включён в число семи древних мудрецов ( саптариши ).
«Махабхарата» и более поздние источники сообщают о женитьбе Кашьяпы на 13 (иногда 8, 10 или 21 ) дочерях Дакши . Именно от этого брака, по преданиям, произошли все живые существа. Так, от Адити и Кашьяпы произошло 33 божества (12 адитьев , 8 васу , 11 рудр и Ашвины ), в том числе Вамана как аватара Вишну и Вивасват . От сына последнего — Ману — произошли люди. Иногда в числе потомков называются только 12 адитьев, которые уже в свою очередь дали происхождение остальным богам. От жены Дити появились дайтьи , от Винаты — Гаруда и Аруна , от Кадру — наги , Дану — данавы , Муни — апсары и т. д. Риши стал таким образом отцом всех и поэтому иногда в некоторых текстах называется Праджапати.
Считался также жрецом Рамы и Парашурамы . Последний, истребив всех кшатриев , передал власть над всей землей именно Кашьяпе, стоявшему во главе всех жрецов.
Тексты, приписываемые Кашьяпе
Кашьяпа почитается в индуистской традиции, и авторство многочисленных легенд и текстов, составленных в средневековье , почтительно приписывается ему в различных индуистских традициях. Некоторые трактаты, названные в его честь и приписываемые ему, включают:
- , также называемая Вриддадживакия Тантра или Дживакия Тантра, представляет собой справочник по аюрведической педиатрии, гинекологии и акушерству. Был доработан Ватсьей. Трактат написан как учебное пособие между мудрецом-медиком Кашьяпой и его учеником по имени Вриддхадживака и в основном касается ухода за младенцами и детских болезней.
- Кашьяпа-джнянаканда, или книга мудрости Кашьяпы, представляет собой текст традиции вайшнавизма IX века .
- Кашьяпа-дхармасутра, вероятно, древний текст, но теперь считается утерянным. О существовании текста свидетельствуют цитаты средневековых индийских ученых.
- Кашьяпа-сангита, вероятно, ещё один так же утерянный древний текст. Это трактат о музыке, цитируемый последователем шиваизма и адвайтой Абхинавагуптой , в котором он цитирует объяснение мудреца Кашьяпы о вини-йоге каждой расы и бхавы. Другой древний исследователь индуистской музыки по имени Хрданьянгама упоминает о вкладе Кашьяпы в теорию аланкары (украшения музыкальных нот).
- Кашья-пашилпа, также называемый Амсумад-агама, Кашьяпия или Сильпасастра Кашьяпы, представляет собой санскритский трактат по архитектуре, иконографии и декоративному искусству, вероятно, завершенный в 11 веке.
Примечания
- Premavatī Tivārī. / Premavatī Tivārī, Jīvaka Komarabhaccha, Vātsya. — Caukhambā Viśvabhāratī, 1996. — P. xi–xii. — ISBN 9788186937679 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Francis Hamilton. . — Asiatic Society, 1819. — P. 81. . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- ↑ Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1991. — Т. 1. — С. 629.
- Mani, Vettam. . — New Delhi: Motilal Banarsidass , 1975. — С. . — ISBN ISBN 0-8426-0822-2 .
- Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. — London, 1928. — С. 153.
- Malavika Kapur. / Sangeetha Menon ; Anindya Sinha ; B. V. Sreekantan. — Springer Science, 2013. — P. 73. — ISBN 978-81-322-1587-5 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Jan Meulenbeld. . — Barkhuis, 2010. — P. 353. — ISBN 978-90-77922-76-7 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Anthony Cerulli. . — State University of New York Press, 2012. — P. 76–77. — ISBN 978-1-4384-4387-4 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Doris Srinivasan. . — BRILL Academic, 1997. — P. 240–247. — ISBN 90-04-10758-4 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Maurice Winternitz . . — Motilal Banarsidass, 1963. — P. 580–581. — ISBN 978-81-208-0056-4 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Richard Widdess. . — Oxford University Press, 1995. — P. 62–63, 125–128 with footnotes, 185. — ISBN 978-0193154643 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- M. Srinivasachariar. . — Motilal Banarsidass, 1974. — P. 828–829. — ISBN 978-81-208-0284-1 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- Anna Aleksandra Ślączka. . — BRILL Academic, 2007. — P. 11–19. — ISBN 978-90-04-15843-6 . . Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 4 января 2022 года.
- 2020-09-04
- 1