Иисус Христос
- 1 year ago
- 0
- 0
Агра́фы , или Агра́фа (от греч. ἄγραφα — «незаписанные») — изречения, приписываемые Иисусу Христу и не записанные в четырёх канонических Евангелиях , передаваемые устно, либо записанные в частично дошедших до нас апокрифических Евангелиях, либо записанные в доканонических источниках. Аграфы представляют большую ценность для исследователей Нового Завета как источники, в которых, возможно, сохранилось несколько подлинных изречений Иисуса Христа . Также они помогают понять, как развивалась христианская традиция .
Источниками аграфы являются:
Первое систематическое изложение и изучение аграфов было проведено в XVIII веке , придумавшим собственно и сам термин. На выбор термина повлияла концепция , согласно которой первоначальные изречения ( логии ) Иисуса , не вошедшие в Евангелия, сохранялись в устной традиции ранней Церкви и лишь потом были записаны. В изданном на латыни в 1776 году сочинении «Незаписанные изречения Христовы» ( лат. «De sermonibus Christi agraphois» ) Йохан исследовал 16 аграфов. Впоследствии значительных успехов в изучении подобных речений достигли учёные Реш и Нестле. Причём первый из них по признаку несомненной подлинности отобрал 14 аграфов, а второй — 27. Среди отечественных богословов изъяснением не записанных в Евангелиях изречений Иисуса Христа занимался профессор А. П. Лопухин . Из позднейших исследований интересна работа епископа Михаила (Чуба) — «Аграфы в творениях св. священномученика Мефодия» . Некоторые учёные в число аграфов включали, помимо изречений Христа, отрывки из апокрифических , но не еретических Евангелий. Так, профессор Михаил Таубе описал 71 аграф. Ввиду сомнительности некоторых источников определённо установить число аграфов невозможно.
Известные в настоящее время аграфы были записаны на греческом , латинском , сирийском , коптском , арабском и славянском языках. На славянском языке сохранились аграфы, содержащиеся в трудах святого священномученика Мефодия Патарского († 311).
Примеры наиболее известных аграф из Нового Завета: Деян. , 1Кор. , 1Кор. , 1Фес. .
Признаками подлинности того или иного изречения Христа являются:
Все достоверные не записанные в канонические Евангелия слова Господа по источникам можно разделить на четыре группы, в которые войдут аграфы:
Наиболее авторитетна первая группа аграфов. Классическим примером аграфов, содержащимся в Новозаветном каноне, является изречение из прощальной беседы апостола Павла с ефесскими пресвитерами : «Блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. ). Его нет в Евангелиях, но апостол Павел прямо указывает на его принадлежность Иисусу Христу. В посланиях апостола Павла имеется целый ряд мест, которые согласно утверждениям самого апостола суть высказывания Спасителя . Апостол Иаков пишет: «Не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою… клятвой» . Нагорная проповедь даёт основание предполагать, что апостол Иаков цитирует слова Христа. По утверждению Оригена заповеди из 1Фес. и Еф. принадлежат самому Христу. Сирийская « Дидаскалия », памятник церковной письменности III века, определяет слова из 1Пет. . Отсюда можно сделать весьма допустимый вывод, что и многие другие глубокие и лаконичные заповеди апостола, как, например: 1Фес. принадлежат Самому Божественному Учителю. По мнению Дидима (конец IV в.) и Епифания († 403), слова апостола Петра принадлежат Христу. В Откровении есть слова, сказанные от первого лица: «Се иду, как тать» , предвозвещающие великий день Второго Пришествия Христа. Епифаний считает Христовым и другое известное выражение из Апокалипсиса: «Се, стою у двери и стучу» . Священный авторитет вышеприведённых аграфов непререкаем, так как Церковь утвердила равноценность всех книг Новозаветного канона.
Ко второй группе аграфов относят изречения Иисуса Христа, сохранившиеся в апокрифических, но не еретических Евангелиях, таких, как, например, « Евангелие от евреев », « Евангелие от египтян » или « » [ уточнить ] , бесспорно восходящих к глубокой древности. Возможно, что некоторые из этих последних Евангелий имел в виду евангелист Лука в первых стихах своего Благовествования ( Лк. ). К этой группе можно отнести аграфы из Евангелия от евреев, в частности, приведённую блаженным Иеронимом : «Кто огорчевает дух брата своего, повинен в величайшем грехе» . Сюда же относится текст, имеющийся в так называемом Кодексе Безы (Кембриджском) , не вошедшем в Четвероевангелие . В поучении о выборе места на брачной вечери, кроме известных слов, приводимых евангелистом Лукой , содержатся следующие слова Христа: «Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим» . Это выражение есть также в италийском переводе Нового Завета — одном из древнейших (II в.).
К третьему типу аграфов относятся слова Христа, приведённые в « Апостольских постановлениях »: «Го́ре имеющим и лицемерно (ещё) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда» . Аналогичное выражение содержится в « Учении двенадцати апостолов ». В «Разговоре с Трифоном» мы находим следующее изречение Христа: «В чём Я найду вас, в том и буду судить вас» . Внутреннее единство этого выражения с притчей Спасителя о десяти девах очевидно. Ориген и Дидим приводят следующее изречение Господа: «Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства» .
Из литургических текстов древней Церкви особенно интересными представляются слова «Душе истины… прииди и вселися в ны и очисти ны…» молитвы « Царю Небесный ». Эти слова составляли часть древнейшей молитвы, которая читалась христианами при Крещении . По преданию, словам этой молитвы Иисус Христос научил Своих учеников, как и словам молитвы Господней .
Особую группу аграфов составляют изречения, содержащиеся в новооткрытых памятниках древнехристианской письменности, ибо они ещё нуждаются в подробных исследованиях. В 1897 г. в Египте английскими учёными Гренфелем и Хэнтом был открыт документ, получивший название «Ло́гиа Иису́» («Изречения Иисуса») . Находка представляла собой листок папируса, означенный номером 11, бывший частью неизвестного кодекса, содержащего некомментированные изречения Иисуса Христа на греческом языке. Каждое изречение начиналось словами: «Иисус говорит». Издатели отнесли найденный папирус ко II веку . В этом фрагменте — восемь изречений, два из которых не восстановлены, три — являются перефразировкой евангельских изречений и три представляют собой неизвестные слова Христа (№ 2, 3, 5). Особенно своеобразно звучит вторая половина пятого изречения: «Я не в домах из дерева и камня. Расколи кусок дерева — и Я буду там, подними камень — и там найдёшь Меня» . Здесь содержится обещание Божественного присутствия в каждый момент жизни истинно верующего.