Interested Article - Рибера, Хосе де

Хосе или Хусепе де Рибе́ра ( исп. José de Ribera ) по прозвищу Спаньолетто ( итал. Lo Spagnoletto — «маленький испанец»; 12 января 1591 , Хатива , Валенсия , Испания 3 сентября 1652 или 2 сентября 1652 , Неаполь ) — испанский караваджист эпохи барокко , живший и работавший в итальянском Неаполе . Помимо живописных работ, оставил большой объём графики . Наиболее значительный испанский гравёр , работавший до Гойи .

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария ).

Биография

Как сообщает биограф Паломино, учился в мастерской Франсиско Рибальты . Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны . Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме .

Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом. Впервые о нахождении Риберы в Неаполе сообщается под 1616 годом, когда он женился на местной жительнице. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна , а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали. В 1626 г. он был избран членом римской академии Св. Луки .

Творчество

Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо . Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи . Как и в случае с Караваджо , стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием .

Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

Как отмечено в БСЭ , приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками» . Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти . Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя.

Одним из лучших произведений художника считается картина « Святая Инесса » (1641; Дрезден , Галерея старых мастеров ) .

Галерея

Примечания

  1. Jusepe Ribera // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Jusepe de Ribera // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  3. Sánchez A. E. P. Jusepe [José] de Ribera // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. José de. El Españoleto Ribera // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  5. — 2003.
  6. Нидерландский институт истории искусств .
  7. — Лондон: , 1962. — С. 174.
  8. José de Ribera // (англ.)
  9. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  10. Рибера Хусепе де — статья из Большой советской энциклопедии .
  11. от 11 октября 2012 на Wayback Machine // Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков

Литература

  • Волкова Г. И. Ribera, José de // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 506. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Рибера, Хосе де