Корнилий (сотник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ло́нгин Со́тник ( греч. Λογγῖνος ὁ Ἑκατόνταρχος ) — согласно Священному Преданию , римский центурион ( сотник ), пронзивший копьём бок распятого Иисуса Христа .
Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16 октября по юлианскому календарю ( 29 октября по новому стилю ). Католическая церковь совершает его память 15 марта .
Один из приделов храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.
В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна :
Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
— Ин.
Евангелист Марк , не сообщая о прободении тела Христа копьём, сообщает о присутствии на казни римского сотника, сказавшего сразу после смерти Иисуса: « истинно Человек Сей был Сын Божий » ( Мк. ). Имя сотника отсутствует в Новом Завете, но упоминается в апокрифах.
В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в латинской версии «Деяний Пилата», входящих в Евангелие от Никодима . Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин . В западном предании он отождествляется с сотником, упоминаемым в Евангелиях от Матфея ( ), Марка ( ), и Луки ( ). Согласно одному из житийных текстов, приписываемых Исихию Иерусалимскому , сотник Лонгин раскаялся и обратился сразу после смерти Иисуса Христа, устрашённый последовавшими за ней затмением и землетрясением, стал проповедником христианства и был убит в Кесарии Каппадокийской в 58 году , откуда, по другим свидетельствам, и был родом .
Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы , иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по- гречески в изменённой форме: Логин, ΛΟΓΙΝΟΣ (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).
Церковное предание сообщает, что он, кроме того что был в составе стражи при Кресте , охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа . После этого он и некоторые другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики (см. Стража у гроба ).
По преданию, Лонгин страдал катарактой . Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Лонгин исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником . В качестве христианского великомученика он покровительствует всем страдающим глазными болезнями.
Лонгин отправился с проповедью на свою родину, в Каппадокию (вместе с ним пошли и два других воина). Предание сообщает, что Пилат по убеждению иудейских старейшин направил в Каппадокию воинов с целью убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой воины рассказали о своей цели, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумлённых воинов, не смущаясь, исполнить свой воинский долг. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твёрдую волю принять страдания за Христа. Они были обезглавлены, тела погребли в родном селении Лонгина, а головы прислали Пилату, который распорядился бросить их на мусорную свалку. Главы мучеников были обретены слепой женщиной (исцелившейся от прикосновения к ним), которая погребла их в Каппадокии.
Как было отмечено ранее, в книгах Нового Завета имя солдата, пронзившего копьём Тело Христа, вообще не упоминается. Сам эпизод прободения копьём упоминается лишь однажды в Евангелии от Иоанна . Некоторые исследователи считают , что «Лонгин» это не имя, а прозвище, появившееся в результате интерпретации греческого слова λόγχην — «лонхин» (склонение от слова λόγχη , «(остриё) копья, копьё»), которое Евангелист Иоанн использовал в описании прободения Христа во время распятия ( Иоан. ) . Кроме того, такое прозвище воин мог получить благодаря высокому росту, так как «Лонгин» может быть интерпретацией латинского слова лат. longinus — «длинный, высокий» .
Существуют мнения, по которым настоящее имя сотника — Кассий , а полное имя — Гай Кассий Лонгин .
Православная церковь почитает Лонгина как мученика . Память мученика Лонгина совершается 29 октября (16 октября по юлианскому календарю ).
Мученик Твой, Господи, Лонгин, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
— Тропарь мученика Лонгина сотника
На проскомидии при приготовлении Агнца к обязательным действиям относится прободение копием правой стороны Агнца с произнесением евангельских слов о действиях Лонгина при распятии Христа ( Ин. ).
В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в « Золотую Легенду », популярный сборник житий. В настоящее время память святого Лонгина совершается в Католической церкви 15 марта .
Мощи , почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском соборе Святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого , созданная Бернини .