Interested Article - Губден
- 2020-04-06
- 1
Губден — ( дарг. Губдани , кум. Гобден ) село в Карабудахкентском районе Дагестана . Административный центр сельского поселения « Сельсовет Губденский ».
Название
Бахру-Када ( дарг. БахIру-Кьада ) — старое название села можно этимологизировать в следующих вариантах: 1) в гористом (имеющем много склонов) ущелье; 2) гористый, овражистый; 3) в ущелье с покатым склоном. С топографической точки зрения вероятность всех вариантов довольно реальна — все зависит от того, что выделяли основатели селения при определении этой местности (гористость, овражистость, покатость склона или само ущелье). Третий вариант является наиболее приемлемым как с грамматической, так и топографической точки зрения .
Губден ( дарг. Губдани ) — этимология названия селения не изучена. Село было названо в честь его жителя, лидера этого села. Сами жители называют своё село «Губдани», а горцы Дагестана — «Куртан» или «Куртани» . Название «Гобден» в прошлом было распространено среди соседей — кумыков , позднее название трансформировалось в «Губден» и впоследствии было усвоено русскими. Известно, что ещё в XIX веке в губденском квартале Кьадаауле проживал род Губданхъала (Губдановых). Вполне возможно, они и были потомками того Курдана — основателя села, которого ныне в искаженной форме именуют Губден .
Символика
Герб
Символ-герб сообщества берёт начало в XV веке после объединения 23 родовых поселений в общество Губден. Белое полотнище означает независимость. В центре изображен круг (означающий вечность) с двумя обручами (границы владений), внутри круга изображены 6 звезд (из 23 поселений образовалось 6 кварталов: Када, БурхIибяхI, Пилаул, Чуднаул, Чунайаул, БахIаул, из которых впоследствии образовалось 6 поселений на границах ryбденских владений: Гурбуки , Манас , Шамшагар , Джанга , Кадиркент , Ачи ). В центре — сноп, означающий изобилие. Над снопом изображен полумесяц — принадлежность к Исламу .
Географическое положение
Расположено на реке (р. "Kasp") на высоте 770 м, в 17 км к югу от села Карабудахкент . Через село идут дороги в сторону Дербента и Леваши .
Население
1869 | 1888 | 1895 | 1926 | 1939 | 1970 | 1979 |
---|---|---|---|---|---|---|
5478 | ↗ 7091 | ↘ 6991 | ↘ 6122 | ↘ 5304 | ↘ 4000 | ↗ 5108 |
1989 | 2002 | 2010 | 2021 | |||
↘ 4759 | ↗ 7470 | ↗ 8627 | ↗ 10 135 |
Известные уроженцы
- Таймас Губденский — военный и государственный деятель, абрек и один из приближённых наибов имама Шамиля
- Юсуф Хаджи ал-Губдани — мусульманский ученый и медик
- Абдулвагаб Гаджиев — революционный деятель Дагестана начала XX века
- Камалутдин Магомедшапиев — Народный артист Республики Дагестан, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
- Магомед Абдуллаев — советский и российский философ, специалист по истории философии и общественной мысли Востока; доктор философских наук, профессор.
- Абдулнасыр Меджидов — тайбоксер и кикбоксер. Первый чемпион мира и Европы по тайскому боксу из России
- Салимгерей Расулов — российский боец смешанных единоборств
- Дарсам Джапаров — российский борец вольного стиля
- Хасбулат Хасбулатов — лидер организации «Джамаатуль муслими»
- Алигаджи Гамидгаджиев — российский, кыргызстанский борец вольного стиля;
Достопримечательности
Губденское городище
Губденское городище имело площадь более 60 га. Материалы нижних слоев относятся к III—IX векам, верхних - к X-XV векам . Городище было защищено со стороны плоскости оборонительными сооружениями, была крепость, участвовавшая в Арабо-Хазарских войнах . Крепостная стена протяжённостью около 10 км (высота стены — 2,5 м, ширина — 1,5 м) закрывала со стороны плоскости проход в горы и имела 3 ворот .
Губденское городище расположено на восточном склоне хребта, нависшего с запада над естественным проломом у сел. Губден. Отвесный склон хребта, достигающий 50 м высоты, служит левым берегом р. Губден-озень ( древн.назв.. река "Kasp" ). Большая часть городища уходит под строения селения, расположенного у основания хребта. Поэтому определить точные размеры городища невозможно. На незастроенном склоне хребта в результате выборки камня обнажились строительные и культурные остатки, свидетельствующие о многослойном характере памятника. В раннесредневековых слоях, представленных характерной красноглиняной и штрихованной тарной керамикой, встречаются и серо-глиняные обломки, орнаментированные лощением и рифлением. С городищем связано небольшое укрепление, расположенное на господствующей вершине противоположного (восточного) хребта. Укрепление рельефно возвышается на местности и имеет округлые очертания диаметром около 35 м. Защитой для него служили крутые склоны хребта, а также оборонительные сооружения, сохранившиеся с восточной стороны в виде вала и рва. Подъёмный материал с крепости, относящийся к раннему средневековью, аналогичен керамике раннесредневековых слоев городища .
Халагорское поселение
Халагорское поселение расположено в 6 км к югу от селения Губден. Размеры — 300×180 м. Занимает надпойменную террасу и прилегающие склоны хребта. На поверхности поселения встречаются задернованные завалы камня, выходы стен помещений, культурные остатки, аналогичные Губденскому городищу .
Естественная арка
Естественная арка — символ Губдена. На самом верху села возвышается уникальная десятиметровая скала — арка, останец выветривания. Арка находится на «скалах Халимбея», на самой оконечности хребта с высшей точкой в 1563 метра, который начинается в Буйнакском районе и как бы является продолжением Гимринского хребта . Ещё дальше, до границы Чечни , в свою очередь, растянулись хребты Андийский и Салатау . Вся эта горная цепь, растянувшаяся с запада на восток, делит Дагестан на две части, на северную — равнинную часть и южную — горную. Губденская арка возвышается на самой западной точке хребта. Рядом с аркой частично сохранилась оборонительная стена, с бойницами времён Кавказской войны . Ширина стены — 110 см. Высота в среднем 130 см. В прошлом служила для сельчан как сторожевая башня, по причине того, что она возвышается над селом, благодаря чему видны все подходы к селу. На башне, в случае опасности, зажигали огонь, оповещая сельчан о приближающейся опасности .
Культура
Губденское платье — это длинная до стоп рубаха свободного кроя. Такой наряд призван скрывать силуэт женского тела, как того требуют нормы ислама. На изготовление такого платья уходит семь-восемь метров материи. Цвет платья зависит от возраста его обладательницы. Молодые женщины носят платья в ярких светлых тонах, которые часто пестрят всевозможными узорами. Пожилые женщины надевают однотонные платья тёмных расцветок (коричневые, чёрные, тёмно-синие) .
Особой гордостью считаются традиционные губденские чувяки — «мачайти» . Изначально их шили из жёлтого сафьяна, подошву — из мягкой тонкой кожи белого цвета. Чуть позже сафьян стали красить и натирать специальным жиром. Женщин в Губдене ограждали от тяжёлого физического труда. Даже обувь шили мужчины, а женщины занимались её отделкой, вышивали узоры шёлковыми нитями .
История
История Губдена отсчитывают с 2-го тысячелетия до нашей эры, когда здесь появилось первое поселение. Всего в Губдене и окрестностях обнаружили более двух десятков древних городищ: Пилау (Филан), Ачау, Кьаспи, Янгау, Нартау, Чуднау, Хьарау, Чунанау и другие . Наиболее значительное — Бахру-Када, основанное приблизительно в III веке. Просуществовал Бахру-Када до X века, однако многие строения нынешнего Губдена стоят на фундаменте построек этого древнего города. Это свидетельствует о непрерывности существования поселения в течение столетий о значительных потрясениях, выпавших на его долю .
В Бахру-Када как в общий центр переселились жители 22 окрестных общин. Этот процесс консолидации протекал в те времена по всему Дагестану. До этого губденские общины были раскиданы от современного Левашинского района до самого Каспийского моря . По названиям кварталов в селе (Пилив-аул, Чуднаул, Хьараул, Къякаул, Чунанаул, Ачаул, Бяхаул, Нартаул, Янкъяаул, Кьаспаул и др.) до сих пор можно определить, откуда пришли его жители. Они составляли союз общин .
Нашествие Тамерлана
В конце XIV века Дагестан становится ареной ожесточённой борьбы между Тимуром и золотоордынским ханом Тохтамышем .
Как пишет историк Гасан Алкадари , Губден был основан, как единое селение, местным кумыкским феодалом по имени Губден во время войны Тамерлана с местным кумыкским населением. .
Нашествие Тимура способствовало объединению малых обществ, таким образом возникло крупное село в результате слияния малых аулов вокруг, по инициативе главы одного из них, носителя имени Губден. Этот человек, славившийся умом и дальновидностью, призвал соседей пойти на подобный шаг в целях сохранения их общей независимости. Он спас от разорения свой народ и добился объединения 23 родовых поселений в одно большое село, названное в его честь .
Губден оставил регистр, где было зафиксировано всё о происхождении каждого рода, его благородности, наделении земельными угодьями, их месте в обществе. Губден завещал передавать регистр с дополнениями по времени в руки благородного и грамотного человека. На первой странице регистра Губден оставил следующую запись: «Если регистр попадёт в руки неблагородного, неграмотного человека, не миновать беды губденцам» . После своей смерти Губден завещал похоронить себя на кладбище ХулахIабре (в пер. в дарг . «Большое кладбище»), возле дороги. Надмогильный камень имел в высоту 2 аршина и 1 аршин в ширину. На этом камне была высечена карта Губденских владений и были такие слова: «Потомки, будьте достойны своих предков во всём. Землю нашу берегите как честь. Благородство и свобода — в ваших руках» .
XIX век
Военный историк и писатель А. Л. Зиссерман , побывавший в Губдене в начале XIX века описал село следующим образом:
Губден — большая, богатая деревня шамхальского владения; кругом сады множеством огромных ореховых дерев, густой лес, изобилие воды, пастбища, одним словом — всё, что нужно для трудолюбивого поселянина и, казалось бы, чего желать больше? Но нет: здесь спокойствие не любят…
Русский генерал Григорий Дмитриевич Орбелиани о Губдене в 1852 году:
Деревня эта есть лучшая из всех мною виденных в Дагестане по красоте, богатству и обширности: в кой считается более 1000 дворов жителей .
Губденский амир ранее владел территориями, выходящими за рамки нынешнего села:
- Кулецма . Согласно данным древней книги, переписанной в 1840 году, в результате сделки купли-продажи земли, заключенной между губденским правителем и братьями Гармукил-Али и Рабадан, возникло село Кулецма .
- Дешлагар . В середине XIX века, во время Кавказской войны , Губден не поддерживал открыто имамат , но среди губденцев было немало перебежчиков, переходящие на сторону Шамиля . По этой причине царские власти постоянно требовали их выдачи при приходе в селение, но жители Губдена этого не сделали. В результате по приказу Воронцова было велено отобрать пахотные, покосные и пастбищные земли губденцев, расположенные в Дешлагаре и передать их Самурскому полку . В 1846 году в Дешлагаре строится штаб-квартира полка царской армии, которая позже рассеялась. В начале XX века произошел крупный конфликт с другими даргинцами вокруг губденских земель в Дешлагаре. После многократных стычек губденцев с царской армией главенство в Дешлагаре перешло к другим даргинцам с помощью царской власти. Таким образом, возникло новое село, которое ныне называется Сергокала .
В истории Губдена особое место занимает непрерывный процесс переселения жителей на другие земли, вследствие чего образовывались новые сёла. В 1930-е годы, во время коллективизации в Дагестане и начала основания своих периферийных земель губденцами, образовались сёла: Манас , Гурбуки , Джанга , Шамшагар , Ачи-Су , Кадыркент . Создававшиеся промышленные предприятия и сравнительно высокий уровень жизни городов притягивали население в города. Так, в Каспийске имеется около 400 хозяйств выходцев из Губдена, в Махачкале — примерно 500, Избербаше — 350 .
Примечания
- ↑ . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
- Академия наук СССР. Учение записки, Том 14 / Дагестанский филиал. — Махачкала: Институт истории, языка и литературы им. Цадасы, 1965. — С. 287.
- Раджаб Идрисов. . Дагестанская Правда (10.10.13). Дата обращения: 26 мая 2017. Архивировано из 23 октября 2017 года.
- ↑ Абдуллаев Магомед Абдуллаевич. Очерки по истории Губдена. — Махачкала, 2002.
- Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
- Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР . — Махачкала, 1940. — 192 с.
- Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
- . Дата обращения: 29 декабря 2013. 10 января 2014 года.
- Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
- . 3 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 13 мая 2014. 24 декабря 2013 года.
- ↑ Абакаров А.И., Давудов О.М. . — М. : Наука, 1993. 4 января 2022 года.
- Хапизов Шахбан Магомедович. . — Махачкала, 2015. — С. 80. 2 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 13 мая 2017. 17 марта 2017 года.
- Дата обращения: 8 июня 2017. 3 января 2018 года.
- welcomedagestan.ru . Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
- ↑ А-Г.Булатова, С.Ш.Гаджиева, Г.А.Сергеева. . — 2001. — 289 с. 2 февраля 2022 года.
- .
- . chernovik.net . Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
- Абдуллаев М. А. Очерки по истории Губдена. — Махачкала: Новый день, 2002.
- А. А. Абдулманапова. . Calaméo - Publishing Platform for Documents and Magazines . Махачкала: Эпоха (2014).
- История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в двух томах. (2005). Россия: Наука. С.232
- Гасан-Эфенди Алкадари. / Перевод и примечания Али Гас. Гасанова (Алкадари). — Махачкала, 1929. — С. 30. — 184 с. 23 ноября 2021 года.
- ↑ Гаджиев Г. Р., Мутаев Г. Д. Губден. История и культура. — Махачкала: ИПО “Юпитер”, 1999. — ISBN 5-7895-0004-8 .
- .
- . Дата обращения: 3 июля 2017. 3 января 2018 года.
- Айтберов Т. М., Шигабудинов М. Ш. . Восточная Литература - библиотека текстов Средневековья . Академия наук СССР (1975). Дата обращения: 15 марта 2020. 30 января 2020 года.
- Абдуллаев М.А. Очерки по истории Губдена. — Махачкала: Новый день, 2002. — С. 103—117.
- Абдуллаев М.А. Очерки по истории Губдена. — Махачкала: Новый день, 2002. — С. 215.
Ссылки
- . kumukia.ru . Дата обращения: 9 апреля 2021.
- . www.studmed.ru . Дата обращения: 9 апреля 2021.
- 2020-04-06
- 1