Шакалёнок и верблюд
- 1 year ago
- 0
- 0
Одногорбый верблюд ( лат. Camelus dromedarius ), или дромеда́р ( дромаде́р ), или арабиан [ источник не указан 75 дней ] — вид млекопитающих , один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) и диким верблюдом (хавтагаем) к роду собственно верблюдов ( лат. Camelus ).
В прошлом бесчисленные стада диких дромадеров кочевали по пустыням Северной Африки и Ближнего Востока , однако в наши дни можно встретить только одомашненных животных. В современном мире дромадер распространён во многих регионах Азии и Африки как домашнее животное для перевозки грузов или верховой езды.
В отличие от бактриана, его дикие популяции в наше время не сохранились. Только в Австралии встречаются вторично одичавшие стада верблюдов — далёкие потомки завезённых на континент в XIX — ХХ веках дромадеров.
Название «дромадер» происходит от греческого слова δρομάς, что означает «бегущий». Название «арабиан» [ источник не указан 75 дней ] происходит от слова Аравия, где данный вид верблюдов был одомашнен.
В отличие от бактрианов , дромадеры имеют лишь один горб. Они гораздо мельче своих двугорбых родственников: их длина составляет от 2,3 до 3,4 м, а высота в холке — от 1,8 до 2,3 м. Вес дромадеров составляет от 300 до 700 кг. Хвост относительно короткий, не длиннее 50 см. Дромадер отличается довольно стройным телосложением и длинными ногами, а в его окраске преобладают пепельно-жёлтые тона. Шерсть у одногорбого верблюда, как правило, песчаного цвета, однако встречаются и другие окраски: от белого до тёмно-коричневого. Верхняя часть головы, шея и спина покрыты более длинными волосами.
У одногорбых верблюдов длинная шея, на которой расположена вытянутая голова. Верхняя губа раздвоена, а ноздри имеют щелеобразную форму, и верблюд может их при необходимости закрыть. На веках у него очень длинные ресницы . На коленях, ступнях и других частях тела у одногорбого верблюда многочисленные мозоли . На ногах, как у всех верблюдовых, имеются всего два пальца, заканчивающиеся не копытами , а мозолевыми подушками. Желудок состоит, как и у близких родичей, из нескольких камер, что облегчает пищеварение при растительном питании.
Приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды , умея сохранять её в больших количествах в своём теле.
Особые механизмы в организме дромадеров сводят к минимуму потери жидкости. Плотный шерстяной покров не допускает чрезмерного испарения, потовых желёз очень мало, и животные начинают потеть только в 40-градусную жару. Температура тела у одногорбого верблюда по ночам сильно падает, а днём тело нагревается медленно, что позволяет животному не потеть.
Дромадеры могут подолгу обходиться без воды (неделю под вьюком и несколько месяцев — без нагрузки). Верблюды без вреда для себя могут пережить существенную потерю жидкости до 40 % в объёме, но зато пьют верблюды очень быстро и могут быстро компенсировать весь потерянный объём жидкости, при случае способны за 10 минут выпить около 1 гектолитра (100 литров) воды. Другие млекопитающие просто не в состоянии усвоить такую «верблюжью дозу» жидкости за столь короткое время. Основу рациона дромадера составляет сухая, нередко колючая пустынная растительность.
Горб на спине содержит запасы жира , которые организм верблюда постепенно использует для получения энергии. Жидкость верблюды хранят не в горбу, а в желудке . Почки у одногорбого верблюда очень тщательно извлекают жидкость, оставляя очень концентрированную мочу . Из кала перед выделением также извлекается почти вся жидкость.
Во время особо засушливого сезона одногорбый верблюд в состоянии утратить более чем 25 % своего веса, не умирая от жажды или голода.
Несмотря на умение хорошо приспосабливаться к жаркому климату, дромадер, в отличие от бактриана, плохо переносит морозы, поскольку шерсть у него более короткая и редкая.
Дромадеры распространены как домашние животные по всей Северной Африке и по всему Ближнему Востоку вплоть до Индии . Южной границей их ареала является приблизительно 13° северной широты, а наиболее северной точкой их обитания является Туркестан , где, как и в Малой Азии , они встречаются вместе с бактрианами. Дромадеры были интродуцированы на Балканах , в юго-западной Африке и на Канарских островах . С 1840 по 1907 их ввозили даже в Австралию , где до сегодняшнего дня в центральных регионах живут потомки выпущенных на волю или убежавших экземпляров . Эта популяция, численность которой насчитывает до миллиона особей, является на сегодняшний день единственной крупной популяцией одногорбого верблюда в мире, живущей в дикой природе. Появившаяся похожим путём популяция одногорбых верблюдов существовала и на юго-западе США (их завезли из Турции за пять лет до начала гражданской войны для нужд армии), однако вымерла на рубеже XIX— XX века . Дромадер обитает в более южных регионах земного шара, чем бактриан, но тем не менее встречается и в Центральной Азии.
Дромадеры активны в дневное время. Живущие в дикой природе верблюды образуют, как правило, гаремные группы, состоящие из одного самца, нескольких самок и их потомства. Подрастающие самцы часто объединяются в группы холостяков, которые однако держатся непродолжительное время. Иногда между самцами происходят поединки (укусы и удары ногами), в которых определяется роль лидера в группе.
Как и все верблюдовые, одногорбые верблюды — травоядные животные, способные питаться всеми видами растений , в том числе колючими и солёными. Пища проглатывается почти не разжёванная и попадает в , где переваривается окончательно. Этот процесс напоминает процесс пищеварения у жвачных ( Ruminantia ), к которым верблюды, однако, зоологически не относятся. Пищеварительная система верблюдов, по всей видимости, развилась независимо от этой группы животных, о чём свидетельствует и наличие многочисленных желез в переднем желудке у верблюдовых.
Спаривание происходит главным образом зимой и связано с периодом дождей. Продолжительность беременности составляет от 360 до 440 дней, после чего, как правило, на свет появляется один-единственный детёныш; близнецы рождаются редко. Новорождённые уже по истечении первого дня самостоятельно ходят. Мать заботится о потомстве от года до двух лет, а переход с молока на растительную пищу происходит уже спустя полгода. Через два года после родов самка вновь может забеременеть.
Половой зрелости самка достигает в возрасте трёх лет, у самцов она наступает в возрасте от четырёх до шести лет. Средняя продолжительность жизни одногорбого верблюда составляет от 40 до 50 лет.
С помощью искусственного оплодотворения возможно скрещивание между самцом одногорбого верблюда и самкой ламы — в результате получается гибрид « кама ».
Где именно жили дикие дромадеры и когда они вымерли, до конца не выяснено. Из-за редкости ископаемых находок, а также из-за возможности скрещивания дромадеров и бактрианов, некоторые зоологи даже предполагают, что диких дромадеров вообще никогда не существовало. Однако есть некоторые улики, говорящие о древних диких формах этих зверей. К ним относятся наскальные рисунки трёхтысячелетней давности на Аравийском полуострове , изображающие охоту на очевидно диких верблюдов, а также найденная на юго-западе Саудовской Аравии нижняя челюсть дромадера, чей возраст оценивается в семь тысяч лет, то есть раньше, чем началось одомашнивание верблюдов. В плейстоцене они, вероятно, обитали и в Северной Африке вплоть до приблизительно 3000 года до н. э. Иногда этих относят и к другому вымершему виду Camelus thomasi . Полностью вымерли дикие дромадеры примерно в начале нашей эры.
Как уже было сказано выше, крупнейшая популяция диких верблюдов водится в Австралии. Эти животные являются вторично одичавшими . Верблюды были завезены в Австралию в XIX веке в качестве вьючного скота, приспособленного к засушливому климату. С тех пор многие из них одичали, а поголовье стада возросло из-за недостатка в регионе хищных животных. Это, как и в случае с завозом в Австралию кроликов и других инвазивных видов , негативно сказывается на экосистеме континента: из помощников верблюды превращаются во вредителей и даже, отчасти, во врагов человека и местных животных .
Когда дромадеры были приручены, до сегодняшнего дня невозможно точно сказать. Известно лишь, что процесс одомашнивания произошёл на Аравийском полуострове и наиболее вероятно это было примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Первое упоминание о наездниках на верблюдах находится на ассирийском обелиске , где в списке принимавших участие в битве при Каркаре в 853 до н. э. числится контингент из 1000 арабских наездников на верблюдах. Изображения подобных наездников встречаются и на рельефах в Нимруде эпохи Ашурбанипала (661—631 до н. э.) На них показаны по два всадника на верблюдах, вооружённые луками . Передний из них занят прежде всего управлением верблюда, в то время как второй оборачивается и стреляет в ассирийских пехотинцев. На верблюда надето подобией вожжей , но управляется он, как и сегодня, палкой. Ремнями вокруг груди и хвоста животного прикреплено подобие седловой подстилки.
Как домашнее животное дромадер распространился довольно поздно, вероятно, не ранее второй половины первого тысячелетия до нашей эры. С начала нашей эры его ареал постоянно рос, в том числе и из-за опустынивания многих регионов. Сегодня существуют разные породы одногорбых верблюдов, которые приспособлены к различного рода функциям. Отличаются верблюды для перевозки грузов, верховой езды, гонок, горные и равнинные верблюды, а также и переходные формы.
В наше время дромадеры повсеместно используются как вьючные (обычно перевозят до 150 кг груза) и верховые животные, а в бескрайних полупустынях, тянущихся от Северо-Западной Африки до Центральной Азии и Аравийского полуострова , снабжают местных жителей молоком , мясом и шерстью .
В ряде азиатских и африканских стран, а также в Австралии достаточной популярностью пользуются скачки на одногорбых верблюдах , в некоторых странах даже выводятся специальные скаковые породы.