Interested Article - Нашха

Аулы Нашхоя

Нашха (также в русскояз. лит-ре: Нашх, Нашаха ; чечен. Нашха, Нашаха ) — высокогорная историческая область в центральной части Северного Кавказа . Современная локализация — юго-запад Чеченской Республики , часть Ачхой-Мартановского и часть Итум-Калинского районов. Занимает территорию между верховьями рек Гехи и Рошня .

Область известна с периода средневековья как родина нахского общества- тайпа Нашхой (в русскояз. форме — нашхойцы; компонент в этногенезе современных чеченцев ). Заселена до 1944 года, когда местное население было депортировано в Казахстан .

Название и терминология

Название исторической области Нашха в современной научно-публицистической литературе неразрывно связано с обществом Нашхой. В ряде работ они выступают как синонимы — часто авторы, говоря о Нашха/Нашхой, подразумевают и этногруппу нашхойцев, и территорию их первоначального расселения. Также в литературе можно встретить упоминание Нашха именно как исторической области, которую характеризуют различными терминами — от традиционного « урочища » (напр. 1969 , 2005 и др.) до «этнографического района» ( А. С. Сулейманов 1978 ).

Существует гипотеза советского исследователя чеченского языка А. Г. Мациева , согласно которой имя области/общества Нашха/Нашхой могло послужить основой для самоназвания чеченцев — нохчий ( см. Нохчий. Этимология ). Также этот вариант этимологии посчитали заслуживающим внимания такие известные чеченские учёные, как лингвист , д.фил.н. , профессор И. Ю. Алироев и д.и.н. , профессор Ш. Б. Ахмадов .

География

Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов во второй части своего труда «Топонимия Чечено-Ингушетии» (1978) одним из первых описал территорию общества Нашхой (используя наименование Нашха ).

Соседствующие с Нашха территории и общества
Чеченская равнина
и
( галайцы и ялхаройцы )
Роза ветров
Роза ветров
Пешха ( )
( терлоевцы )

Согласно А. С. Сулейманову, Нашха располагается в междуречье Гехи и Рошня, исторически делясь на две условные части — Тийха-Нашха/Тийха лома ( чечен. Тӏехьа-Нашха/Тӏийхьа лома — «Потусторонний Нашха»/«По ту сторону гор») и Сеха-Нашха ( чечен. Сехьа-Нашха — «Посюсторонний Нашха»). Тийха-Нашха находилась к северу от горы Нашхойн-лам /Нашахалам, то есть северная часть Нашха, Сеха-Нашха соответственно — южная часть .

История

По мнению ряда учёных Нашха является прародиной многих нахских обществ , часть чеченских тайпов (возможно свыше 20 ) возводит своих предков к выходцам из этой исторической области . Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни .

Ш. Б. Ахмадов в работе 2002 года называл Нашха то обществом, то селением, и сообщал о том, что здесь располагался важный вайнахский центр самоуправления — один из «Советов старейшин» (не следует путать с другим вайнахским институтом самоуправления — Мехк-кхелом — «Советом/судом страны»).

Согласно А. С. Сулейманову, который тактично обходит вопрос депортации, нашхойцы «из-за трудных условий гор давно оставили свои аулы и широко расселились в плоскостных [то есть равнинных ] городах и сёлах» . Однако, вероятно, значительная часть нашхойцев проживала в Нашха до 1944 года, когда произошла депортация местного населения в Казахстан (операция «Чечевица»).

Поселения

В работе 1978 года А. С. Сулейманов указывал, что «своими духовными центрами нашхинцы считали Хьайбаха [Хайбаха] и Хӏийлах [Хийла/Хийлах]» . Однако позднее, в сокращённом переиздании этой работы — «Топонимия Чечни» (1997), духовным центром нашхойцев указывается уже другой аул — Моцарой .

Название Местоположение Описание, история Координаты Тайпы, некъи
и гары
русск. чечен.
Ажгечу В. ?, Ажгиечу В. Лакха Iаьжгиечу/Iажгечу хутор к с.-з. от Зархие
Ажгечу Н. ?, Ажгиечу Н. Лаха Iаьжгиечу/Iажгечу хутор
Iаршӏалечу хутор
Гӏарбихьаькханчу хутор
Дийхьакӏотар
Ехкачу хутор
Зарха ? Зерха , Зархие хутор
Кейчу ? Кӏайгаюхе , Кӏайчаюхе хутор
Кел-База ? Кӏийлахбасо , Кӏелахбаса хутор
Магусты ?, Могуста Могӏаста , Могӏасте , Могӏуста , Могӏусти хутор в 1,5 км от правого берега р. Гехи, в 1 км к с.-з. от Нижнего Ажгечу
Моцарой Моцӏара , Моцкъара , Моцӏарха селение в 2-х км к з. от Чармаха
Мушечу Мушечу , Муьшие-Чу , Муьшиечу хутор
Нохчийн кӏотар на хребте Гих-дук
Сакилинжили ? Саканжиеле хутор
Терхие в 5-и км к з. от Мушечу и в 3-х км к с.-з. от Хӏийлах
Туйсте Тӏиста селение
Хайбах ?, Хайбаха Хьайбаха селение на левом притоке р. Гехи, в 2-х км к ю. от Моцарой
Хили Хӏийла , Хӏийлах селение
Хьижахка , Гӏой селение
Хотташкоча хутор
Чармаха , Чермохкой Чӏармаха селение под высоким крутым склоном, в 2-х км к в. от Моцарой

Другие поселения Нашха: Ажгиечу, Бакин котар, Беной, Бовн ара, Бончу дига, Гелаханан ирзуо, Гихчу котар, Дигал, Ехкачу ара, Зархие/Зирхие, Кайчу юххие, Кегана юх, Ковхи, Лакха ажгиечу, Могуста, Моцкара, Мужболчу, Мушиечу, Нохчийн котар, Рошничу, Селахан гечу, Тангичу, Терхие, Тестархой, Хайбаха, Хижигхо, Хийлах, Хоче коча, Чармаха, Шина инчу. Отдельно: Мозарга. Тестерхой , Хоч-Коч , Яхкачара .

Примечания

Комментарии
  1. Как и все народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи, ца и доьзалы . В связи с неоднозначным современным пониманием старинной нахской системы названий различных объединений, в кавказоведении используется термин «вольное общество» или просто «общество».
  2. В своей работе 1990 года «Язык, история и культура вайнахов» И. Ю. Алироев высказал мнение о том, что заслуживает внимание этимология этнонима нохчий от слова «народ» и является интересной этимология предположенная А. Г. Мациевым от названия исторической области Нашха. Также в этой работе он предложил собственную этимологию имени нохчий — от слова «плуг». В дальнейшем он просто повторил эти утверждения в работе 1999 года («Чеченский язык», переиздана в 2001). В работе 1999 года («Чеченцы! Кто они?», в соавторстве с председателем Госсовета ЧР М. М. Сайдуллаевым ) и в работе 2002 года («История и культура вайнахов», в соавторстве с министром культуры ЧР ), И. Ю. Алироев уже не упоминает гипотезу А. Г. Мациева, ровно как и свою гипотезу — теперь он останавливается только на предположении родства этнонима нохчий со словом «народ» ( Алироев И. Ю. , 1990, с. 14-15; 2001 (1999), с. 5-6; Алироев И. Ю., Сайдуллаев М. М. 1999, с. 8; Осмаев М. К., Алироев И. Ю. 2003, с. 33).
  3. В труде «Топонимия Чечено-Ингушетии» (1976—1985) А. С. Сулейманов иногда транслитерирует одни и те же слова в передаче чеченской письменностью по-разному. Например, как и в данном случае — тӏехьа и тӏийхьа.
  4. В своей работе 1990 года «Язык, история и культура вайнахов» И. Ю. Алироев сообщает, что согласно одному из преданий, выходцы из области Нашха расселились почти по всей Чечне и количество их тайпов было более 20. В дальнейшем он повторил это утверждение в работе 1999 года («Чеченский язык», переиздана в 2001) ( Алироев И. Ю. , 1990, с. 15; 2001 (1999), с. 6).
  5. Хребет Гих-дук ( чечен. Гих-дукъ, Гихдукъ — «Гихи [то есть р. Гехи] хребет») тянется по правому берегу р. Гехи от горы Нашхойн-лам до селения Рошни-Чу , после чего выходит на равнину (Сулейманов А. С., 1997, с. 62-79).
Источники
  1. , с. 97.
  2. , с. 316.
  3. , с. 145.
  4. , с. 6.
  5. , с. 283.
  6. , с. 145, 155.
  7. , с. 146.
  8. , с. 62-79.
  9. , с. 4, 97.
  10. , с. 152.

Литература

Источник —

Same as Нашха