Interested Article - Нарам-Суэн
- 2020-01-25
- 1
Нарам-Суэн (также Нарам-Син Аккадский ) — царь Аккаде , царь Аккада и Шумера , «царь четырёх стран света», правил приблизительно в 2237—2200 годах до н. э., из династии Аккаде .
Согласно более поздней вавилонской хронике, он — сын Саргона ; ниппурский список называет его сыном Маништушу , что более вероятно. В более поздней традиции он затмил двух своих предшественников Римуша и Маништушу и поэтому считался не внуком, а сыном Саргона. К тому же легенды часто путают деяния Саргона и Нарам-Суэна, и одни и те же подвиги приписывают, то Саргону, то Нарам-Суэну.
Подавление мятежей
Подобно своему деду Саргону, Нарам-Суэн — фигура довольно популярная в позднейшей традиции, причём далеко за пределами Двуречья . Помимо дошедших от него скупых надписей о его правлении рассказывают Omina и историко-дидактические поэмы на шумерском , аккадском и хеттском языках, весьма неравноценные по своей исторической достоверности.
Царствование Нарам-Суэна началось с мятежа в городах Нижней Месопотамии. Если верить одному аккадскому поэтическому тексту, сохранившему некоторые, безусловно достоверные сведения, восстание возглавил город Киш . Поэма рассказывает: «В округе Энлиля , между (храмом) Э-сабад и храмом (богини) Гулы (город) Киш собрался, и Ипхур-Киша, мужа кишского, сына […], они подняли на царство» . К их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: Куту , Тива, Уруму, Казаллу , Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат , Урук и Сиппар . Но Нарам-Суэн быстрыми и решительными действиями разгромил восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь Симуррума (позднее Забан), царь страны Намар, царь Аписаля (возможно в Эламе ), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Ура Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль.
Сразу бросается в глаза, что слишком много восставших выступило одновременно в самом начале правления нового царя. Идея, которую поэт заложил в своё произведение — показать мощь Аккада, способного справиться с огромным количеством врагов за короткое время. Однако нет основания для сомнений в том, что все эти города и страны выступили против власти Нарам-Суэна поочередно на протяжении всех лет его правления . Это подтверждают и его собственные надписи. О победах Нарам-Суэна в течение одного года над армиями 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует нам надпись его сына Липитили. Пленников он велел сжечь перед богом Энлилем в Ниппуре .
Одна из сохранившихся датировочных формул Нарам-Суэна носит название: «Год, когда Урук и Нагсу потерпели поражение».
Походы на запад
Надпись Нарам-Суэна в храме Лагаша сообщает, что царь предпринимал успешные походы на запад, где одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем , а также воевал против царства Эбла , населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию. Судя по надписям, Нарам-Суэн совершенно разрушил « Эблу и Арманум » и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически; местоположение Арманума до сих пор не установлено, последний под этим названием в документах из Эблы не назван, но, может быть, он идентичен часто упоминаемому в них Арми.
Войска Нарам-Суэна доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море . Две датировочные формулы Нарам-Суэна гласят, что он «направился в сторону кедровых лесов» и «одержал победу над … и … и он сам нарубил кедра в земле Аманус».
Походы на юг
В надписи на статуе Нарам-Суэна, найденной в Сузах , и позднейшая традиция говорится о походе аккадского войска в страну Маган (видимо, современный Оман ). Нарам-Суэн «выступил против Магана и лично захватил Маниума, его царя». Причём этот Маниум имеет семитское имя . На сосудах из египетского алебастра была вырезана надпись, указывающая на то, что эти сосуды являются «военной добычей из страны Маган». На основании этого малозначимого факта (сосуды могли оказаться в Магане и в ходе торговых операций), некоторые историки отождествляют страну Маган с Египтом .
О победе Нарам-Суэна над государством Аписаль (Апишаль) и Маганом рассказывает и более поздняя вавилонская хроника, известная как «Хроника древних царей»:
Мардук лишил Нарам-Суэна, сына Саргона, сна и он двинулся к Аписалю. Он сделал пролом в городской стене и Риш-Адада царя Аписаля и его визиря он захватил. Он продолжил путь в Маган и захватил Манну-данну, царя Магана.
— Хроники ранних царей (ABC 20), строки А.24—А.27
Также Нарам-Суэну приписывается покорение Дильмуна (остров Бахрейн ) и совершение похода в Мелухху (видимо, западная Индия ), причём там ему сопротивлялись 17 царей.
Походы на север и восток
На севере Нарам-Суэн предпринял поход в Верхнюю Месопотамию и напал на страну Субарту , расположенную где-то в среднем и верхнем течении Тигра и на запад от него. С этой страной воевал ещё дед Нарам-Суэна Саргон и одержал там победу, но, видимо, впоследствии она вышла из под контроля аккадцев. О разгроме Субарту Нарам-Суэном говорит его датировочная формула : «Год, когда Нарам-Суэн победил Субарту в Азухунуме и взял в плен Дахиш-атала». Из других источников известно, что во время войны Нарам-Суэна с городом-государством Тальхатум, правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. В своих походах на север Нарам-Суэн доходил до истоков Тигра и Евфрата, о чём свидетельствует его датировочная формула: «Год, когда Нарам-Суэн достиг истоков Тигра и Евфрата и одержал победу над SzeNAMinda».
Судя по царскому рельефу, вырезанному на скале недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного Диярбакыра ), Нарам-Суэн предпринял поход против хурритского государства Намар ( хурритское Навар). В городище Телль-Браке , стратегическом пункте в самом сердце реки Хабур , позволяющем контролировать все дороги Джазиры , наряду с остатками построек, возведённых Римушем , найден и дворец Нарам-Сина. Это внушительное здание занимающее площадь почти в гектар . Судя по его архитектурным особенностям и наличию многочисленных хранилищ, в городе стоял сильный гарнизон, перед которым стояла задача по сохранению власти над «Верхней страной», а также контроль за сбором и хранением переправляемых в Аккад товаров .
Также Нарам-Суэн вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб ), на что указывают его датированные формулы: «Год, когда Нарам-Суэн пошёл против Симуррума» и «Год, когда Нарам-Суэн одержал победу над Симуррумом в Кирашену и взял в плен Баба энси Симуррума и Дубула энси Арама» .
Однако основной поход был направлен против могущественных луллубеев . Победа аккадцев над ними увековечена на рельефе в Дарбанд-и-Гауре и на шедевре месопотамского искусства — знаменитой стеле, обнаруженной в Сузах и в настоящее время являющейся одним из наиболее ценных экспонатов Лувра . Первоначально эта победная стела была установлена Нарам-Суэном в Сиппаре , но спустя тысячу лет наряду с другими памятниками была вывезена в Сузы в ходе успешного похода предпринятого эламским царём Шутрук-Наххунте I на Вавилонию . На стеле Нарам-Суэн с рогатой короной богов на голове, вооружённый луком, поднимается на высокую гору, наступая на мёртвые тела поверженных им врагов. За ним идут его солдаты, над которыми возвышается царь. Боги, затмевавшие людей в шумерской скульптуре раннединастического периода, теперь стали обозначаться с помощью незаметных символов — двух звёзд на небе . В надписи говорится, что Нарам-Суэн разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось. В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера .
К сожалению, о его войнах на севере и северо-востоке с «владыками (белу) горных стран», то есть с царьками гутиев , луллубеев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар, Симуррум, Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии , имеются только легендарные известия. В его надписях описывается непрерывная череда одержанных им побед, как, впрочем, это бывает в источниках данной категории. Однако в текстах источников заметно предчувствие грядущего бедствия и видно, что военный успех Нарам-Сина в Приурмийском районе носил временный характер. Уже само проведение рейдов глубоко в горы Загроса свидетельствует, что они предпринимались не с целью обретения славы и материальной выгоды, которые всё равно нельзя было добыть, сокрушив жившие там горные племена, а были вызваны тем, что эти свирепые горцы, совершавшие отчаянные и разрушительные набеги, начали представлять заметную угрозу для жителей городов, расположенных на равнине . Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (то есть гутиев )», Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Царь был «озадачен, приведён в замешательство, погружён в уныние и горе, изнурён» , но впоследствии всё же одержал победу. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.
Отношения с Эламом
На востоке Нарам-Суэн воевал с Эламом и, в конце концов, между Нарам-Суэном и эламским правителем, предположительно, Хитой был заключён письменный договор, по которому Элам обязывался согласовывать свою внешнюю и военную политику с аккадским царём , но сохранял полную независимость во внутренних делах. Однако царь эламской области Варахсе был уведён Нарам-Суэном в плен в оковах, да и в Сузах наряду с эламским царём некоторое время сидел наместник Аккада .
Заключение этого мирного договора с правителем Элама скорее расценивается как упадок могущества Аккадского царства. Видимо, Нарам-Суэн не чувствовал за собой достаточной силы для того, чтобы одержать над ним победу, и был вынужден договариваться . Преемник царя Хиты Кутик-Иншушинак обрёл в Эламе полную самостоятельность.
Правление государством
В итоге, возможно, он даже расширил свои владения на севере, юге, востоке, и западе, подчинив своей власти «страны, которые не завоевал ни один царь до него» и тем самым получил большее, чем кто-либо из его рода, право на сравнение с великим Саргоном . В правление Нарам-Суэна Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. Датировочные формулы Нарам-Суэна гласят: «Год, когда городские стены Аккаде [были построены]» и «Год, в котором храм Инанны в Аккаде был построен». Строил он храмы и в других городах: «Год, когда Нарам-Суэн заложил основы храма Энлиля в Ниппуре и храм Инанны в Забаламе». Одна из сохранившихся датировочных формул носит название в честь сооружения канала: «Год, когда Нарам-Суэн прорыл канал Э-эрина / для Ниппура».
Хотя Нарам-Син сохранил управление номами через энси , но на должность энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников. Так в Туттуле , на Среднем Евфрате, сидел его сын Наби-Ульмаш, в Мараде — другой его сын Липитили. Ещё два его сына Бинкалишарри и Убиль-Эштар также имели свой штат чиновников, поэтому вероятно, что они тоже были правителями каких-то городов. В Лагаше вместо энси Ур-э Нарам-Суэн поставил простого писца Лугаль-ушумгаля . Своему внуку и наследнику Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри ( «Царь всех царей» ), а своему второму сыну — Бинкалишарри ( «Потомок всех царей» ).
Несколько дочерей Нарам-Суэна занимали высокие жреческие должности, что придавало им значительный политический вес. Так согласно оттиску печати из Гирсу , Эн-мен-Ана была жрицей храма Нанны в Уре , сменив на этом «посту» Эн-хеду-Ану , дочь Саргона. Тута-наршум была надитум-жрицей в храме Энлиля Экуре, главном храме Ниппура , да и всего Шумера . Сумшани была энту-жрицей Шамаша в Сиппаре . Ещё две его дочери жили в Мари : Мекиббар и Шумсани, по меньшей мере вторая из них была жрицей (возможно, верховной) Шамаша . Печать его дочери Тар’ам-Акаде была найдена в городе Уркеше , расположенном в плодородном треугольнике верховьев Хабура . Здесь, как кажется, она была не жрицей, а супругой местного царя, носящего хурритский титул эндан .
Царские титулы
При нём были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном . Нарам-Суэн отбросил не только титул южных гегемонов «царь Страны » (это сделал ещё Римуш после восстания Каку), но и титул северных гегемонов «царь множеств» (или Киша), очевидно после восстания Ипхур-Киша. Он вообще отказался от традиционных титулов приняв новый, но зато действительно всеобъемлющий титул «царь четырёх сторон света» ( шар кибрат арбаим ).
В полную титулатуру, кроме того, включались титулы «царь (или бог) Аккаде , энси бога Абы» и жреческие звания, связанные с культом верховных божеств Анума, Эллиля и Хайа (то есть шумерских Ана , Энлиля , Энки ) и аккадских богинь Астар (позже Иштар ) и Анунит . Как видно из надписей, Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа. Перед его именем в текстах ставили изображение звезды, идеограмму, обозначавшую слово «бог», которая на шумерском языке читалась как дингир , а на аккадском как илу . Таким образом, царь подобно, древним полумифическим царям Лугальбанде и Гильгамешу стал богом. Причины этого обожествления не вполне ясны. Великих ассирийских царей, например, никогда не обожествляли. Существует мнение о том, что божественный титул принимали только те правители, которые выступали в роли мужского божества во время обряда священного брака , проходившего в рамках празднования Нового года. Другие полагали, будто обожествление было единственным способом, с помощью которого эти создатели первых месопотамских держав могли обеспечить себе полное подчинение со стороны различных энси своего царства. Однако оба эти объяснения гипотические и весьма спорные .
Верховный жрец Энлиля называл себя рабом Нарам-Суэна, как любой царский чиновник.
Нашествие гутиев. Конец правления
Последние годы царствования Нарам-Суэна, надо полагать, прошли в ожесточённой борьбе с враждебными ему силами, поскольку в позднейших текстах отмечен злополучный конец его царствования. Источники единодушно связывают бедствия наступившие в конце его правления с нашествием племён гутиев с гор Загроса . Один вавилонский текст, так называемая хроника Уайднера, также известная как хроника Эсагилы , составленная несколькими столетиями позднее, по своему обыкновению объясняет это преступлениями Нарам-Суэна перед Вавилоном и его главным богом Мардуком .
Нарам-Суэн уничтожал людей Вавилона, так дважды Мардук призвал силы гутиев против него. Мардук отдал своё царство под власть гутиев. Гутии были несчастные люди, не знающие, как почитать богов, несведущие в культуре.
—
Однако, в то время ни Вавилон, ни его бог Мардук не имели никакого политического значения и хроника является явным анахронизмом , хотя и не лишённым исторической истины. Более правдоподобной выглядит другое поэтическое произведение, написанное также позднее и на шумерском языке . Называется этот текст «Проклятие Аккада»; в нём рассказывается, как рухнула империя, созданная Саргоном. По-видимому, в конце царствования Нарам-Суэна у него произошёл конфликт со жречеством, так как Нарам-Суэн позволил своим воинам ворваться в Экур, храм Энлиля в Ниппуре . Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде . За такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров . В Ниппуре была найдена пространственная надпись в 500 строк некого Эрридупизира , начертанная аккадскими письменами по его приказу писцами города Сиппара , в которой он называет себя «царём гутиев, царём четырёх сторон света», как будто предъявляя претензии на аккадский престол и наследство Нарам-Суэна. Видимо, гутии под предводительством этого своего вождя вторглись в Месопотамию, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Суэна на храм Энлиля. Возможно, что сам Нарам-Суэн и погиб во время этого вторжения, что позволило Эрридупизиру перенять его титул «царь четырёх сторон света». Нашествие этих диких горцев вызвало повсеместный голод, мор и эпидемии. Вот как передаётся это в «Проклятии Аккада»:
Из-за стен городских всех далеких стран
Горькие плачи раздаются.
В городе, где полей просторных нет,
Они насаждения сажают.
Когда города застроенные они разрушили,
Поля просторные зерна не рождали,
Водоемы глубокие рыбы не приносили,
Сады меда-вина не давали,
Тучи дождей не изливали, травы в степи не вырастали.
В те дни масла — за сикль серебра полсила давали.
Зерна — за сикль серебра полсила давали.
Шерсти — за сикль серебра полмины давали.
Рыбы — за сикль серебра один бан давали.
И так на всех рынках всех городов продавали!
На крыше лежавший — на крыше и умер.
В доме лежавший — землёй не засыпан.
Люди себя разрывали от голода.
В Киуре, великой священной ограде Энлиля,
Псы бездомные собирались в молчанье.
Двое входили — их всех вместе сжирали.
Трое входили — их всех вместе сжирали.
Лица раскрошены, головы расколоты.
Лица раскрошены, головы размолоты.
Праведник с неправедным перемешались.
Герой повалился на героя.
Кровь лжеца на кровь честного истекает. Проклятие Аккаде
Начиная с конца правления Нарам-Суэна, вероятно, вследствие масштабных передвижений народов в Передней Азии у различных частей державы появилась возможность освободится из-под власти Аккада. В Шумерском царском списке говорится о том, что Уруку удалось получить независимость, захватив при этом значительную часть территории Шумера. В датировочной формуле, относящейся ко времени Нарам-Суэна, сказано, что «Урук и Нагсу потерпели поражение» . Возможно, это было косвенно или прямо связано с этим восстанием .
Царский список приписывает Нарам-Суэну 56 лет правления, но, видимо, составители Царского списка путают его с его дедом Саргоном, которому также приписывается 56 лет царствования. Для такого длительного нахождения у власти Нарам-Суэна у нас не хватает соответствующих хронологических рамок. Хотя насыщенное событиями правление Нарам-Суэна не могло быть и коротким. Сохранилось около 20 его датировочных формул , хотя хронологический их порядок неизвестен. В настоящее время принято считать, что правление Нарам-Суэна продолжалось 37 лет.
Список датировочных формул Нарам-Сина
a |
|
b |
|
c |
a
b
|
d |
|
e |
|
f |
|
g |
|
h |
|
i |
a
b
|
j |
|
k |
|
l |
|
m |
|
n |
|
o |
|
p |
|
q |
|
r |
|
s |
|
t |
|
Династия Аккаде | ||
Предшественник: Маништушу |
царь Аккаде
,
царь Шумера и Аккада ок. — (правил 37 лет) |
Преемник: Шаркалишарри |
Компьютерные игры
Сюжет игры House of Ashes вдохновлён историей Нарам-Суэна. В игре носит имя Нарам-Син
Примечания
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 119—120.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 123.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 159.
- Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 160.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 120.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 120.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 143.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 130.
Ссылки
Литература
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле / Жан Боттеро, Дитц Отто Эдцарт, Адам Фалькенштайн, Жан Веркуттер; пер. с англ. А. Б. Давыдовой, С. В. Иванова. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2016. — 447 с. — ISBN 978-5-9524-5202-2 .
- Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-9524-5391-3 .
- Тураев Б. А . / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л. : Соцэкгиз, 1935. — Т. 1. — 15 250 экз.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
- . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.
- 2020-01-25
- 1