Калининский, Валентин Валентинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Валентин ( лат. Basilius Valentinus ) — легендарный тюрингский бенедектинский монах- алхимик , якобы живший в XV веке; его многочисленные трактаты получили широкую известность в конце XVI — начале XVII веков, после первых публикаций ( нем. Johann Thölde ; ок. 1565—1614), предполагаемым автором первых произведений, приписанных монаху.
Пройдя через опыт нахождения философского камня , Валентин выразил его в таинственных утверждениях «VITRYOL» и «VITRIOLUM» (Visitatis Interiora Terrae Rectificando Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam) — «Проникай в глубины земные и, очищая, обрети скрытый камень, истинную медицину» .
Как алхимик, впервые получил соляную кислоту ( spiritus salis ) — нагреванием поваренной соли с железным купоросом , изучил её действие на металлы. Впервые подробно описал сурьму , способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку , нашатырь , сулему и другие соли ртути , некоторые соединения цинка , олова , свинца , кобальта . Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.
Биографических сведений об их авторе не сохранилось; обычно предполагают, что он был монахом-бенедиктинцем и жил в Эрфурте во второй половине XV века. Некоторые историки ставят под сомнение подлинность приписываемых ему сочинений и самое существование Василия Валентина; предполагается даже, что эти трактаты были написаны разными людьми не ранее второй половины XVI века.
В 1515 году император Максимилиан I предписал собрать справки в бенедиктинских монастырях, не было ли между монахами этих монастырей лица, носившего имя Basilius Valentinus. Справки эти ни к чему не привели, и лишь в 1675 году, некий Gudenus, писавший историю города Эрфурта, нашёл в Эрфурте в списках монастыря Св. Петра ( нем. Peterskirche (Erfurt) ), принадлежавшего Бенедиктинскому ордену, имя Валентина, жившего в этом монастыре в XV столетии.
Сочинения Валентина отражают его необыкновенно глубокие познания и труд экспериментатора. Что касается теорий, то автор связывал занятия алхимией с вопросами чисто религиозного характера и считал поиски, например, философского камня возможными лишь для людей глубоко благочестивых .
Всю жизнь человека Валентин сравнивает и считает процессом тождественным с превращением неблагородных металлов в золото ; земную жизнь и все несчастия, постигающие человека, Валентин уподобляет процессам, которым нужно подвергнуть металлы для превращения их в золото (вываривание и очищение при помощи ферментаций); могила это то место, где на человека действует путрефакция (то есть сила, вызывающая гниение ), освобождающая его от неблагородных составных частей, и наконец бессмертие души — это сублимация (улетучивание) его благороднейших составных частей.
Как учёный исследователь, Валентин стоит на рубеже двух периодов — периода алхимии и периода ятрохимии . Он первым указал на то, что врачи слишком мало занимаются испытанием лекарственного действия различных, искусственно получаемых, веществ. Он же первым выяснял относительность понятия о яде в зависимости от того, имеем ли мы дело с больным или здоровым организмом: данное вещество может быть ядом для здорового и прекрасным лекарством для больного организма.
Химические сведения Валентина были необыкновенно обширны: он обстоятельно изучил мышьяк и некоторые из его соединений; он первый вполне определённо говорит о висмуте и называет цинк ; он же первый получил весьма чистую ртуть (подвергая перегонке смесь сулемы с известью ), свинцовый сахар , , железный купорос и проч. Особенно обширны исследования Валентина над сурьмой и её препаратами, — первый шаг по пути, который в истории химии носит название «периода медицинской химии или ятрохимии ». Заметив, с одной стороны, что можно очищать золото от некоторых «неблагородных» примесей, сплавляя его с сурьмой, а с другой стороны, что многие болезни излечиваются препаратами сурьмы, Валентин сопоставил эти два явления и сделал вывод, что излечение болезни есть «облагораживание» организма в такой же мере, в какой очищение золота есть его облагораживание. Отсюда заключение: то, что может облагородить металл, может облагородить и организм, то есть лечить его от болезней .
Изучая обыкновенный спирт , Валентин наблюдал образование эфиров при действии на него кислот ; будучи знаком больше всех своих предшественников с методами химического анализа , Валентин указывает на то, что многие из неблагородных металлов, имеющихся в продаже, содержат примесь серебра и золота и что это служит часто причиной заблуждения алхимиков. Это последнее указание должно было, несомненно, играть огромную роль в появлении скептического отношения к «превращению металлов», так как Валентин говорит, что прежде, нежели утверждать состоявшееся превращение данного металла в золото или серебро, нужно убедиться в том, что превращённый металл не содержал этих благородных металлов ещё до своего превращения. Наиболее крупным фактическим открытием Валентина следует, конечно, считать открытие соляной кислоты — вещества, имеющего первостепенное значение и в науке, и в практике.
Неизвестно, писал ли Валентин свои сочинения на латинском, или на немецком языке.
Из книги «Двенадцать ключей» (
лат.
Duodecim Claves
; нем. изд. 1600)
|