Interested Article - Барьер (система противоракетной обороны)

Зональная система противоракетной обороны «Барьер» — проект системы противоракетной обороны Москвы, разрабатывавшийся в 1954–1956 гг. коллективом под руководством А. Л. Минца в Радиотехнической лаборатории АН СССР в рамках конкурса на создание новых систем противовоздушной обороны страны и систем беспилотного перехвата ядерных ракет противника.

Начало проекта

В январе 1954 года, приехав с совещания в Специальном комитете при СМ СССР , А. Л. Минц объявил узкому кругу своих подчинённых, что лаборатория получила задание разработать предложения по системе противоракетной обороны города Москвы. Учитывая то обстоятельство, что задание правительства было совершенно секретным , с ним ознакомили лишь несколько человек. В отделе «А», который возглавлял М. М. Вейсбейн , была образована особая группа в составе пяти человек под руководством Е. И. Кирьянова. В состав группы вошли А. И. Дзергач, В. И. Муравьёв, Б. М. Шурыгин и В. А. Шумаков. В качестве основной проблематики, рассматривался вопрос перехвата четырёх типов американских баллистических ракет, двух межконтинентальных — « Атлас » и « Титан », и двух средней дальности — « Тор » и « Юпитер ». В первую очередь А. Л. Минца интересовал вопрос перехвата межконтинентальных баллистических ракет .

Постановка технического задания

Перед сотрудниками группы разработчиков А. Л. Минц поставил две основные задачи:

  1. Изучить существующие материалы, связанные тем или иным образом с обнаружением межконтинентальных баллистических ракет дальнего действия.
  2. На основе изучения траекторий иностранных ракет, способных долететь до Москвы, и изучения свойств самих ракет или их головных частей, предложить возможную систему их обнаружения и определения точек падения за приемлемое короткое время.

Принцип работы

По замыслу А. Л. Минца, на ракетоопасном направлении друг за другом с интервалом в 100 км устанавливались три радиолокационные станции с вертикально направленными лучами. Боеголовка последовательно пересекала три узких радиолокационных луча, в ходе чего электронно-вычислительная техника системы фиксировала её текущее положение в пространстве, дальность до цели, углы цели, замеряла параметры полёта и на основе этих данных экстраполировала дальнейший её курс: по трём засечкам определялись с необходимой точностью траектория полёта и вероятная точка падения, эти данные передавались на автоматизированную систему управления, и после оценки обстановки и принятия оператором на пункте управления решения на перехват командный сигнал поступал на пусковые установки противоракет. С каждой новой станцией и точкой пересечения точность прогнозирования траектории увеличивалась, и, согласно задумке конструктора, на завершающем этапе полёта боеголовки противника, её можно было сравнительно легко поразить обычной зенитной управляемой ракетой . Лучи станций должны были бы создавать три «забора» на пути баллистических ракет, — эту идею «забора» первым подал вскоре после окончания Великой Отечественной войны (ещё до появления у США баллистических ракет) будущий конструктор противоракет Ю. С. Хлебцевич ( НИИ-885 ). При том, что сам А. Л. Минц охарактеризовал Хлебцевича как «злостного изобретателя» и считал многие его предложения фантастическими, тем не менее, его отчётами заинтересовались сотрудники Минца, развив и доработав эту идею. Разумеется, лёгкость поражения была весьма относительной, так как погрешность определения координат боеголовки противника составляла несколько километров, и противоракете требовалось дополнительное целеуказание или мощная активная система наведения. Но благодаря тому, что боеголовки американских межконтинентальных баллистических ракет при входе в атмосферу существенно теряли скорость и далее летели уже на дозвуковых скоростях , теоретически задача их перехвата могла быть решена .

Элементы системы

Завершение проекта

1 февраля 1956 года на совместном научно-техническом совете КБ-1 и Радиотехнической лаборатории АН СССР в присутствии представителей Министерства обороны СССР и Специального комитета при СМ СССР обсуждались предложения по проекту объектовой системы ПРО Г. В. Кисунько с секторными РЛС « Дунай-2 » А. И. Берга и В. П. Сосульникова и проекту зональной системы ПРО «Барьер» с РЛС дальнего обнаружения А. Л. Минца. В результате заслушивания участвующих докладчиков и дальнейшего обсуждения был одобрен проект Г. В. Кисунько — система «А» — который и был рекомендован для производства и испытаний . По реализации в части перехвата ракет противника «Барьер» был проще проекта А-35 Г. В. Кисунько, но по обнаружению и сопровождению целей — дороже и сложнее. Несмотря на возможность реализации, комиссии не понравилось в проекте «Барьер» то, что он позволял прикрывать защищаемый объект только с одного ракетоопасного направления. Кроме того, проект «Барьер» был менее проработан в деталях, чем проект системы «А». Компромисс был найден, и представители Министерства обороны СССР решили использовать разработки лаборатории Минца только в части радиолокационных станций дальнего обнаружения баллистических ракет .

См. также

Примечания

  1. Смирнов Д. Ракетно-космическая оборона России. Хроника основных событий: Первая попытка А. Л. Минца, система ПРО «Барьер». // от 4 марта 2016 на Wayback Machine , 19 ноября 2014.
  2. Чечин А. А. Щит и меч (Советская оборона против американских баллистических ракет). // Авиация и космонавтика : научно-популярный журнал ВВС. — М.: Техинформ, 2012. — №12 — С.39–59 — ISSN 0373-9821.
  3. Чечин А. А. от 10 апреля 2016 на Wayback Machine . // Наука и техника : журнал для перспективной молодёжи. — Х.: Редакция журнала «Наука и техника», 2007. — №2(9) — С. 50–57.
Источник —

Same as Барьер (система противоракетной обороны)