Жюль Мишле (броненосный крейсер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Броненосный крейсер «Эрне́ст Рена́н» ( фр. Ernest Renan ) — боевой корабль французского флота начала XX века. Являлся развитием крейсера « Жюль Мишле » и, наряду с ним, одним из двух кораблей , названных в честь французских историков . Построен в единственном экземпляре. К моменту ввода в строй морально устарел. Его дальнейшим развитием стали крейсера типа «Вальдéк-Руссо» .
Постоянной головной болью французских инженеров, проектировавших французские броненосные крейсера, был систематический недобор кораблями проектной скорости. Рассчитанные на 23-24 узла, крейсера на практике обычно выдавали не более 21,5-22,5 узлов — данные весьма хорошие, но не выдающиеся. Французские адмиралы, рассчитывавшие на применение броненосных крейсеров как рейдеров в открытом океане, хотели, чтобы их корабли имели превосходство в скорости над потенциальным противником и всегда могли уклониться от боя с превосходящими силами.
Известный французский кораблестроитель Эмиль Бретьен предложил добиться требуемой адмиралами 24-узловой скорости, переработав обводы пятого из планирующихся к закладке броненосных крейсеров типа «Леон Гамбетта». По проекту Бретьена, новый корабль должен был быть длиннее базового проекта и иметь на треть больше котлов. Адмиралтейство поддержало проект с некоторыми оговорками, и корабль под названием «Эрнест Ренан» был перепроектирован на стапеле под требования большей скорости.
Крейсер «Эрнест Ренан» был спроектирован как более быстроходная версия крейсеров типа «Леон Гамбетта», для чего обводы его корпуса были изменены. Он был длиннее исходного проекта, достигая 159 метров; ширина его равнялась 21,5 метрам, а осадка 8,4 метрам. Полное водоизмещение увеличилось до 13650 тонн.
Не считая большей длины, он, фактически, не отличался от базового проекта по основной архитектуре; высокобортный корпус с почти прямым форштевнем и протянувшимся до кормовой башни полубаком был характерен для всех французских броненосных крейсеров начиная с «Жанны Д’Арк». Однако, необходимость установки большего числа котлов, привела к увеличению числа труб корабля до шести; трубы были скомпонованы двумя группами по три. Носовая и кормовая надстройки были сделаны более высокими и просторными.
Носовая мачта крейсера была тяжёлой боевой, кормовая — лёгкой сигнальной.
Вооружение «Эрнста Ренана» было разработано на основе предшествующего проекта «Жюль Мишеле». Крейсер был вооружён четырьмя 194-мм 50-калиберными орудиями образца 1902 года в носовой и кормовой двухорудийных башнях; носовая располагалась на полубаке, кормовая на верхней палубе. Однако, сами башни были нового типа, имели цилиндрическую форму и подпалубные барбеты, в отличие от предшествующих моделей.
Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 163-мм 45-калиберных скорострельных орудий в образца 1896 года. Восемь из них стояли в одноорудийных башнях на баковой палубе — по четыре с каждого борта — и ещё четыре располагались в казематах, два — в передней части на верхней палубе, и два — в корме на главной палубе.
Противоминное вооружение было значительно усилено — на смену старым мелкокалиберным пушкам пришли новые 65-мм орудия. На момент закладки корабля, такое вооружение полностью соответствовало требованиям борьбы с любыми миноносцами того времени, но из-за затянувшейся постройки, к моменту вступления «Эрнста Ренана» в ряды флота, его противоминное вооружение снова устарело — новые турбинные эсминцы имели большие размеры, живучесть и скорость, а радиус действия торпед существенно увеличился. Кроме шестнадцати 65-мм орудий в казематах на верхней палубе, крейсер всё ещё нёс восемь старых 47-мм орудий Гочкисса и две устаревшие 37-мм пятиствольные револьверные пушки Гочкисса.
Крейсер всё ещё имел торпедное вооружение из двух 450-мм аппаратов в центральной части корпуса, стрелявших из-под воды перпендикулярно курсу — хотя в новых условиях войны на море оно представлялось совершенно бесполезным.
Бронирование «Эрнста Ренана» было существенно переработано по сравнению с базовым проектом «Леон Гамбетта». Главный пояс из стали, закалённой по методу Круппа, тянулся на всю длину ватерлинии (исключая небольшой участок кормы); его высота была равна 2,6 метрам, из которых 1,3 находились под водой, а 2,3 — выше ватерлинии. Толщина пояса в центре корпуса — между мачтами — составляла 150 миллиметров, в носовой оконечности утоньшаясь до 100 миллиметров и в кормовой — до 75 миллиметров.
Крейсер имел две броневые палубы; нижняя, выпуклая, опиралась краями на нижнюю кромку броневого пояса, и имела толщину 40 миллиметров в центральной части, и 65 миллиметров на скосах. Поверх неё, опираясь на верхнюю кромку броневого пояса, располагалась плоска верхняя палуба толщиной в 35 миллиметров. Пространство между палубами было разделено на множество небольших герметичных отсеков, для локализации повреждений; по меркам 1910-х такая схема бронирования уже устарела, и разумнее было бы иметь одну сплошную палубу большой толщины.
Броневые башни 194-мм орудий были защищены броней толщиной 200 миллиметров; барбеты и основания башен бронировались 100—180 мм плитами. Башни вспомогательного калибра были защищены 130—165 мм плитами, их барбеты — имели более тонкое бронирование.
«Эрнст Ренан», подобно другим французским броненосным крейсерам, приводился в движение тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения, работающими на три вала. Его котельная установка состояла из сорока двух (!!!) котлов Никлссона, разделенных на шесть отделений, и обеспечивающих паром общую мощность в 36000 л.с. На мерной миле крейсер продемонстрировал скорость в 24,4 узла; причем его создатель, Эмиль Бретьен считал, что если бы на корабле были применены новые котлы с трубками малого диаметра, то крейсер бы развил скорость до 25 узлов. Запаса угля хватало на 18 000 км экономичным 10-узловым ходом.
После войны «Эрнест Ренан» был одним из немногих броненосных крейсеров старой постройки, ещё остававшихся на службе — в первую очередь, из-за своей сравнительно высокой скорости и отсутствия в составе французского флота современных лёгких крейсеров.
22 ноября 1918 года, после капитуляции Турции и Германии, в Новороссийск пришли английский крейсер « » и французский «Эрнест Ренан», команды которых посетили Екатеринодар под контролем Добровольческой армии , где им была устроена восторженная встреча .
В 1920—1922 он принимал участие в действиях на Чёрном море, во время интервенции в охваченную гражданской войной Россию. В попытке поддерживать боевые качества корабля на современном уровне, по возвращении во Францию он был модернизирован.
В 1927 году, старый крейсер был переведен на роль учебно-артиллерийского судна, и прослужил до 1929 года, пока не был окончательно исключен из списков флота. В 1931 году, «Эрнст Ренан» был расстрелян на учениях в качестве мишени флота.
В 1916 году, четыре 47-мм противоминных орудия были демонтированы, и на их месте на надстройках крейсера установлены четыре 47-миллиметровые зенитные пушки образца 1902 года. В 1919 году, зенитное вооружение было дополнено еще двумя 65-мм зенитными орудиями; кормовая мачта крейсера была демонтирована, чтобы обеспечить возможность буксировки наблюдательного змейкового аэростата.
По некоторым данным, в 1927 году, корабль предполагалось оснастить площадкой для запуска гидросамолёта.
Броненосный крейсер «Эрнст Ренан» был очередной ступенькой в эволюции базового проекта «Леон Гамбетта». Основной акцент при работе над этим проектом был сделан на достижение высокой скорости, позволяющей обгонять броненосные крейсера потенциальных противников. В этом французские инженеры добились значительного успеха — «Эрнст Ренан» ходил по крайней мере на 1,5-2,5 узла быстрее существовавших на тот момент британских броненосных крейсеров что позволяло ему всегда уклониться от невыгодного для себя боя.
Боевые качества «Эрнста Ренана» находились на уровне требований времени; однако, из-за затянутой постройки, корабль вступил в строй уже устаревшим, уступая новым британским линейным крейсерам. Последние британские броненосные крейсера проекта «Уорриор» и «Минотаур» также были паритетны французскому кораблю по вооружению — британцы, наконец, преодолели слабость своих первых броненосных крейсеров. В целом, постройка «Эрнста Ренана» совпала с началом масштабного кризиса во французском военном кораблестроении, окончательно отбросившим некогда вторую морскую державу мира на третьестепенные позиции.