Interested Article - Фотолаборатория
- 2020-06-28
- 1
Фотолаборатория — специализированное помещение для химико-фотографической обработки светочувствительных фотоматериалов и фотопечати . В большинстве случаев здесь же происходит перезарядка кассет с фотоплёнкой и подготовка рабочих растворов . Сотрудник, обслуживающий фотолабораторию, называется фотолаборантом.
Историческая справка
Фотолаборатории появились сразу же после изобретения дагеротипии и предназначались для сенсибилизации серебряных пластинок, их проявления парами ртути и покрытия золотом. Распространение мокрого коллодионного процесса существенно видоизменило технологию, сделав фотолаборатории мобильными . Необходимость экспонирования и обработки фотопластинок, в течение нескольких минут после полива эмульсии, вынуждала переместить всё лабораторное оборудование как можно ближе к месту съёмки. Появились фотолаборатории в палатках и передвижных вагончиках . Фотопечать в ту эпоху производилась контактным способом на так называемых «дневных» фотобумагах , требующих только фиксирования в растворе вираж-фиксажа. Светочувствительность хлоросеребряных фотобумаг такого типа была низкой и находилась преимущественно в ультрафиолетовом диапазоне излучения. Экспонирование снимка в специальной контактной рамке происходило на солнечном свету во дворе фотоателье . Поэтому основным назначением фотолаборатории длительное время оставались перезарядка кассет и фотографическая обработка негативов.
Привычную роль фотолаборатория приобрела с появлением желатиносеребряных фотобумаг с проявлением, пригодных для проекционной печати. Высокая светочувствительность к видимому свету заставила обрабатывать такие фотобумаги в затемнённом помещении с красным или жёлто-зелёным неактиничным освещением . Постепенно основным назначением фотолаборатории стали фотопечать и обработка фотобумаги. Это наложило отпечаток на её структуру, где существенную площадь стали занимать проявочные столы, а также оборудование для промывки и сушки отпечатков. Несмотря на трансформации, фотолаборатория на протяжении всей истории аналоговой фотографии считалась её неотъемлемой частью, и до наступления цифровых технологий была распространена как в профессиональной, так и в любительской практике. В настоящее время (2018 год) классическая «мокрая» лаборатория стала экзотикой, уступив место компактным мини-фотолабораториям и струйным принтерам в фотоцентрах . Фотолаборатории сохраняются на производствах, технологический процесс которых связан с обработкой фотоматериалов. Например в типографиях необходимо проявлять фототехническую плёнку после фотовывода цифровых оригинал-макетов , а в радиоэлектронной промышленности таким же способом изготавливаются фотошаблоны . Частично фотолаборатории остались в рентгенкабинетах. Небольшое количество фотолабораторий принадлежит фотохудожникам , занимающимся классической желатиносеребряной фотографией или альтернативными процессами .
Оборудование
Важнейшей особенностью фотолаборатории считается полная изоляция от дневного света, необходимая для безопасной работы со светочувствительными материалами . Кроме того, фотолаборатория должна быть оснащена водопроводом и канализацией , а специализированные помещения того же назначения — приточно-вытяжной вентиляцией . В профессиональной фотографии в фотолаборатории происходит составление и подготовка рабочих растворов, что требует наличия лабораторной посуды и весов . Крупные фотолаборатории предприятий бытового обслуживания состояли из четырёх помещений: проявочной негативов, помещения для фотопечати, промывочной и сушильного отделения . Простейшая фотолаборатория должна быть оснащена проявочным оборудованием для фотоплёнок и обеспечивать качественную промывку в проточной воде.
Для обработки негативных или обращаемых фотоматериалов могут использоваться как проявочные бачки , так и автоматизированные барабанные установки типа JOBO. Фотопечать требует более сложного оборудования, включающего фотоувеличитель . При этом обработка экспонированной фотобумаги должна происходить здесь же. Чаще всего для этого используются кюветы , но цветные фотобумаги предпочтительно проявлять также в барабанных устройствах, обеспечивающих точное соблюдение режима перемешивания растворов и их температуры. Для качественной проявки фотобумаг и фототехнических плёнок крупные лаборатории оснащались специальными проявочными столами с термостатированием и автоматическим перемешиванием рабочих растворов. Так как чёрно-белые фотобумаги сенсибилизированы только к сине-фиолетовой части видимого спектра, их обработка возможна при неактиничном жёлто-зелёном или светло-оранжевом лабораторном освещении . Поэтому неотъемлемой частью фотолаборатории считаются лабораторные фонари . Наиболее совершенные фонари оснащаются сменными светофильтрами, предназначенными для фотоматериалов с разной спектральной чувствительностью. Цветные фотобумаги могут обрабатываться при тёмно-зелёном освещении за светофильтром №166 .
В простейших любительских фотолабораториях обычно используется единственный фонарь, тогда как профессиональные оснащаются несколькими. Точная отработка выдержки при фотопечати предусматривает наличие реле времени , а для измерения экспозиции выпускались специальные фотометры . В цветной фотографии обе функции совмещал цветоанализатор, измеряющий также цветовой баланс. Цветовая температура света от лампы увеличителя при цветной печати поддерживается стабилизатором напряжения . Качественная промывка обработанной фотобумаги играет ключевую роль в долговечности отпечатков. Поэтому крупные фотолаборатории оснащались специальными промывочными установками, в том числе барабанного типа . Окончательная сушка фотоматериалов также требует специального оборудования. Фотоплёнки сушатся в сушильных шкафах, а фотобумага на баритовой подложке сушится с помощью электроглянцевателя . В крупных фотолабораториях тем же целям служат полуавтоматические приборы сушки, например советский АПСО-5М . При больших объёмах печати наличие полуавтоматической сушки обязательно. Небольшие партии снимков на глянцевой фотобумаге могут сушиться на оргстекле или ручным электроглянцевателем. Обрезка готовых отпечатков производится с помощью фоторезака .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 61.
- , с. 158.
- , с. 32.
- , с. 122.
- , с. 285.
- (англ.) . The Literate Lens. Дата обращения: 25 июля 2017. 24 июня 2017 года.
- , с. 4.
- , с. 278.
- , с. 67.
- , с. 5.
- , с. 15.
- , с. 187.
- , с. 436.
- . «Уроки фотографии» (21 февраля 2008). Дата обращения: 25 мая 2016. 4 июня 2016 года.
Литература
- Александр Галкин. № 4 . — С. 120—125 . // «Foto&video» : журнал. — 2006. —
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. —18. — 447 с.
- Коновалов Л. В. / Юрий Панкратов. — М. : Издательско-информационный отдел ВГИК , 2007. — 104 с. — 1000 экз.
- Владимир Левашов. Лекция 2. Развитие фотографической технологии в XIX веке // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М. : «Тримедиа Контент», 2014. — С. 29—53. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7 .
- В. П. Микулин. // 25 уроков фотографии / Н. Н. Жердецкая. — 11-е изд.. — М. : «Искусство», 1961. — С. 34—65. — 480 с. — 1 300 000 экз.
- Э. Д. Тамицкий, В. А. Горбатов. Глава IV. Позитивный процесс // Учебная книга по фотографии / Фомин А. В., Фивенский Ю. И.. — М. : «Лёгкая индустрия», 1976. — С. 255—315. — 320 с. — 130 000 экз.
- Фомин А. В. Глава IX. Цветная фотография // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 213—223. — 256 с. — 50 000 экз.
- Т. И. Фомина. Работа фотолаборанта / О. Ф. Михайлова. — М. : «Лёгкая индустрия», 1974. — 128 с. — 86 000 экз.
- Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
- К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 15—23. — 255 с. — 50 000 экз.
- Ф. Шмидт. Практическая фотография. — 3-е изд.. — Петербург.: «Издательство Ф. В. Щепанского», 1905. — 393 с.
- 2020-06-28
- 1