Уличная газета
- 1 year ago
- 0
- 0
Уличная фотография , стрит-фотография ( англ. street photography ) — жанр фотографии, сделанной в общественном месте : на улице , в парке , на пляже и т. п. Уличная фотография бывает документальной , но не ограничивается исключительно документальным жанром. Однозначной периодизации уличной фотографии на данный момент не существует, в литературе встречаются имена отдельных фотографов , снимавших на стыке XIX и XX века документальную, пикториальную и другую фотографию громоздкой фототехникой на улице, однако выделение жанра уличной фотографии в самостоятельное направление фотографии принято соотносить с деятельностью французского идеолога уличной фотографии Анри Картье-Брессона , который впервые сформулировал её основные принципы (прежде всего принцип «решающего момента», англ. decisive moment ) и создал фотоагентство «Магнум» , основанное на этих идеях.
Философия и эстетика жанра уличной фотографии выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» англ. , посредством которой фотография отображает сущность как таковую, без применения различных манипулятивных техник (напр.постановка, монтаж и т. д.). В этом жанре используется чёрно-белая фотография и цветная фотография , а с развитием фотографического медиа и визуальной эстетики постмодернизма в жанре уличной фотографии наравне с традиционными подходами прочно укрепились альтернативные инструменты (напр. Holga , Диана, Полароид и т. д.), методы и способы получения фотоизображения (напр. кросспроцесс ), альтернативные философии (напр. ломография , фотоблогерство и др.).
Первый всплеск развития жанра уличной фотографии совпадает с появлением и распространением небольших 35-миллиметровых дальномерных камер. Классиками жанра стали Анри Картье-Брессон , Роберт Франк ( ), Альфред Эйзенштедт ( ), Юджин Смит ( ), Уильям Эглстон ( ), Мануэль Ривера-Ортис ( ), Уильям Кляйн ( ), Стивен Шор ( ), Джоэл Мейеровиц ( ) и Гарри Виногранд ( ). В 2009 году появились первые публикации ранее неизвестного мастера стрит-фотографии Вивиан Майер .
Второй всплеск развития жанра уличной фотографии совпадает с появлением и распространением цифровых камер, популяризации фотографии в традиционных СМИ, в виртуальных сообществах, фотогалереях и фотомузеях.
Появление цифровых фотокамер , наведение которых на объект съёмки осуществляется с помощью поворотного ЖК-экрана , открывает очень широкие возможности для любителей съёмки «скрытой камерой». Эту камеру можно просто крутить в руках, тем временем производя съёмку, либо упрятать её в непрозрачный пакет , выведя объектив наружу через сравнительно небольшое отверстие.
См. также: Композиция в фотографии .
Вопрос уличных фотографов, фотографирующих незнакомых людей в общественных местах без их согласия (т. е. « Прямая фотография » по определению) для целей изобразительного искусства всегда был спорным. Фотографирование людей и места в общественных местах является законным в большинстве стран, защищающих свободу выражения мнений и свободу журналистики. Обычно существуют ограничения на то, как можно использовать фотографии людей, и большинство стран имеют конкретные законы, касающиеся конфиденциальности людей.
Уличная фотография может также противоречить законам, которые были первоначально созданы для защиты от папарацци , диффамации или преследования ; и при фотографировании несовершеннолетних иногда применяются специальные законы.
Фотографирование в общественных местах , например на железной дороге , метро или в церквях федеральным законодательством не запрещено, однако органы управления этими и другими организациями зачастую устанавливают либо полный запрет на фотосъёмку на территории объекта, либо определяют порядок получения разрешений для этого. Разрешения могут быть устными или письменными, в некоторых случаях ( музеи , монастыри ) для их получения требуется внести определённую плату.
Однако, в соответствии со РФ :
и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
- использование изображения осуществляется в государственных, или иных интересах;
- изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за плату.
Таким образом, сама уличная фотосъёмка в России допускается, но если основным объектом снимка является гражданин, не являющийся публичной фигурой, не позирующий за плату и не давший своего разрешения на использование снимка, "обнародование и дальнейшее использование" такого снимка не "в государственных, общественных или иных публичных интересах" запрещено.
В Российской Федерации о публикации фотографий говорится в статье 152.1 ГК РФ , которая гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина за исключением использования изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах, либо если изображение получено при съёмке, проводившейся в местах, открытых для свободного посещения, и изображенное лицо не является его «основным объектом» (понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение суда), либо когда гражданин позировал за плату.
В США существуют некоторые ограничения на фотографию, но большая их часть касается коммерческого использования пространства или национальной безопасности, например, фотографии, сделанные в частных зданиях, или съёмка аэропортов и военных объектов.