Interested Article - Шалахо
- 2020-04-27
- 1
Шалахо — популярный по всему Кавказу танец . Музыкальный размер танца — 6 / 8 . Народные версии танца отличаются друг от друга в зависимости от региона . Более традиционные регионы этого танца — Азербайджан , Армения , Грузия , с XX века распространение получил в Республике Южная Осетия , с 1990-х годов — и в Республике Северная Осетия-Алания , в некоторых городах Дагестана , также популярен среди греков , горских евреев и езидов . Удинский вариант танца происходит от азербайджанского .
Исполнение
Широко распространена версия, когда двое мужчин танцуют за расположение женщины. Танец может исполняться одним и более танцором, мужчиной или женщиной, так же исполняется в массовом виде в свободной кавказской манере. Движения женщины могут быть мягкими и лиричными. Музыка танца быстрая, что отражено в экспансивном и энергичном движении мужчин .
-
Танец «Шалахо» в исполнении армянского ансамбля «Масис». Аргентина
-
Танец «Шалахо» в исполнении азербайджанского танцора
Записи мелодии танца
Впервые мелодия танца была записана и переложена для фортепиано армянским композитором Никогайосом Тиграняном в 1895 году .
Ноты музыки танца, записанные азербайджанским композитором Саидом Рустамовым , были опубликованы в 1937 году в сборнике «Азербайджанские танцевальные мелодии» .
С 1938 года танец входил в программу ансамбля армянских народных песен и плясок Татула Алтуняна .
-
Ноты музыки танца из сборника «Азербайджанские танцевальные мелодии» Саида Рустамова (Баку, 1937)
-
Ноты мелодии танца в сборнике «Армянские народные песни и танцы» Татула Алтуняна (Ереван, 1958)
-
Ноты мелодии танца из сборника «Азербайджанские народные танцы» (Баку, 2002)
В театре
Танец «Шалахо» присутствует в балетах «Счастье» (1938) и « Гаянэ » (1942) армянского композитора Арама Хачатуряна , в балете « Девичья башня » (1940) азербайджанского композитора Афрасияба Бадалбейли .
В массовой культуре
В фолк-джаз-рок-аранжировке мелодия танца «Шалахо» исполнялась туркменской группой «Гунеш», специализирующейся на восточной этно-джаз-рок-музыке. Заслуживает внимания в данной трактовке виртуозная игра на ударных барабанщика группы «Гунеш» Ришада Шафи.
Примечания
-
↑
Katherine St. John, Lloyd Miller, Mahera Harouny.
Radif-e raqs: collection of dance sequences of the Persian tradition. — Society for Preservation and Propagation of Eastern Arts, 1987. — С. 127. — 310 с.
SHALAKHO is a 6 / 8 dance popular throughout the Caucasus. The folk versions varied, in some areas being a woman’s solo dance, and in others a man’s solo. The most well known stage version depicts two men competing for a woman’s favors. It can be performed with one or more dancers, male or female, dancing freestyle in the Caucasian manner. The movements for women can be soft and lyrical, and include little grapevine steps and hand gestures typical of the solo dance. The actual music is fast and spirited, and the male dancing reflects this, being expansive and vigorous.
-
N. G. Volkova (Translated by
).
Udis / Edited by R. Khanam. — Encyclopaedic Ethnography of Middle-East and Central Asia: Global Vision Publishing House, 2005. —
Т. 1
. —
С. 820
.
In present-day Vartashen and Nij the Udis sing Azerbaijan and Armenian songs and Azerbaijan and Armenian tunes are played at their weddings. The young generation of Udis dwelling in Georgia know Georgian songs. Most dances are of Azerbaijan origin ( uzundara , shalakho ), and Georgian Udis dance the Georgian lek’uri .
- ↑ Хачатрян Ж. // (арм.) . — Ер. : Академия наук АрмССР, 1982. — Т. 8. — С. 413. 1 мая 2021 года.
- Рустамов С. Азербайджанские танцевальные мелодии / Под ред. Х. Каджар. — Б. : Азернешр, 1937. — С. 21-22.
-
История музыки народов СССР / Под ред.
Ю. В. Келдыша
. —
М.
: Сов. композитор, 1972. — Т. 3. — С. 428.
Широко представлены в «Гаянэ» подлинные образцы народной музыки: трудовые, шуточные, лирические, героические песни и танцы. Среди использованных композитором народных мелодий такие замечательные образцы, как «Пшати пар» (в «Сборе хлопка»), «Гна ари ман ари» (в «Танце хлопка»), «Шалахо», «Узундара» (в четвёртом акте) и др.
- Галина Микеладзе. // «Каспий». — 2009. — С. 10 . 3 ноября 2013 года.
- 2020-04-27
- 1