Interested Article - Лоуренс, Марк (актёр)

Марк Лоуренс ( англ. Marc Lawrence ) (имя при рождении — Макс Голдсмит , англ. Max Goldsmith ) ( 17 февраля 1910 года 28 ноября 2005 года ) — американский характерный актёр, который «специализировался на ролях преступников, несмотря на свой, значительно более широкий творческий диапазон» .

Его «смуглое, рябое лицо, давящий вид», «ворчливый голос» и «нью-йоркский уличный акцент естественным образом сделали его бандитом и зловещим типом» ,хотя он обычно «демонстрировал уровень ума, значительно более высокий, чем средний киллер или боевик» .

Начиная с 1932 года, на протяжении шести десятилетий Лоуренс исполнил роли гангстеров и мафиозных боссов более чем в 120 фильмах . Лоуренс обычно играл роли второго плана, он «никогда не был главным героем и очень редко — противостоящим ему главным отрицательным персонажем, обычно выступая в роли сообщника или подручного главного злодея» . Итальянские бандиты Нью-Йорка часто говорили Лоуренсу, что он изображал их на экране лучше, чем кто-либо другой .

В 1940-е годы Лоуренс появлялся на экране с элитой экранных крутых парней ( Эдвард Г. Робинсон , Хамфри Богарт , Джеймс Кэгни , Пол Муни ), иногда «принимая пулю от них, но всегда излучая угрозу и порок» . Свои самые запоминающиеся роли Лоуренс сыграл в фильмах нуар « Оружие для найма » (1942), « Ки Ларго » (1948), « Асфальтовые джунгли » (1950) и в вестерне « Случай в Окс-Боу » (1943).

В начале 1950-х годов Лоуренс подвергался допросам в Комиссии Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности и был внесён в Чёрный список Голливуда , и в результате был вынужден уехать из страны и играть в зарубежных фильмах .

На протяжении 60 лет Лоуренс сыграл плохих парней в десятках фильмов. Как написал историк кино Леонард Мартин, он «был, возможно, единственным характерным актёром 1930-х и 1940-х годов, который продолжил играть сходные гангстерские роли и в 1980-90-е годы» .

Биография

Ранние годы

Марк Лоуренс (имя при рождении — Макс Голдсмит) родился в Нью-Йорке 17 февраля 1910 года в еврейской семье выходцев из Польши и России, его дядя был заметной фигурой театра на идиш в Нью-Йорке.

Лоуренс играл в школьных пьесах, затем поступил в Сити-колледж Нью-Йоркского университета , где специализировался на английской литературе . Лоуренс ушёл из колледжа, после того (как и ещё одного новичка, Джона Гарфилда ) взяли в качестве учеников в известную репертуарную труппу Эвы Ле Галлиенн . Они вместе сыграли в нескольких спектаклях в труппе Ле Галлиенн и в сильно политизированной Театральной труппе Нью-Йорка .

Кинокарьера в 1930-е - 1940-е годы

После распада труппы Ле Галлиенн в 1932 году Лоренса отправился в Лос-Анджелес , где начал играть небольшие роли в кино. Он дебютировал на экране (без указания в титрах) в качестве сокамерника главного героя в комедии « » (1932) . За этой работой последовали небольшие роли (часто без упоминания его имени в титрах) в таких фильмах, как « » (1933) Фрэнка Капры , «Корабль-казино» (1933) с Кэри Грантом и других, создавшие ему имя удачного исполнителя ролей злодеев. В 1936 году босс студии « Коламбиа » Гарри Кон заключил с ним контракт. По словам самого Лоуренса, «по-моему, Гарри любил меня, потому что он любил гангстеров» .

В дальнейшем Лоуренс поработал на всех основных студиях (хотя чаще всего он работал на «Коламбиа»), сыграв только в одном 1937 году в 11 фильмах . В криминальной драме « » (1935) студии « Уорнер » он сыграл члена гангстерской группировки, с которой сталкивается врач в исполнении Пола Муни . На студии «Коламбиа» он сыграл роль гангстера в криминальной мелодраме « » (1936) и в трёх ранних фильмах с участием будущей кинозвезды Риты Хейворт — драме « » (1937), детективе « » (1937) и криминальной мелодраме « » (1938) . Переданный в аренду «Уорнер бразерс», Лоуренс сыграл в нуаровой тюремной драме « Сан-Квентин » (1937) с Хамфри Богартом в главной роли . В 1939 году Лоуренс исполнил роль мафиози в криминальной судебной драме « » (1939) с Эдвардом Г. Робинсоном в роли противостоящего ему общественного обвинителя и в нуаровой драме « Невидимые полосы » (1939) с участием Джорджа Рафта и Хамфри Богарта . В 1940 году он запоминающееся исполнил гангстера, вступающего в стычку с главным героем в исполнении Тайрона Пауэра в нуаровой драме студии « Двадцатый век Фокс » « Джонни Аполлон » (1940) . В 1941 году Лоуренс сыграл на студии « Юнивёрсал » в комедийном детективе « » (1941) с Эбботтом и Костелло , в криминальных комедиях « » (1941) на студии «Рипаблик» и « » (1941) на студии «Двадцатый век Фокс». В 1942 году Лоуренс вновь сыграл гангстера в криминальном триллере о банде автоугонщиков студии «Юнивёрсал» режиссёра Роя Уильяма Нила « Глаза криминального мира » (1942), а на студии « Метро-Голдвин-Майер » снялся в военной шпионской драме Жюля Дассена « Нацистский агент » (1942).

Однако Лоуренсу также отлично давались и другие типы ролей . Одной из его лучших работ в кино стала роль глухого брата Джона Уэйна в сельской драме « Ковбой с холмов » (1941) . Лоуренс впоследствии говорил, что «это была его первая картина, в которой его игру назвали трогательной» . Другую памятную «сельскую роль» Лоуренс сыграл в психологическом вестерне « Случай в Окс-Боу » (1943) .

В 1943 году Лоуренс появился в криминальной комедии « » (1943) с Эбботтом и Костелло , а в 1944 году в комедии с участием Боба Хоупа « », убедительно сыграв роль головореза . Любимой ролью самого Лоуренса была роль Корио в приключенческой драме « » (1947) с Тайроном Пауэром .

Роли в классических фильмах нуар 1940-х годов

Лоуренс был особенно хорош в фильмах нуар. Одной из самых значимых ролей он исполнил в шпионском нуаре « Оружие для найма » (1942), колоритно сыграв роль шофёра и сообщника мафиози ( Лэйрд Крегар ), хладнокровно предлагающего избавиться от нежелательной свидетельницы ( Вероника Лейк ) .

Освобождённый от военной службы из-за слабого сердца, Лоуренс во время Второй мировой войны выезжал для выступлений перед солдатами в рамках программы содействия вооружённым силам США — Объединённые организации обслуживания вооружённых сил .

В 1945 году Лоуренс исполнил заметную роль гангстера в биографической нуаровой драме « Диллинджер » (1945) с Лоуренсом Тирни в заглавной роли . После окончания войны Лоуренс запомнился ролью в шпионском триллере наступившей ядерной эпохи « Плащ и кинжал » (1947) режиссёра Фрица Ланга , особенно в сцене жестокой драки с главным героем в исполнении Гэри Купера .

Он исполнил одного из главных подручных криминального босса ( Эдвард Г. Робинсон ) в нуаре Джона Хьюстона « Ки Ларго » (1948) , в котором группа бандитов захватывает небольшую гостиницу и берёт в заложники всех, кто там находится, включая героев Хамфри Богарта и Лорен Бэколл .

В том же году Лоуренс сыграл в нуаре Байрона Хэскина « Я всегда одинок » (1948) с Бертом Ланкастером и Лизабет Скотт в главных ролях. В 1949 году он сыграл в шпионском нуаре « Мозаика » (1949) с Франшо Тоуном и Джин Уоллес в главных ролях.

Одной из лучших работ Лоуренса стала также роль в ещё одном нуаре Джона Хьюстона « Асфальтовые джунгли » (1950) . Он исполняет роль нервического букмекера и посредника в организации ограбления, который в итоге сдаёт банду полиции. На вопрос Стерлинга Хэйдена , почему он покрылся испариной, персонаж Лоуренса отвечает: «Я всегда потею, когда занимаюсь деньгами» .

Расследование антиамериканской деятельности

Во время послевоенной антикоммунистической истерии в США из-за своих политических симпатий Лоуренс оказался под подозрением. На допросе в Комиссии Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности он признал, что одно время состоял в Коммунистической партии , и назвал имена нескольких своих коллег, которые состояли в коммунистической партии или симпатизировали ей . Однако он всё равно попал в чёрный список и в 1951 году вместе с женой-писательницей Фаней Фосс вынужден был уехать в Италию . Тем не менее, это дело «фактически разрушило его американскую карьеру и оставило его на всю жизнь обозлённым и ощетинившемся по отношению к журналистам и историкам кино, которые пытались взять у него интервью на тему о временах чёрного списка» .

Карьера в Европе в 1952—1966 годы

В Италии Лоуренс продолжил работу в кино, в том числе как исполнитель главных ролей, а с начала 1960-х годов выступал также как режиссёр криминальных фильмов и спагетти-вестернов . Он принял участие в работе над 20 фильмами, в том числе сыграл главную роль организатора преступной сети в драме « » (1952) и в комедии Дино Ризи « » (1954) . В дальнейшем Лоуренс сыграл в исторической приключенческой драме Роберта Уайза « Елена Троянская » (1956), где неожиданно сыграл роль Диомеда , и в комедии « » (1966) .

Он продолжал периодически продолжал работать в Италии, окончательно вернувшись в Лос-Анджелес только в 1970-е годы .

Работа на телевидении в 1950—1980-е годы

В 1957 году, вернувшись в Голливуд, Лоуренс начал сниматься в телесериалах, таких как « » (1958), « Стрелок » (1958-60), « » (1959), « Бронко » (1960), « » (1961), « » (1960-62) и многих других. В период 1960-62 годов он также поставил десятки фильмов различных телесериалов, среди них «Команда М», «Мэверик», «Бронко» и «Судебный исполнитель» .

В дальнейшем Лоуренс сыграл в телефильмах «Чти отца своего» (1972) и «Террор в Алькатрасе» (1982), а также телесериалах « Бонанза » (1969), « » (1969-74), «Баретта» (1976), «Команда А» (1986) и «Звёздный путь» (1989). Однако, «в отличие от многих голливудских актёров Золотой эпохи, Лоуренс не перекочевал на телевидение, когда кинороли стали более редкими — отчасти потому, что они окончательно так никогда не иссякли» .

Режиссёрская карьера

В 1963 году Лоуренс был продюсером, соавтором и режиссёром своего первого художественного фильма, криминальной драмы « » (1963) с Урсулой Андресс и Джоном Дереком в главных ролях . Несмотря на звёздный состав исполнителей, этот независимый фильм не понравился критикам и не произвёл впечатления на публику . Второй и последней режиссёрской работой Лоуренса в большом кино стал хоррор-триллер « » (снят в 1972 году и выпущен на экраны в 1984 году), «который также не установил никаких кассовых рекордов» . Главные роли в фильме сыграли сам Лоуренс и его дочь — Тони Лоуренс.

Актёрские работы в кино в 1963—2001 годы

Как актёр большого кино, Лоуренс продолжил создавать на экране «хорошо знакомые образы гангстеров, бандитов и крутых парней вплоть до 1990-х годов» . В 1963 году он сыграл депортированного мафиозного дона, напоминающего Лаки Лучано , в фильме « »(1963) .

В 1970 году Лоуренс сыграл в шпионском триллере Джона Хьюстона « Кремлёвское письмо » (1970). Год спустя в бондовском фильме « Бриллианты навсегда » (1971) он сыграл «одного из трёх бандитов в чёрных костюмах, которые выбрасывают несчастную девушку из окна гостиницы, при этом он холодно замечает „Я не знал, что там внизу есть бассейн“» . В 1970-е годы Лоуренс сыграл также памятные роли в другом фильме про Джеймса Бонда , « Человек с золотым пистолетом » (1974), а также роль гнусного приспешника Лоренса Оливье в триллере « Марафонец » (1976) с Дастином Хофманом . В 1979 году он сыграл роль стереотипического мафиозного босса из Майами в комедии «Весёлые истории про ворованные вещи» (1979).

На рубеже 1980-90-х годов Лоуренс несколько раз появился в значимых фильмах: он вновь сыграл гангстера в криминальной драме « Большой кайф » (1987), хорошо вписался в роли сварливого человека в провальный семейный мюзикл « Продавцы новостей » (1992), а также вновь сыграл мафиози в документальной драме « » (1992), версии покушения на президента Джона Кеннеди .

«С течением времени Лоуренс, казалось, не снижал темп, и был практически „открыт заново“ молодыми режиссёрами, которые видели его лицо в старых фильмах» . В 1995 году он сыграл «вспыльчивого коридорного в „ Четырёх комнатах “ (1995) и владельца мотеля, который даёт Джорджу Клуни домашний халат в „ От заката до рассвета “ (1996) Роберта Родригеса » .

Лоуренс продолжал работать и после своего 90-летия , последний раз появившись на большом экране в 2001 году в мелодраме Лассе Халльстрёма « Корабельные новости » (2001).

Личная жизнь

С 1942 вплоть до её смерти в 1995 году Лоуренс был женат на писательнице Фане Фосс, в браке у них родилось двое детей, в том числе актриса Тони Лоуренс (1948), которая в 1986—1988 годах была замужем за известным актёром Билли Бобом Торнтоном . В 2003 году в возрасте 93 лет Лоуренс женился повторно, прожив с новой женой вплоть до своей смерти.

Марк Лоуренс умер 28 декабря 2005 года в Палм-Спрингс, Калифорния, от сердечной недостаточности.

Избранная фильмография

Примечания

  1. Jim Beaver. Мини-биография на от 9 апреля 2016 на Wayback Machine
  2. Hal Erickson. Биография на от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 22 декабря 2013. 9 апреля 2016 года.
  4. Биография на от 24 декабря 2013 на Wayback Machine
  5. Tom Vallance. Некролог на от 20 сентября 2017 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 20 сентября 2017 года.
  7. Tom Vallance. Некролог на http:// www.independent.co.uk/news/obituaries/marc-lawrence-517950.html
  8. . Дата обращения: 22 декабря 2013. 11 апреля 2016 года.
  9. // IMDb

Ссылки

Источник —

Same as Лоуренс, Марк (актёр)