Interested Article - Синема верите

Синемá веритé ( фр. cinéma vérité , букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции , связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа .

История

Возникло во французском кинематографе конца 1950-х — 1960-х годах. Термин впервые употреблён социологом и теоретиком кино Эдгаром Мореном . Он представляет собой дословный перевод на французский язык названия известной серии советских документальных фильмов «Киноправда» (1922—1924), выпущенных объединением КИНОКи, возглавляемым Дзигой Вертовым . Так, Жорж Садуль писал: « Жан Руш и Крис Маркер настолько открыто заявили себя последователями Вертова, что вызвали к жизни жанр, заимствованный у Дзиги Вертова — жанр „киноправды“ (синема-верите)» .

Смысловое поле термина синема верите включает несколько уровней. Во-первых, «это метод съёмок документальных и художественно-документальных фильмов, основанный на развернутых интервью и наблюдении за реальными или искусственно провоцируемыми ситуациями» . Кино здесь воспринимается как «инструмент социально-психологического анализа» , в котором фигура героя (особенно в документалистике) становится чрезвычайно активной и расширяет возможности в реализации авторского замысла («Я — негр», 1958, режиссёр Жан Руш ). Автор получает возможность вместо ориентированного на массового зрителя кинорепортажа создать более сложный кинодокумент, например « фильм-эссе », эквивалент литературной эссеистики («Без солнца», 1983, режиссёр Крис Маркер ). Во-вторых, движение синема верите возникает в конкретных социальных, культурных и экономических условиях и тесно связано с развитием, например, производственной базы. Расцвет этого направления в 1960-е годы был в немалой степени обусловлен «появлением лёгкой и бесшумной съёмочной и звукозаписывающей аппаратуры, высокочувствительной плёнки » .

Близкие синема верите черты обнаруживаются в работах представителей английского «свободного кино» 1950-х годов, а формальные и содержательные предпосылки возможно усмотреть в кинематографе неореализма послевоенной Италии .

Критика

Работы, относимые к направлению синема верите , нередко критиковались за уход от художественности в традиционный репортаж, в котором ставка делается по преимуществу на информационные аспекты. Однако оно продемонстрировало значительный художественный потенциал, подготовив палитру новых методов как для документального, так и для игрового кино. Выдающимися примерами синема верите являются фильмы « Хроника одного лета » Жана Руша ( 1961 ) и « Прекрасный май » Криса Маркера ( , 1962 ). Жан-Люк Годар , находясь под влиянием синема верите , создал свой программный фильм « На последнем дыхании » (1960), не прибегая к сценарию и используя метод импровизации . Фильм отразил основные художественные поиски кинематографистов « Новой волны ».

Влияния

Изобретение относительно недорогого, портативного звукозаписывающего оборудования и переход на 16-мм киноплёнку (которая прежде рассматривалась в качестве непрофессионального формата) обеспечили развитие синема верите в США , где оно называлось «прямое кино» ( ). К числу ведущих американских кинематографистов прямого кино принадлежат Роберт Дрю Предварительные выборы », 1960 ), Ричард Ликок , Фредерик Уайзман ( , 1967 ), Донн Пеннебейкер ( , 1968 ) и Альберт и Дэвид Мэйслес ( , 1969 ).

Примечания

  1. www.rulit.me. Дата обращения: 29 июня 2017. 12 декабря 2017 года.
  2. Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 388.
  3. . Дата обращения: 3 августа 2011. Архивировано из 23 сентября 2012 года.

Литература

  • Кино: Энциклопедический словарь. Под ред. С. И. Юткевича и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. (Статья «Синема верите»).

Ссылки

Источник —

Same as Синема верите