Старый Новый год (фильм, 1980)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Невеста » ( нем. Die Verlobte ; в советском прокате — « Дом с тяжёлыми воротами ») — драматический фильм ГДР 1980 года режиссёров Гюнтера Райша и Гюнтера Рюккера , основанный на автобиографическом романе Евы Липпольд .
Создатели фильма стали лауреатами Национальной премией ГДР , фильм получил международные награды, в том числе « Хрустальный глобус » на Кинофестивале в Карловых Варах , был выдвинут от ГДР на « Оскар ». Считается одним из самых успешных антифашистских фильмов студии «ДЕФА» .
1934 год, Германия. Хелла и Герман, невеста и жених, члены коммунистической партии, понимают, что после прихода к власти нацистов они в опасности — и дают другу обет верности до конца жизни. На следующий день за антифашистскую деятельность Хеллу арестовывают и приговаривают к 10 годам тюрьмы.
Первые два года она проводит в одиночном заключении. Её единственная калитка во внешний мир-маленькое окошко ее клетки. Затем её переводят в общую камеру, здесь одна из немногих политических заключенных. Требуя медицинской помощи для сокамерницы она получает двенадцать суток карцера. Невыполнение условий содержания лишает её законного права на свидание с Германом, их первая встреча происходит только спустя три года разлуки.
Герман тщетно пытается получить разрешение на свадьбу с Хеллой в заключении, но ему удаётся через знакомую гестаповку Хенш добиться улучшения условий содержания Хеллы. Её переводят в прачечную, где ей, как «политической», поручается стирка чиновничьего белья, к которому другие прачки как проститутки и убийцы, не должны прикасаться. Годы заключения Хелла сохраняет любовь к Герману, с которым обменивается редкими письмами. Советско-германский пакт о ненападении повергает Хеллу в глубокое сомнение и смятение, но с началом войны она снова получает надежду. Заключённые редко и с опозданием узнают о политических событиях за стенами тюрьмы, но Хелла верит, полагая, что в России много коммунистов, и скоро фашисты будут разбиты.
В 1944 году срок Хеллы оканчивается, но встретиться с любимым она не может — её отправляют на принудительные работы на военный завод, а позже она узнаёт, что Герман арестован гестапо. Хеллу вызывают в гестапо дать показания на Германа, она молчит, и прикрытая одним из надзирателей тайком может обнять закованного в наручники любимого. Германа увозят в концлагерь, и в письме Хелле он пишет, что скорее всего его ждёт смерть. Хеллу вскоре снова арестовывают за саботаж и участие в Сопротивлении.
1945 год, Германия освобождена от фашистов. Спустя 11 лет Рейха Хелла выходит на свободу — она снова невеста, идёт к дому Германа, садится на пороге… она надеется и ждёт своего жениха…
Современная критика высоко оценила точность фильма, который «обладает подлинностью, которую в противном случае знает только документ» .
Рената Холланд-Мориц назвала фильм произведением «полных человеческих историй, встряхивающих, трогательных, указательных и рассказанных прекрасным языком женских судеб. И тем, что этот фильм мог стать художественным событием первого ранга, он обязан женщинам, которые умели вершить такие судьбы» .
Захватывающая история страсти беззащитной, но смелой, хотя и слабой, но неукротимой женщины в колесе исправительного учреждения Третьего рейха. Убедительно и как героизирующий женский фильм, и как история страстной любви, но прежде всего как кинематографически замечательное исследование мира чувств.
— кинопортал « »
Журнал « » назвал фильм «выдающимся, многослойно поставленным. В итоге: глубоко захватывающая судьба женщины» .
Отмечалось как «выдающееся» исполнение главной роли актрисой Юттой Ваховяк : «одна только роль и представление Хеллы Юттой Ваховяк достойны внимания и достойны большой похвалы. Известная актриса поднялась на труднодоступную, не так быстро повторяемую высоту в искусстве представления людей» .
Высокую оценку получила и работа оператора Юргена Брауэра , который «поместил человеческое в оптику» кинокамеры .
В ГДР фильм получил предикат «особо ценный», отмечен рядом наград:
Фильм был выдвинут от ГДР на 53-ю премию «Оскар» , но не сумел получить номинацию. Номинировался на гран-при «Золотой Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго (1981).