Возвращение к жизни (фильм, 1971)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дре́во жи́зни» ( англ. The Tree of Life ) — американский драматический фильм режиссёра и сценариста Терренса Малика , вышедший на экраны в 2011 году . Планировалось, что фильм войдёт в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2010 года , но Малик не успел его закончить в срок . Премьера состоялась на Каннском фестивале 2011 года , где картина была удостоена « Золотой пальмовой ветви » . В США лента вышла в прокат 26 мая 2011 года , в России — 9 июня .
История начинается со смерти ребёнка, с которой тяжело смириться и матери, и отцу, и брату. Каждый из них обращается с вопросами к Богу, ответить на которые может лишь он сам.
Взрослый Джек чувствует себя лишним в этом мире и пытается найти ответы в воспоминаниях о прошлом.
Джек — одиннадцатилетний мальчик и наблюдает этот мир с чистотой и непосредственностью взрослеющего ребёнка. Мать учит сына добру и бескорыстной любви, а также является глубоко верующей, отец же настаивает на первичности своих интересов в этой жизни. Родители Джека разные люди, и каждый хочет донести до сына своё понимание места в этой жизни.
После закрытия завода отец становится мягче и признаётся сыну, что лишь хотел закалить его характер, поэтому постоянно придирался к нему. Деньги у семьи заканчиваются, из-за чего они вынуждены покинуть свой дом.
Актёр | Роль |
---|---|
Брэд Питт | мистер О’Брайен |
Шон Пенн | Джек |
Джессика Честейн | миссис О’Брайен |
Хантер МакКракен | Джек в детстве |
Ларами Эпплер | Р. Л. |
Тай Шеридан | Стив |
Фиона Шоу | бабушка |
Джессика Фуселье | гид |
Николас Гонда | мистер Рейнольдс |
Уилл Уоллес | архитектор |
Келли Кунс | отец Хейнс |
Ирен Бедард | посланница |
После четырёх месяцев съёмок «Древа жизни», когда эти детишки вернулись к своей настоящей матери, у меня началась истерика. Я как будто снова осталась одна.
Впервые о проекте Малик заговорил в конце 70-х — тогда лента была известна, как «Q». Проект был заброшен, но некоторые идеи вошли в «Древо жизни» . В 2006 году началось производство картины с участием Колина Фаррелла и Мела Гибсона , но позже оно было приостановлено. В октябре 2007 переговоры вели Шон Пенн и Хит Леджер . В декабре Пенн был утверждён на роль, а Леджер ушёл из жизни в 2008 году, в связи с чем на его роль рассматривался Брэд Питт .
Съёмки фильма проходили в 2008 году в городе , штат Техас .
На премьере в Каннах фильм был освистан , что, впрочем, не помешало ему получить главную награду — Золотую пальмовую ветвь и высокие оценки кинокритиков. На Rotten Tomatoes 85 % рецензий являются положительными . На Metacritic картина получила 85 баллов из 100 на основе 43 обзоров . Кинокритик Роджер Эберт дал фильму высшую оценку — 4 звезды . Антон Долин ( Газета. Ru ) характеризовал ленту, с одной стороны, как « роман воспитания », проводя определённые параллели с сэлинджеровским « Над пропастью во ржи », а с другой — как «кино о сотворении мира и его грядущей гибели». «Сумасшедшие», по словам критика, спецэффекты, формирующие впечатляющий визуальный ряд картины, сопровождаются закадровым голосом, потоком сознания или даже «ментальным радио» . Олег Зинцов из « Ведомостей » описывал фильм как симфонию, состоящую из ряда частей, вложенных друг в друга по принципу матрёшки , а Роман Волобуев из « Афиши », поставив «Древу жизни» высшую оценку, подчеркнул флегматичность и уверенность режиссёра, выступившего в жанре «исчерпывающего фильма об устройстве вселенной» .
Но у фильма нашлись и противники. Весьма скептически воспринял новую работу Малика Дж. Хоберман , осудивший его за претенциозную высокопарность на грани китча . По его словам, фильм отключает рассудок и притупляет чувства ( disengages the mind, even as it dulls the senses ). Андрею Плахову лента напомнила «не столько даже о помпезном Голливуде , сколько о худших традициях советского „высокодуховного“ пафоса » . Майкл Аткинсон , ранее с восторгом принимавший все работы Малика, не нашёл в «Древе жизни» нового для режиссёра киноязыка. С точки зрения критика, погружаясь в автобиографическую стихию, режиссёр упивается мельчайшими подробностями собственного детства, увязывая их с событиями планетарного масштаба, в убеждённости, что «солнце освещает вселенную из его задницы». По мнению Аткинсона, фильм Малика демонстрирует, что режиссёр не знает ничего, кроме детского преклонения перед своей заботливой матерью и печального презрения к своему отцу; это не всеохватывающий взгляд взрослого на своё детство (как у Алексея Германа в « Хрусталёв, машину! »), а мечтательные чувства ребёнка, застрявшего в довольно обычном семейном конфликте .