(946) Поэзия
- 1 year ago
- 0
- 0
Кладбищенская поэзия — условное обозначение поэтического направления в сентиментализме , возникшего в Англии с середины XVIII века (эпоха перед промышленным переворотом), распространившегося во второй половине века и в Германии , а к концу его — в России и типичного как элемент стиля дворянского романтизма , или, точнее, предромантизма .
Кладбищенская поэзия является наиболее резким тематическим выражением общего настроения меланхолии и отречения, характеризующего в эту эпоху английскую поэзию природы. Развитие темы экзотизма сельской жизни и ландшафта (Бэтлер — Грей — Томсон — Шенстон) в силу распада социальной базы дворянства как класса приводит к меланхолическим пейзажам , к поэтическим мотивам ночи или вечера , тумана , зловещего пейзажа и т. п. Нейтральный ландшафт сменяется таинственным и страшным: лес — пожарищем , руинами, наконец кладбищем . В то же время заимствованный у буржуазии рационалистический протестантизм становится мистическим. Возникает английский предромантизм : мистическое возрождение готики , меланхолическое, примиренное любование природой, оссианизм , сентиментализм и, как высшая его точка, кладбищенская поэзия, мысли которой о тщете мира, грусть, зловещий поэтический пейзаж, кладбище (или символ его — руины) как непременное место наблюдения, примиренно-безнадежный тон авторского монолога .
Типичными предшественниками направления можно считать Роберта Блэйра (1699—1746) и Э. Юнга («Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии»).
Одно из самых известных произведений кладбищенской поэзии — «Элегия на сельском кладбище» ( Elegy Written in a Country Churchyard ) Томаса Грея , дважды переведенная Жуковским .
Самые известные кладбищенские поэты — Томас Парнелл , Томас Уортон , Томас Перси , Томас Грей , Джеймс Макферсон , Уильям Коллинз , Марк Эйкенсайд , Джозеф Уортон , Генри-Кирк Уайт .
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — — умер в 1943 году.