Interested Article - Невеста огня

«Невеста огня» ( азерб. Od gəlini ) — историческая трагедия азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы в 18 картинах, написанная в 1927 году . Является первым значительным произведением Джаббарлы нового периода . Трагедия посвящена восстанию Бабека против арабского халифата . Впервые поставлена на сцене в 1928 году в Баку .

История создания

Джафар Джаббарлы , автор пьесы

Трагедия «Невеста огня» посвящена действительным событиям IX века и борьбе полководца Бабека , возглавившего всенародное освободительное движение против арабско-исламских завоевателей . Бабек послужил прообразом основного героя пьесы — Эльхана .

Первоначально пьеса носила название «Бабек», но Джафар Джаббарлы не хотел ограничивать идейно-тематические рамки произведения конкретным историческим событием, а стремился придать ему более широкое содержание .

Работа над пьесой началась ещё в 1925 году , когда Джаббарлы закончил и представил в театр её первый вариант. Этот вариант, громоздкий по объёму и несовершенный в идейно-художественном отношении, не удовлетворял ни самого автора, ни театр. Поэтому Джафар Джаббарлы продолжал трудиться над пьесой, значительно сжал её и добился серьёзного улучшения художественных качеств произведения. Режиссёр Александр Туганов в своих воспоминаниях пишет:

Лучшим примером того, насколько внимательно работал Джабарлы над произведением, как он стремился совершенствовать каждое слово, является пьеса «Невеста огня».

Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Туганов, за три года упорной работы Джабарлы 38 картин первоначального варианта превратил в 18. Приняв новый вариант пьесы, театр начал интенсивно работать над ним .

История постановок

Актёры, играющие в пьесе, вместе с Аббас-Мирзой Шарифзаде в роли Эльхана и режиссёром постановки Александром Тугановым

После « Гамлета » (поставлена в декабре 1926 года), «Невеста огня» стала первым спектаклем, на подготовку которого Азербайджанским государственным театром было затрачено так же много времени и труда. «Невеста огня» была показана 16 февраля 1928 года на сцене Азербайджанского драматического театра . По словам Джафарова, «ни одно другое произведение не вызывало столь большого воодушевления в коллективе» . Это признавал и режиссёр постановки Александр Туганов :

Мне за мою долголетнюю сценическую деятельность пришлось ставить и проводить много спектаклей, волнующих, творчески насыщенных. Но сильнейшим по волнению был спектакль «Невеста огня».

Практика тех лет не знала случаев, чтобы один и тот же спектакль шел несколько дней подряд. «Невеста огня» стал первым спектаклем, прошедшим четыре дня подряд и затем в течение многих лет шедшим с огромным успехом. Долгая сценическая жизнь «Невесты огня», по словам театроведа Джафара Джафарова, объяснялась, «во-первых, высокими достоинствами самой пьесы, а, во-вторых, тем, что театр создал великолепный по яркости и красочности спектакль» .

Музыка к спектаклю «Невеста огня» была написана 20-летним композитором Афрасиябом Бадалбейли . Это было одной из первых работ композитора .

Анализ произведения

Кадр из постановки пьесы «Невеста огня». Аббас-Мирза Шарифзаде в роли Эльхана, Марзия Давудова в роли Солмаз, Ульви Раджаб в роли Алтунбая

В пьесе «Невеста огня», по словам искусствоведа , заглавная героиня — служительница храма огнепоклонников Солмаз, но её фабульная линия — только номинальный центр произведения, а действительно главный его герой — Бабек . Театровед Джафар Джафаров , называя произведение, своеобразной историко-романтической драмой, пишет, что «в ней нет документированной истории и исторических лиц». В то же время, пишет Джафаров, она исторична и рисует «правдоподобную историческую картину борьбы» народа «против арабских захватчиков и исламской религии» .

Литературовед Мамед Ариф пишет, что трагедия «Невеста огня», поставленная на сцене Азербайджанского драматического театра в 1928 году, явилась «этапным событием в идейно-художественном развитии национальной драмы» . По словам Мамеда Арифа, эта пьеса была направлена против исламской религии . Литературовед и критик (азерб.) писал, что в пьесе «Невеста огня» уже видно «проявление самого решительного, зрелого, глубокого атеизма ». Гасанов пишет, что в своем последнем монологе, который Эльхан произносит под виселицей, он смело бросает: «Нет аллаха! Нет аллаха! Я сам — аллах! Я создатель жизни и счастья на земле!» .

По словам музыковеда Наили Керимовой, вплоть до 1928 года, а именно, до постановки новой историко-героической пьесы Джаббары «Невеста огня» музыкальное оформление азербайджанских спектаклей «не выходило за рамки музыкального монтажа». Наиля Керимова отмечает, что «Невеста огня» «стала ярким событием в театральной жизни» и ознаменовала следующий этап развития жанра театральной музыки в Азербайджане, связанного с именем молодого композитора Афрасияба Бадалбейли .

Примечания

Комментарии
  1. Бабек был руководителем восстания иранских хуррамитов против Арабского халифата с центром в провинции Азербайджан (ныне расположенном на территории Иранского Азербайджана ), охватившего также другие области современного Ирана и Закавказья (около 816 837 ). Согласно Масуди и «Фихристу» Ибн ан-Надима , власть Бабека, в пик его славы, распространялась на юге до Ардебиля и Маранда , на востоке — до Каспийского моря и города Шемахы в Ширване , на севере — до Муганской степи и берегов реки Аракс , а на западе до районов Джульфы , Нахичевани и Маранды.
Источники
  1. АПИРЯиЛ им. М. Ф. Ахундова. «Невеста огня» и традиции советской исторической драмы 30-х годов // Ученые записки. — Б. : Институт, 1978. — С. 76 .
  2. Джафаров Дж.А. Сочинения: драматургия и театр. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1969. — Т. 1. — С. 178.
  3. Альманах азербайджанской советской литературы. — Б. : Азернешр, 1940. — С. 15. — 319 с.

    В пьесе «Невеста огня» Дж. Джабарлы отразил восстание, поднятое народным героем Бабеком…

  4. Альтман И. Л. Избранные статьи. — М. : Советский писатель , 1957. — С. 391. — 454 с.

    Джафар Джабарлы содействовал внедрению в репертуар театра героических пьес, рисующих прошлую жизнь народа («Невеста огня», посвященная народному вождю Бабеку, и «В 1905 году»).

  5. Мамед Ариф. Избранное в двух томах. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1973. — Т. II. — С. 83.
  6. Джафаров Дж. А. . — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 962. — С. 240. — 425 с.
  7. Мамед Ариф. Азербайджанская литература. — М. : Высшая школа, 1979. — С. 188. — 232 с.
  8. Джафаров Дж. А. Азербайджанский ордена Трудового Красного Знамени государственный драматический театр имени Мешади Азизбекова. — М. : Искусство, 1951. — С. 282. — 283 с.

    Начиная со спектакля «Невеста огня», музыка к которому была написана композитором А. Бадалбейли, театр постепенно добивался ликвидации этого пробела в своей работе.

  9. В мире музыки / ред. Л. Г. Григорьев, Я. Платек. — М. : Советский композитор, 1986. — С. 38. — 96 с.
  10. Таги-заде И. Взаимодействие искусств в советской азербайджанской художественной культуре. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1986. — С. 90. — 292 с.
  11. Оруджали Г. Вечно молодой // Литературный Азербайджан. — 1979. — С. 38 .
  12. Керимова Н. Театр и музыка. — Б. : Язычы, 1982. — С. 55. — 101 с.
Источник —

Same as Невеста огня